Анализ факторов, препятствующих эффективному взаимодействию

Факторы, негативно влияющие на взаимодействие Степень значимости факторов (высокая, средняя,низкая) Меры по ослаблению влияния
           

5.3. Почему важно изучать процесс взаимодействия

Организация находится в состоянии постоянного обмена с деловой средой, обеспечивая себе тем самым возможность существования. Но во-первых, наряду с данной организа­цией эти же процессы осуществляют другие организации, в большей или меньшей степени воздействуя на парамет­ры обмена, и, во-вторых, ресурсы внешней среды далеко не безграничны, а скорее дефицитны, поэтому всегда мо­жет существовать возможность неполучения нужных ресур­сов в нужное время и в необходимом количестве. Все это может привести к многочисленным негативным последстви­ям и ухудшить положение организации. Следовательно, за­дача менеджеров состоит в налаживании такого взаимо­действия организации с деловой средой, которое бы обес­печивало возможность достижения организацией постав­ленных целей и давало ей возможность выживать в долго­срочной перспективе.

5.4. Управленческое обеспечение взаимодействия

С точки зрения менеджмента взаимодействие организации с внешней средой представляет собой процесс, эффектив­ность протекания которого во многом зависит от реализа­ции функций управления, гибкости и адаптивности организационной структуры и других факторов. Что это значит практически?

Анализ факторов, препятствующих эффективному взаимодействию - student2.ru Взаимодействие организации с внешней средой опреде­ляется стратегией развития организации. Все целевые уста­новки взаимодействия должны вытекать из разработанной стратегии и корректироваться исходя из корректировки стратегии, а не наоборот, как это часто бывает.

В условиях нестабильной и сложной внешней среды необ­ходимо осуществлять постоянный мониторинг внешней среды и на основании собранной информации пытаться прогнозировать тенденции и возможные ситуации во взаи­модействии.

Часто бывает, что функции, обеспечивающие реализацию взаимодействия, не сосредоточены в каком-то одном под­разделении организации, а «разбросаны» по многим ячей­кам и уровням. Следовательно, необходима их горизонталь­ная и вертикальная координация. Наиболее важной среди них является маркетинг, и, следовательно, в организации обязательно должна быть адекватная поставленным целям маркетинговая служба, которая смогла бы кроме всего про­чего взять на себя координацию взаимодействия с внеш­ней средой.

В обеспечении процесса взаимодействия очень важную роль играет контроль. Необходимо из всей совокупности возмож­ных параметров взаимодействия отобрать те, на которые организация может существенно влиять (прямым или кос­венным образом), и обеспечить персональную ответствен­ность сотрудников организации за их реализацию.

Необходимо разработать соответствующий целям и зада­чам взаимодействия механизм стимулирования и мотива­ции сотрудников организации*.

Должна осуществляться периодическая диагностика струк­туры управления. Все вопросы взаимодействия должны про­рабатываться с участием специальных менеджеров по рис­кам, которые должны оценивать возможные риски и пред­лагать мероприятия по их снижению.

Задание 12

Взяв за основу вышеизложенное, проанализируйте, насколько эффективно у вас организован процесс взаимодействия, насколько эффективно работают менеджеры. Выделите основные причины неэффективного управленческого взаимодействия (недостаточная квалификация менеджеров, проблемы лидерства, стиль руководства, недостатки в функциональном разделе­нии труда, устаревшая организационная структура и т.п.). Предложите меры по улучшению взаимодействия.

5.4.1. Риски при взаимодействии с деловой средой

Риски являются

Естественным атрибутом

Рыночной экономики.

Полностью избежать

Риска в условиях

Конкуренции

Невозможно

При взаимодействии организации с деловой средой риски — обязательный атрибут. Наиболее ярко риск проявляется в частых срывах экономических отношений между организа­циями. В связи с кризисным состоянием системы взаимных платежей, изменением сроков и объемов поставок, требо­ваний к качеству продукции наиболее характерны следую­щие риски: неполного использования технологических воз­можностей, риск недопоставки поставщиком оплаченной продукции, риск недополучения или несвоевременного получения платы за реализованную продукцию.

Учет, изучение, а затем и управление как внешним, так и внутренними рисками должны в современных условиях стать одной из важных задач для руководства организаций, пре­тендующих на успешное функционирование в условиях рынка. Менеджер в процессе управления организацией, желая получить экономический результат, ставит себя в рискованную ситуацию, которую характеризуют следую­щие моменты:

• наличие нескольких возможных решений;

• случайный характер событий;

• необходимость оценить вероятность исходов;

• возможность получить как прибыль, так и потери.

Риск неразрывно связан с управлением, которое в каче­стве своего внутреннего компонента содержит риск. Оце­нивая риск, который в состоянии взять на себя организа­ция, менеджер исходит прежде всего из профиля ее дея­тельности, из наличия необходимых ресурсов для реализа­ции программы финансирования, возможных последствий риска, стремится учесть отношение к риску партнеров по бизнесу и построить свои действия так, чтобы наилучшим образом способствовать реализации основной цели орга­низации.

Для этого необходим определенный методический подход, позволяющий с системных позиций рассмотреть конкретные рисковые ситуации.

