Трансфертное ценообразование

Трансфертная цена - цена, по которой один центр ответственности передает свою продукцию или услугу другому центру ответственности. В БУ это осуществляется на основании по себестоимости продукции.

Трансфертная цена необходима для увеличения количества показателей оценки эффективности деятельности центров ответственности.

Трансфертное ценообразование предполагает четкое фиксирование факта приемки-передачи продукции, работ, услуг между центрами ответственности.

По трансфертным ценам составляется внутренняя сегментарная отчетность.

На практике применяются 3 метода трансфертной цены:

1.на основе рыночных цен

o преимущества: объективный характер цен

o применяется в условиях большой децентрализации

o когда существуют центры прибыли, центры ответственности свободны при выборе внешних и внутренних покупателей. Следовательно, полуфабрикаты продукции реализованы на сторону.

o Условия выполнения этого метода:

§ Центры ответственности, приобретающие продукцию, покупают её внутри предприятия до тех пор, пока продающий центр не начинает завышать свою цену и, следовательно, желает продавать свою продукцию на внешнем рынке.

§ Покупающий центр ответственности может приобрести продукцию на стороне

§ Хотя бы если одно условие не выполняется, можно перейти к следующему методу:

2.На основе себестоимости продукции по принципу «себестоимость плюс». Три варианта формирования цены:

Полная себестоимость продукции

i. Преимущества: объективный характер

ii. Такая цена не стимулирует снижение себестоимость

iii. По этой цене нельзя судить об эффективности деятельности центра ответственности

Переменная себестоимость:

iv. Постоянные затраты через трансфертную цену не возмещаются.

v. В основе лежит себестоимость, рассчитанная по методу директ-костинг

vi. Эта Цена позволяет контролировать работу центра ответственности, т.к. постоянные затрат не зависят от работы центров ответственности.

vii. Вместе с тем здесь не формируется показатели прибыли и рентабельности

Нормативная себестоимость:

viii. С помощью нормативной себестоимости можно определить набор показателей, которые позволят оценить эффективность деятельности центра ответственности, т.к. нормативная себестоимость основана на эффективном использовании ресурсов и является плановым показателем.

ix. В результате разницы формируется прибыль, рентабельность, следовательно, можно разработать комплекс показателей для материального стимулирования работников..

3.На основе договорных трансфертных цен. При этом трансфертная цена определяется по следующей сумме двух показателей:

b. Удельная переменная себестоимость:

c. Маржинальный доход (постоянные затраты + прибыль), утраченный продающим подразделением в результате отказа от внешних продаж

Анализ безубыточности.

Точка безубыточности- объем производства, который обеспечивает организации нулевой финансовый результат.

При использовании информации проведения анализа необходимо знать определенные допущения. Невыполнение этих допущений приводит к ошибкам и неправильным выводам.

процедуры общих затрат к выручки точно определено в пределах релевантного уровня:

· Постоянные затраты не изменяются в пределах релевантного уровня.

· Переменные затраты изменяются прямо пропорционально объему в пределах релевантного уровня.

· Переменные затраты на единицу (удельные переменные затраты) продукции являются постоянными.

· Производительность труда не меняется.

· Цены на материалы и услуги тоже не меняются

· Отсутствуют структурные сдвиги

· Объем продаж незначительно отличается от объема производства

· Ассортимент продукции предприятия остается неизменным.

· Переменные затраты и продажная цена на 1 продукции определяется как средний взвешенный показатель затрат на различные единицы продукции и цен на соответствующие товары

Этот анализ позволяет определять безубыточность производства или точку безубыточности.
1)Графический метод

2)Метод уравнения

Выручка – переменные затраты – постоянные затраты = прибыль (для расчета точки безубыточности прибыль = 0).

3)метод маржинального дохода ТБ=Совокупные постоянные затраты/маржинальный доход на единицу продукции


Наши рекомендации