Тема 2. Эволюция менеджмента. Современные подходы и концепции менеджмента
Менеджмент, как и любая наука, развивается, основываясь на использовании исторического метода, который позволяет изучить историю эволюции управленческой мысли во всем ее многообразии. Изучение истории позволяет избежать противоречий и ошибок, которые встречаются на разных этапах развития науки.
Анализ и осмысление прошлого позволяет лучше понять настоящее и прогнозировать будущее, способствует появлению и формированию новых идей и концепций. Эволюция науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции не приживаются, остаются только самые ценные, проверенные практикой и временем.
В чем же заключается смысл изучения истории эволюции менедж-мента? Историческая перспектива расширяет угол зрения, позволяет анализировать события и выявлять зависимости. Она является средой, контекстом для интерпретации текущих возможностей и задач. Изучение истории предполагает понимание, какие силы и каким образом влияют на деятельность организаций. Изучение истории – это обучение стратеги-ческому мышлению, умению взглянуть на происходящее со стороны.
Например, такие «современные» элементы менеджмента, как участие работников в акционерной собственности предприятия, несколько раз входили и выходили из моды. У.К. Проктер, внук одного из учредителей Procter&Gamble, ввел план участия в прибылях в 1887 г., а несколько лет спустя распределил между рабочими часть акций. Сэм Уолтон предоставил всем работникам Wal-Mart доступ к финансовым документам (в том числе и к платежным ведомостям) в 1960-х г.г., задолго до того, как заговорили о менеджменте открытых книг.[29]
В 1886 г. задолго до появления бихевиоризма в менеджменте Савва Тимофеевич Морозов, русский предприниматель и меценат, на отцовских предприятиях провел полнейшую модернизацию и реструктуризацию: поставил новые станки, провел электрическое освещение, сократил управ-ленческий аппарат. Он создал первое в стране общество трезвости, от-крыл «сад отдыха», в котором для рабочих по вечерам играл специально нанятый оркестр (даже Шаляпин пел иногда) и в котором рабочим бесплатно раздавали чай и сладости. Построил трехэтажные каменные общежития для семейных рабочих и дома дешевых квартир, перевел на 9-часовой рабочий день и открыл в Никольском первый публичный театр. Реорганизованные Саввой Тимофеевичем фабрики заработали вдвое продуктивнее, чем прежде. На своих фабриках Морозов ввёл оплату по беременности женщинам-работницам. Имел своих стипендиатов в технических вузах страны, а некоторые из его стипендиатов обучались за границей. Морозовские рабочие были более грамотны, чем рабочие других российских промышленных предприятий.[30]
Организации развивались под влиянием социальных, экономичес-ких, политических сил. Социальные силы формируют правила поведения в обществе, систему отношений между людьми и социальными классами. Политические силы оказывают большое влияние на формирование совре-менного бизнеса. Растущая взаимозависимость государств требует иного подхода к деятельности и иного управленческого мышления. Экономи-ческие силы определяют доступность и распределение общественных ресурсов. В мировой экономике происходят глобальные преобразования. В новой зарождающейся экономике основой становятся информация и знания, интеллектуальный капитал. В совокупности все эти факторы влияют на будущее развитие менеджмента.
Теория поколений позволяет прогнозировать поведение поколения, представители которого будут управлять компаниями на протяжении следующих десяти лет. Средний возраст менеджера в России сегодня 39,5 лет. Родившиеся в период с 1995 по 2005 гг. составляют треть населения Российской Федерации. Молодые люди, прекрасно воспринимающие со-временные технологии и новые методы управления, во многом будут опи-раться на использование инноваций. Однако независимо от инноваций на развитие менеджмента будут влиять политические, экономические силы, а также знания в этой области, накопленные предыдущими поколениями.
История менеджмента.
Следующее поколение – поколение Z (поколение «других».)