Можно предложить следующий порядок оценки рисков:

• определяется сущность риска;

• выясняются причины риска;

• выявляются факторы риска (т.е. предпосылки, увеличивающие вероятность и реальность наступления риско­вых событий);

• оценивается степень риска;

• определяются методы компенсации и снижения риска.

Задание 13

Пользуясь приведенными выше рекомендациями, проанализируйте указанные виды рисков для вашей организации:

1) риск недополучения сырья из-за срыва заключенных договоров на поставку;

2) риск невозвращения предоплаты поставщикам;

3) риск незаключения договоров на реализацию произведенной продукции;

4) риск срыва заключенных соглашений о получении инвестиций (кредитов).

5.5. Особенности взаимодействия организации с различными элементами деловой среды

Несмотря на отмеченные в разделе 5.2 общие факторы, пре­пятствующие эффективному взаимодействию организации с деловой средой, взаимодействие с такими ее элемента­ми, как поставщики, потребители, конкуренты, государ­ственные и муниципальные органы, организации инфра­структуры, имеет свои особенности, которые должны учи­тываться менеджерами организации.

5.5.1. Взаимодействие с потребителями

Единственная цель

Бизнеса — создавать

Потребителя.

П. Дракер

Само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы.

Анализ факторов, препятствующих эффективному взаимодействию - student2.ru

Потребители могут сильно различаться по своей природе и месту, которое они занимают в цепочке продвижения то­вара. Существуют разные мнения по классификации потребителей*. Например, Ф. Котлер выделяет в особую груп­пу маркетинговых посредников (торговые посредники, орга­низации по транспортировке и складированию товаров, по оказанию маркетинговых услуг, кредитно-финансовые орга­низации). К другим составляющим широкого понятия «по­требитель» относятся физические лица, приобретающие товар для личного пользования, организации — для про­изводственного использования, государственные и обще­ственные организации — для использования согласно сфе­ре своей деятельности, а также покупатели, юридически или территориально находящиеся за пределами страны. Со­ответственно выделяют пять клиентурных рынков:

• потребительский;

• рынок производителей;

• рынок промежуточных продавцов;

• рынок государственных учреждений;

• международный.

Классическим подходом к изучению и анализу потребите­лей как элемента непосредственного окружения организа­ции является составление его профиля. Он может быть со­ставлен с учетом следующих факторов:

• географического месторасположения;

• социально-психологических характеристик (вкусы, при­вычки, стиль поведения и т. п.);

• демографических характеристик (возраст, образование, пол, сфера деятельности и т.п.);

• отношения к товару (услуге), производимому (оказыва­емой) организацией (почему он покупает именно ваш продукт, покупает ли он его для себя, как он его оце­нивает и т. п.).

Изучая потребителя, организация должна уяснить себе, на­сколько сильны его позиции по отношению к ней в про­цессе продажи своих товаров. Существует целый ряд фак­торов, определяющих силу влияния потребителей на про­изводителей товара и на их способность вести эффектив­ную торговлю:

• потребители обладают значимостью, их немного, и они покупают товар в большом количестве;

• покупаемый товар или услуга не экономит деньги поку­пателя;

• существуют товары, которые могут заменить продукцию вашей организации без ущерба для потребителя;

• экономически выгодной для потребителя является прак­тика приобретения комплектующих у нескольких про­давцов по сравнению с прикреплением к одному;

• товары, предлагаемые на продажу разными организаци­ями-продавцами, относительно хорошо стандартизиро­ваны, и потребители легко могут найти альтернатив­ный вариант покупки без увеличения стоимости.

Конкуренция со стороны покупателей выражается:

• в давлении на цены в целях их снижения;

• в предпочтении продукции более высокого качества;

• в требовании лучшего обслуживания (в том числе пос­лепродажного);

• в сталкивании внутриотраслевых конкурентов друг с дру­гом.

Организации могут увеличить свою прибыльность и рыноч­ную устойчивость путем поиска таких потребителей, кото­рые наиболее «отзывчивы» с точки зрения цены, качества и сервиса. Для этого необходимо проведение специальных маркетинговых исследований. Например, если организация действует на потребительском рынке (где покупают това­ры и услуги для личного потребления), то менеджерам не­обходимо выявить всех своих целевых потребителей и оп­ределить, как протекает у них процесс принятия решения о покупке. На поведение покупателей данного типа рынка в основном влияют факторы культурного, социального и психологического порядка. Все они дают представление о том, как эффективнее обслужить покупателя.

Задание 14

Проведите анализ взаимодействия вашей организации с потребителями. Для этого из ранее заполненной табл. 4.1 выберите тех потребителей, баланс сил с которыми складывается в пользу вашей организации, и отдельно потребителей, баланс сил с которыми складывается не в пользу вашей организации. Для каждой сформированной группы определите факторы, влия­ющие на взаимодействие с потребителями, и проранжируйте их с точки зрения значимости для вашей организации, проанализируйте, какие изменения должны произойти в организации, что­бы взаимодействие улучшилось. Полученные данные занесите в табл. 5.3.

Таблица 5.3

Наши рекомендации