НАФТА и проблемы интеллектуальной собственности
США являются практически единственной индустриальной страной мира, не признающей неимущественные права на авторские произведения и отказывающей им в судебной защите. Правовым системам Мексики и Канады такой подход не свойственен. В силу этого нормативными документами НАФТА после ряда дискуссий было прямо определено, что присоединение США к НАФТА не окажет влияния на законодательство США об интеллектуальной собственности по данному вопросу. НАФТА прямо указывает, что не налагает никаких обязательств на США, касающихся того, чтобы законодательство США соответствовало требованиям ст.6 Бернской конвенции о запрете на самовольное искажение, переписывание, иное изменение какого-либо авторского произведения[1].
Проблемы НАФТА
В апреле 1999 г. Комиссия договора о зоне свободной торговли в Северной Америке опубликовала данные о том, что США за 5 лет существования НАФТА за счет роста экспорта в страны-партнеры получили 14,8 млн новых рабочих мест, в то время как Мексика — 2,2 млн, а Канада —1,3 млн. Многие аналитики считают, что в США и Канаде исчезают высокооплачиваемые рабочие места по мере увеличения объемов импорта из менее развитых индустриальных стран, одной из которых является Мексика. Различные экологические и профсоюзные группы в США, как и многие члены американского Конгресса, продолжают опасаться перемещения деловой активности в Мексику с ее низкими трудовыми и экологическими стандартами; кроме того, поток иммигрантов из Мексики уже достигает 300 тыс. человек в год. Торговые вопросы и давление глобальной экономической взаимозависимости вызывают крупные политические дебаты: будут ли созданы новые рабочие места в США или, наоборот, они сильно сократятся, уменьшится ли заработная плата американских рабочих, вырастет ли дефицит федерального бюджета; хотя при этом процесс реализации соглашения проходит достаточно спокойно в атмосфере относительного экономического подъема. Свободная торговля считается причиной растущего неравенства экономик Канады и Мексики с экономикой США, так же как и сокращения программ социальной поддержки в этих странах, продолжающегося переложения налогового бремени с корпораций на граждан, высокого уровня безработицы, дальнейшего обнищания беднейших провинций и штатов. Однако уровень безработицы в США в 1999 г. составил 4 % по сравнению с 7,5 % в 1992 г., за пять лет с 1994 г. создано 15 млн новых рабочих мест.
Расширение товарооборота между США, Канадой и Мексикой, и в частности рост импорта США из стран НАФТА, способствует росту дефицита торгового баланса США, который в 2005 г. уже превысил 720 млрд долл. Канада и Мексика занимают четвертое и пятое места среди стран, с которыми США имеют самый большой торговый дефицит (после Японии, Китая и Германии)
Из-за высокой зависимости от американского рынка возросла уязвимость экономик Канады и Мексики. Она проявляется в периоды экономических спадов в США, при колебаниях в их торгово-политическом режиме и в кризисных ситуациях, как это случилось, например, после террористической атаки на США 11 сентября 2001. За несколько дней до нового 1994 года некоторые индейские общины предупредили власти Мексики, что в первые дни действия договора НАФТА они поднимут восстание. Власти им не поверили. В новогоднюю ночь сотни индейцев в черных масках и со старыми карабинами заняли столицу штата Чьяпас, немедленно захватили телеграф и представились миру как Сапатистская армия национального освобождения (САНО). Их военным лидером, говорившим с прессой, был некий субкоманданте Маркос. На следующий день армия страны атаковала крупнейшие города штата и вела боевые действия 17 дней. B первые же дни войны индейцы по всей стране вышли на улицы и потребовали оставить восставший штат в покое. В поддержку индейцев выступили также крупнейшие общественные организации мира. И правительство страны объявило о прекращении боевых действий и о желании договориться с восставшими. Все прошедшее время переговоры то велись, то снова прерывались, а восставшие индейцы так и остались хозяевами столицы Чьянаса, нескольких крупных городов и некоторых других земель в соседних штатах. Их главное требование — предоставление индейцам законной широкой региональной автономии. Сапатистские общины есть не только в Чьяпасе, но и в четырех соседних штатах. Но вообще сапатисты — меньшинство мексиканских индейцев. Большинство — под властью либо сторонников бывшей правящей партии, либо новой, находящейся у власти два года.