Анализ факторов, препятствующих эффективному взаимодействию
Факторы, негативно влияющие на взаимодействие | Степень значимости факторов (высокая, средняя,низкая) | Меры по ослаблению влияния |
5.3. Почему важно изучать процесс взаимодействия
Организация находится в состоянии постоянного обмена с деловой средой, обеспечивая себе тем самым возможность существования. Но во-первых, наряду с данной организацией эти же процессы осуществляют другие организации, в большей или меньшей степени воздействуя на параметры обмена, и, во-вторых, ресурсы внешней среды далеко не безграничны, а скорее дефицитны, поэтому всегда может существовать возможность неполучения нужных ресурсов в нужное время и в необходимом количестве. Все это может привести к многочисленным негативным последствиям и ухудшить положение организации. Следовательно, задача менеджеров состоит в налаживании такого взаимодействия организации с деловой средой, которое бы обеспечивало возможность достижения организацией поставленных целей и давало ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.
5.4. Управленческое обеспечение взаимодействия
С точки зрения менеджмента взаимодействие организации с внешней средой представляет собой процесс, эффективность протекания которого во многом зависит от реализации функций управления, гибкости и адаптивности организационной структуры и других факторов. Что это значит практически?
Взаимодействие организации с внешней средой определяется стратегией развития организации. Все целевые установки взаимодействия должны вытекать из разработанной стратегии и корректироваться исходя из корректировки стратегии, а не наоборот, как это часто бывает.
В условиях нестабильной и сложной внешней среды необходимо осуществлять постоянный мониторинг внешней среды и на основании собранной информации пытаться прогнозировать тенденции и возможные ситуации во взаимодействии.
Часто бывает, что функции, обеспечивающие реализацию взаимодействия, не сосредоточены в каком-то одном подразделении организации, а «разбросаны» по многим ячейкам и уровням. Следовательно, необходима их горизонтальная и вертикальная координация. Наиболее важной среди них является маркетинг, и, следовательно, в организации обязательно должна быть адекватная поставленным целям маркетинговая служба, которая смогла бы кроме всего прочего взять на себя координацию взаимодействия с внешней средой.
В обеспечении процесса взаимодействия очень важную роль играет контроль. Необходимо из всей совокупности возможных параметров взаимодействия отобрать те, на которые организация может существенно влиять (прямым или косвенным образом), и обеспечить персональную ответственность сотрудников организации за их реализацию.
Необходимо разработать соответствующий целям и задачам взаимодействия механизм стимулирования и мотивации сотрудников организации*.
Должна осуществляться периодическая диагностика структуры управления. Все вопросы взаимодействия должны прорабатываться с участием специальных менеджеров по рискам, которые должны оценивать возможные риски и предлагать мероприятия по их снижению.
Задание 12
Взяв за основу вышеизложенное, проанализируйте, насколько эффективно у вас организован процесс взаимодействия, насколько эффективно работают менеджеры. Выделите основные причины неэффективного управленческого взаимодействия (недостаточная квалификация менеджеров, проблемы лидерства, стиль руководства, недостатки в функциональном разделении труда, устаревшая организационная структура и т.п.). Предложите меры по улучшению взаимодействия.
5.4.1. Риски при взаимодействии с деловой средой
Риски являются
Естественным атрибутом
Рыночной экономики.
Полностью избежать
Риска в условиях
Конкуренции
Невозможно
При взаимодействии организации с деловой средой риски — обязательный атрибут. Наиболее ярко риск проявляется в частых срывах экономических отношений между организациями. В связи с кризисным состоянием системы взаимных платежей, изменением сроков и объемов поставок, требований к качеству продукции наиболее характерны следующие риски: неполного использования технологических возможностей, риск недопоставки поставщиком оплаченной продукции, риск недополучения или несвоевременного получения платы за реализованную продукцию.
Учет, изучение, а затем и управление как внешним, так и внутренними рисками должны в современных условиях стать одной из важных задач для руководства организаций, претендующих на успешное функционирование в условиях рынка. Менеджер в процессе управления организацией, желая получить экономический результат, ставит себя в рискованную ситуацию, которую характеризуют следующие моменты:
• наличие нескольких возможных решений;
• случайный характер событий;
• необходимость оценить вероятность исходов;
• возможность получить как прибыль, так и потери.
Риск неразрывно связан с управлением, которое в качестве своего внутреннего компонента содержит риск. Оценивая риск, который в состоянии взять на себя организация, менеджер исходит прежде всего из профиля ее деятельности, из наличия необходимых ресурсов для реализации программы финансирования, возможных последствий риска, стремится учесть отношение к риску партнеров по бизнесу и построить свои действия так, чтобы наилучшим образом способствовать реализации основной цели организации.
Для этого необходим определенный методический подход, позволяющий с системных позиций рассмотреть конкретные рисковые ситуации.