От всех прочих предыдущих поколений их отличает то, что они с детства знакомы с цифровыми технологиями. Хотя большая часть представителей этого поколения – школьники, через пять-шесть лет они станут самой весомой по численности группой потребителей и работников в истории человечества. Это поколение придерживается принципа «живи настоящим», предпочитая проводить время в свое удовольствие и стараясь ни о чем сильно не беспокоиться. «Зэты» будут искать наилучшие предложения на рынке труда. Новые молодые профессионалы будут требовать от своего окружения высокой социальной ответственности, подчеркивают исследователи. Абсолютно всеми исследователями отмечается, что у нового поколения очень высокие запросы. Так, например, когда исследователи 3М (Minnesota Mining and Manufacturing Company) спросили у «зэтов», какой они видят компанию мечты, большинство ответов оказались такими: «крупная международная организация с хорошей репутацией, предоставляющая возможность работать по гибкому графику, оставляющая свободное время для личной жизни, налагающая на сотрудников минимум формальных ограничений». Рабочее пространство «зэтов» должно включать фитнес-центр (в идеале — со скалолазным стендом, залом для пилатеса и т. д.), место для прогулок, уютный светлый офис, стол, за которым при желании можно трудиться стоя. Сама же работа мечты должна располагаться недалеко от дома, чтобы не приходилось тратить полдня на дорогу. При этом хорошо, если это «недалеко от дома» окажется в центре города, в окружении интересных культурных объектов и развлекательных заведений, куда можно попасть после работы.
Еще очень важно, чтобы работодатель не запрещал сотрудникам пользоваться социальными сетями в служебное время, выделяя на это не менее часа в день. Многие участники исследования заявили, что откажутся от предложения работы, если в компании будет такой запрет![31]
Если же обратиться к истории вопроса, то проблемы управления стали актуальными в связи с переходом от мануфактуры, основанной на простом разделении труда, к промышленному производству, что потре-бовало научного обоснования поведения работников и методов управления ими на производстве.
В научной литературе приводится различная классификация школ и научных подходов к менеджменту. Исследователями неоднократно пред-принимались попытки разработки универсальной классификации школ менеджмента. Существующие сегодня классификации носят достаточно условный характер. Все многообразие существующих различных взглядов не позволяет установить единый универсальный классификационный принцип, так как каждый из авторов, пытавшихся систематизировать школы и подходы, делал акцент на различные свойства объекта исследования (организации). Невозможно создать универсальную классификацию еще и потому, что на организацию оказывает влияние большое количество внутренних и внешних факторов.
Наиболее известной является классификация школ менеджмента Гвишиани Д.М. , которая представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Классификация школ (Гвишиани Д.М.)
Название школы | Основные направления |
Классическая школа | Зарождение «научного управления». |
Школа «человеческих отношений» | Изучение групповых отношений и групповых норм, мотивам поведения людей. |
«Эмпирическая» школа | Интеграция двух предыдущих подходов; исследования основаны на изучении практического опыта. |
Школа «социальных систем» | Организация рассматривается как система. |
Новая «школа науки управления» | Применение математических методов для повышения рациональности решений (три основных направления: управление операциями, общая теория систем, эконометрика. |
Майкл Х. Мескон выделяет четыре базовых подхода в эволюции менеджмента.[32]
Таблица 2.2
Классификация школ (М. Мескон)
Подход | Школа управления |
Подход с точки зрения научного управления | Школа научного управления |
Административный подход | Классическая (административная) школа в управлении |
Подход с точки зрения школы человеческих отношений и подход с точки зрения науки о поведении | Школа психологии и человеческих отношений. Школа поведенческих наук |
Подход с точки зрения школы количественных методов | Школа науки управления (количественная) |
В таблице 2.3 приведена классификация, которая интегрируют имеющиеся взгляды на эволюцию менеджмента.
Таблица 2.3
Подходы к менеджменту
Научные школы | Классическое направление | Научный менеджмент |
Бюрократические организации | ||
Административные принципы | ||
Гуманистическое направление | Школа человеческих отношений | |
Бихевиористская школа (школа науки поведения) | ||
Школа науки управления (количественный подход) | ||
Современные тенденции | Процессный подход | |
Системный подход | ||
Ситуационный подход |
Таким образом, большинство исследователей выделяет следующие подходы к управлению:
• традиционный – управление рассматривается как управление функциями;
• процессный – управление рассматривается как процесс, направленный на создание ценности для потребителей;
• системный – организация рассматривается как открытая система со своими входом и выходом, обратной связью;
• ситуационный – методы управления меняются в зависимости от ситуации.
Далее приводится краткий обзор направлений и школ менеджмента. Необходимо отметить, что наличие значительного числа научных школ и подходов, каждый из которых предполагает свои принципы и модели, составляет важную особенность менеджмента и его отличие от других наук.