Спроса и совокупного предложения

В самом общем виде равновесие в экономике – это сбалансированность и пропорциональность ее основных параметров.

По отношению к рынку равновесие – это соответствие между производством благ (их предложением) и платежеспособным спросом.

Экономическое равновесие – это соответствие между ресурсами и потребностями.

Но потребности всегда опережают ресурсы. Поэтому равновесие всегда достигается либо путем ограничения потребностей, которые на рынке выступают в виде платежеспособного спроса, либо посредством оптимизации использования и увеличения ресурсов. Равновесие характеризуется сбалансированностью и пропорциональностью экономических процессов: производства и потребления; предложения и спроса; производственных затрат и результатов; материально-вещественных и финансовых потоков. Равновесие теоретически желаемое достигается в экономическом поведении индивидов при полной оптимальной реализации их интересов; реальное равновесие устанавливается в экономической системе в условиях несовершенной конкуренции и при внешних факторах воздействия на рынок (цикличность, кризисы, инфляция). Равновесие может быть частичное – равновесие на отдельном взятом рынке; общее – одновременное равновесие на всех рынках (товаров, денег, ценных бумаг и труда).

Условия общего экономического равновесия.

1. Соответствие общественных целей экономическим возможностям.

2. Использование всех экономических ресурсов страны при наличии определенного резерва производственных мощностей и “нормального” уровня занятости.

3. Общая структура производства приведена в соответствие со структурой потребления.

4. Равновесие спроса и предложения на четырех основных рынках.

Макроэкономика имеет дело с совокупными, агрегированными показателями. Имеется в виду не множество, а один совокупный производитель, один совокупный потребитель, один национальный рынок. Анализ макроэкономического равновесия осуществляется при помощи агрегирования (агрегаты – совокупные показатели). Важнейшие агрегаты: реальный объем национального производства (его показателями являются ВНП и НД) и уровень цен (агрегатные цены) всей совокупности товаров и услуг. В качестве масштаба цен берется ценность одного блага

n __

Y= ∑ P · Qi ,

i=1

где Y – объем национального производства; Р – ценность одного блага, избранного в качестве масштаба цен; Qi – количество каждого блага.

Спрос выступает не как спрос отдельных покупателей или групп населения, а как платежеспособный совокупный спрос в масштабе национального хозяйства. С одной стороны, это совокупный спрос домашних хозяйств на потребительские товары и услуги (С), фирм – на инвестиционные товары и услуги (I), государства – на приобретаемые государством товары и услуги (G). С другой стороны, это предложение валового внутреннего продукта, рассчитанного применительно к сложившемуся уровню цен.

Итак, совокупный спрос – это спрос на тот общий объем товаров и услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен, а совокупное предложение – это то общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в соответствии со сложившимся уровнем цен.

Спроса и совокупного предложения - student2.ru Графическая база для изучения уровня и динамики общественного производства. Модель AD-AS (рис.3), где AD (от англ. aggregate

demand) – совокупный спрос;

Спроса и совокупного предложения - student2.ru Спроса и совокупного предложения - student2.ru Спроса и совокупного предложения - student2.ru Спроса и совокупного предложения - student2.ru Спроса и совокупного предложения - student2.ru S (от англ. aggregate supply) –

совокупное предложение.

В макроэкономике модель

AD-AS является базовой для из-

учения колебаний объема выпус Спроса и совокупного предложения - student2.ru Спроса и совокупного предложения - student2.ru -

ка и уровня цен в экономике в

целом, причин и последствий их

изменений. С ее помощью могут

быть описаны различные вари-

анты экономической политики

Рис.3 государства.

Совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на товары и услуги, произведенные в экономике.

Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике.

При отсутствии ограничений со стороны производства, а также при отсутствии сильной инфляции рост совокупного спроса стимулирует увеличение объема выпуска и занятости, оказывая незначительное влияние на уровень цен.

Если экономика близка к состоянию полной занятости, то рост совокупного спроса вызовет не столько увеличение объема выпуска (так как практически все мощности уже задействованы), сколько рост цен.

Кривая совокупного спроса (AD) показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.

Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Наиболее простое выражение этой зависимости можно получить из уравнения количественной теории денег: MV=PY, отсюда Р = МV/Y, или

Y = МV/Р , где Р – уровень цен в экономике, в данном случае – индекс цен; Y – реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос;

М – количество денег в экономике; V – скорость обращения денег.

К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы, чистый экспорт: благосостояние потребителей, их ожидания, налоги, процентные ставки, субсидии и льготные кредиты инвесторам, колебания валютных курсов, условия на внешних рынках и т.д.

Уравнение количественной теории денег также дает два неценовых фактора совокупного спроса: предложение денег М и скорость их обращения V. Изменение неценовых факторов отражается на графике сдвигом кривой AD(рис.3). Так, увеличение предложения денег (или скорости их обращения) и соответствующий рост платежеспособного спроса в экономике отразится на графике сдвигом кривой AD вправо, а снижение спроса на нефть на мировом рынке и соответствующее сокращение экспорта – сдвигом AD влево.

Совокупное предложение – это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении).

Это понятие часто используется как синоним валового национального (или внутреннего) продукта.

Кривая совокупного предложения (AS) показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынке производителями при разных значениях общего уровня цен в экономике.

Неценовыми факторами совокупного предложения являются изменения в технологии, ценах ресурсов, налогообложении фирм и т.д., что графически отражается сдвигом кривой АS. Так, резкое повышение цен на нефть и нефтепродукты приводит к росту издержек и снижению объема предложения при каждом данном уровне цен в экономике, что графически интерпретируется сдвигом кривой АS влево. Высокий урожай, вызванный неожиданно благоприятными погодными условиями, увеличивает объем совокупного предложения и отразится на графике сдвигом кривой АS вправо.

Пересечение кривых AD и AS определяет равновесный объем выпуска и уровень цен в экономике. Точка Е является точкой экономического равновесия.

Спроса и совокупного предложения - student2.ru Резкие изменения совокупного спроса или предложения называют шоками.

С помощью модели AD – AS можно оценить воздействие шоков на экономику (рис.4).

Пример

Спроса и совокупного предложения - student2.ru Негативный шок предложения (рост цен на нефть) вызывает рост общего уровня цен в краткосрочном периоде.

Рис.4

Наши рекомендации