Можно предложить следующий порядок оценки рисков:
• определяется сущность риска;
• выясняются причины риска;
• выявляются факторы риска (т.е. предпосылки, увеличивающие вероятность и реальность наступления рисковых событий);
• оценивается степень риска;
• определяются методы компенсации и снижения риска.
Задание 13
Пользуясь приведенными выше рекомендациями, проанализируйте указанные виды рисков для вашей организации:
1) риск недополучения сырья из-за срыва заключенных договоров на поставку;
2) риск невозвращения предоплаты поставщикам;
3) риск незаключения договоров на реализацию произведенной продукции;
4) риск срыва заключенных соглашений о получении инвестиций (кредитов).
5.5. Особенности взаимодействия организации с различными элементами деловой среды
Несмотря на отмеченные в разделе 5.2 общие факторы, препятствующие эффективному взаимодействию организации с деловой средой, взаимодействие с такими ее элементами, как поставщики, потребители, конкуренты, государственные и муниципальные органы, организации инфраструктуры, имеет свои особенности, которые должны учитываться менеджерами организации.
5.5.1. Взаимодействие с потребителями
Единственная цель
Бизнеса — создавать
Потребителя.
П. Дракер
Само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы.
Потребители могут сильно различаться по своей природе и месту, которое они занимают в цепочке продвижения товара. Существуют разные мнения по классификации потребителей*. Например, Ф. Котлер выделяет в особую группу маркетинговых посредников (торговые посредники, организации по транспортировке и складированию товаров, по оказанию маркетинговых услуг, кредитно-финансовые организации). К другим составляющим широкого понятия «потребитель» относятся физические лица, приобретающие товар для личного пользования, организации — для производственного использования, государственные и общественные организации — для использования согласно сфере своей деятельности, а также покупатели, юридически или территориально находящиеся за пределами страны. Соответственно выделяют пять клиентурных рынков:
• потребительский;
• рынок производителей;
• рынок промежуточных продавцов;
• рынок государственных учреждений;
• международный.
Классическим подходом к изучению и анализу потребителей как элемента непосредственного окружения организации является составление его профиля. Он может быть составлен с учетом следующих факторов:
• географического месторасположения;
• социально-психологических характеристик (вкусы, привычки, стиль поведения и т. п.);
• демографических характеристик (возраст, образование, пол, сфера деятельности и т.п.);
• отношения к товару (услуге), производимому (оказываемой) организацией (почему он покупает именно ваш продукт, покупает ли он его для себя, как он его оценивает и т. п.).
Изучая потребителя, организация должна уяснить себе, насколько сильны его позиции по отношению к ней в процессе продажи своих товаров. Существует целый ряд факторов, определяющих силу влияния потребителей на производителей товара и на их способность вести эффективную торговлю:
• потребители обладают значимостью, их немного, и они покупают товар в большом количестве;
• покупаемый товар или услуга не экономит деньги покупателя;
• существуют товары, которые могут заменить продукцию вашей организации без ущерба для потребителя;
• экономически выгодной для потребителя является практика приобретения комплектующих у нескольких продавцов по сравнению с прикреплением к одному;
• товары, предлагаемые на продажу разными организациями-продавцами, относительно хорошо стандартизированы, и потребители легко могут найти альтернативный вариант покупки без увеличения стоимости.
Конкуренция со стороны покупателей выражается:
• в давлении на цены в целях их снижения;
• в предпочтении продукции более высокого качества;
• в требовании лучшего обслуживания (в том числе послепродажного);
• в сталкивании внутриотраслевых конкурентов друг с другом.
Организации могут увеличить свою прибыльность и рыночную устойчивость путем поиска таких потребителей, которые наиболее «отзывчивы» с точки зрения цены, качества и сервиса. Для этого необходимо проведение специальных маркетинговых исследований. Например, если организация действует на потребительском рынке (где покупают товары и услуги для личного потребления), то менеджерам необходимо выявить всех своих целевых потребителей и определить, как протекает у них процесс принятия решения о покупке. На поведение покупателей данного типа рынка в основном влияют факторы культурного, социального и психологического порядка. Все они дают представление о том, как эффективнее обслужить покупателя.
Задание 14
Проведите анализ взаимодействия вашей организации с потребителями. Для этого из ранее заполненной табл. 4.1 выберите тех потребителей, баланс сил с которыми складывается в пользу вашей организации, и отдельно потребителей, баланс сил с которыми складывается не в пользу вашей организации. Для каждой сформированной группы определите факторы, влияющие на взаимодействие с потребителями, и проранжируйте их с точки зрения значимости для вашей организации, проанализируйте, какие изменения должны произойти в организации, чтобы взаимодействие улучшилось. Полученные данные занесите в табл. 5.3.
Таблица 5.3