Денежный рынок. Количественная теория денег и общий уровень цен
Рынок труда. Агрегированная производственная функция.
При анализе рынка труда в классической модели макроэкономического равновесия обычно исходят из предпосылки о том, что работник сам определяет количество работы, которое готов выполнить. При этом он основывается на величине реальной заработной платы, а точнее, том уровне жизни, который она ему обеспечит. Соответственно, предложение труда зависит от уровня реальной заработной платы SL=f(W/p), где SL-предложение труда, W-номинальная зар плата, p-ур-нь цен, W/p-реальн зар плата.
Кривая предложения труда со стороны Кривая совок-го предложения труда.
Отдельного работника.
Ф-ция спроса на труд: DL=f(W/p)
Кривая совокупного спроса на труд. Кривая агрегированной пр-ой ф-ции.
Агрегированная пр-ая ф-ция-обобщенная завис-ть между обьемами исп-ых пр-ых рес-ов( труда и капитала) в нац эк-ке и величиной валового выпуска эк благ.
Пр-ая ф-ия Y=f(L,K), Y-обьем пр-ва, L-V труд рес-ов, K-постоянная величина капитала
Денежный рынок. Количественная теория денег и общий уровень цен.
В классической модели предпологается класс-я дихотомия-представление о нац эк-ке как двух обособленных друг от друга секторах (реальном и денежном).Анализ ден сектора в классич теории основан на колич-ой теории денег. Согласно колич-ой теории денег общий ур-нь цен измен-ся пропорционально колич-ву денег, нах-ся в обращении. Ф-ла денежного обмена Фишера: M*V=P*T, где M-колич денег, нах-ся в обращении, V-скорость обращения денег, P-средний ур-нь цен, Т-колич сделок в эк-ке.
Предполагается, что колич-во сделок в эк-ке адекватно реальному V пр-ва: M*V=P*Y, Y-реальный объем пр-ва. Кембриджский вариант колич-ой теории денег: DM=kpY, DM-спрос на деньги, k-коэфф-т пропорциональности, обратный скорости обращения денег, Y-реальн объем пр-ва. Предложение денег: SM=M0 задается экзогенно правительством или центральным банком. Ф-ция спроса на деньги DM=kpY. Кривая равновесия на денежном рынке:
Классики утверждали, что равновесное сост-ие на ден рынке носит устойчивый хар-р, так как что любое отклонение порождает автоматическую тенденцию возврата к равновесному состоянию. В классич модели ден рынок относит-но независим от рынка тов-ов и рес-ов. Величина спроса на деньги прямопропорциональна обьему пр-ва. Предложение денег устан-ся гос-ом. Взаимодействие спроса и предложения на денежном рынке опред-ет точку равновесия.
9. Методологические основы кейнсианского подхода. Джон Кейнс родился 5 июня 1883 г. в Кембридже. Основные положения кейнсианства основаны на отрицании постулатов неоклассической теории: 1.Эк-ка не явл-ся саморегулируемой, поэтому необх активное гос вмешательство.2.Ур-нь занятости определ-ся не совок предложением, а динамикой совок-го спроса (совок-ых расходов).3.Возможно несоответствие в течение длительного периода между инвестициями и сбережениями и не существует мех-зма, постоянно выравнивающего их размеры.4.Цены и зар плата явл-ся относительно жесткими в краткосрочном периоде и медленно реагируют на рын-ые колебания.
По Кейнсу люди сберегают, чтобы: -делать крупные покупки, уд-ть будущие потребности своих семей; -иметь запас (наличных) ден-ых ср-ств; -обеспечить себя и своих детей будущим; -застраховать себя от непредвиденных случаев (болезнь); -в силу привычки. !! Ни один из этих мотивов не чувствителен к ставке %.
Основные мотивы инвестиций фирм: -максимиз-ия нормы чистой прибыли, что требует соотносить доходность инвестиционного проекта с реальной ставкой %, -мотивы сбережения и инвестиц разные!! –инвестиции зависят от ставки %-та, а сбережения, прежде всего, от величины располагаемого дохода и др эк-их переменных.
Факторы, определяющие величину сбережений дом-их хоз-ств: 1.Величина располагаемого дохода (основной фактор) 2.ур-нь цен 3.накопленн богатство 4.величина потребительской задолженности 5.эк-ие ожидания 6.ур-нь налогообложения
Факторы, определяющие динамику инвестиций фирм: -ожидаемая норма чистой прибыли, -реальная ставка %-та, -изменения в технологии пр-ва, -динамика совок-го дохода, -эк-ие ожидания, -ур-нь налогообложения.
Поскольку мотивы и факторы, определяющие величины сбережений и инвестиций, различны, нет мех-зма автоматич-го выравнивая этих величин - закон не действует! Вывод: величина обьема пр-ва, определ-ся не величиной пр-ых рес-сов, которым общество располагает, а факторами со стороны совок-го спроса. Он вводит в анализ понятие эффективного спроса, под которым имеет в виду равновесный совокупный спрос.