Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация
В составе себестоимости строительно-монтажных работ выделяют прямые затраты и накладные расходы. Плановые накопления в состав себестоимости работ не включаются.
В состав прямых затрат входят: стоимость материалов, израсходованных на производство работ; основная заработная плата рабочих; расходы на эксплуатацию. строительных машин и прочие прямые затраты. Затраты на материалы, конструкции и детали учитываются в составе себестоимости работ по действующим отпускным ценам промышленности (при получении их от предприятий промышленности стройматериалов) или по планово-расчетным ценам (при получении от промышленных предприятий, подчиненных дорожно-строительному тресту), или по фактической их себестоимости (в случае получения материалов от своих подсобных производств, не выделенных на самостоятельный баланс). При этом в затраты на материалы включают также все фактические затраты по их доставке до приобъектного склада, а также заготовительно-складские расходы. В состав основной заработной платы входит заработная плата строительных и дорожных рабочих, занятых на производстве строительно-монтажных работ, на доставке строительных материалов от приобъектного склада до места их укладки, на дозировке и доставке материалов к машинам и укладке их в "дело". Основная заработная плата рабочих включает в себя заработную плату, начисленную по всем системам оплаты труда, включая все виды премиальных доплат из фонда заработной платы, доплаты за работу в сверхурочное время, оплату простоев не по вине рабочих и т. д. Затраты на эксплуатацию машин и механизмов включают в себя текущие и единовременные расходы. В состав текущих расходов входят: основная заработная плата рабочих, занятых управлением и обслуживанием машин; стоимость топливно-смазочных материалов и электроэнергии; амортизация машин; затраты на ремонты и техническое обслуживание, а по арендованным машинам - арендная плата за пользование. Единовременные расходы состоят из расходов по погрузке, выгрузке и транспортированию машин, стоимости работ по монтажу, демонтажу и пробному пуску машин и стоимости устройства и разборки временных вспомогательных сооружений для установки машин (например, на АБЗ, ЦБЗ и т.д.). В состав прочих прямых затрат включают также затраты на транспортирование грунта, а также расходы на внутрипостроечные перевозки материалов от приобъектных складов до места укладки их в "дело" или до подъемного механизма (так называемые прочие прямые затраты).
Накладные расходы включают следующие группы затрат:
— административно-хозяйственные расходы — заработная плата административно-управленческого и производственно-технического персонала с отчислениями на социальное страхование, расходы на командировки и, разъезды, канцелярские и почтово-телеграфные расходы, расходы на аренду и ремонт зданий контор;
.— расходы по обслуживанию рабочих - социальное страхование рабочих, дополнительная заработная плата рабочих (отпусков, бригадирам за руководство и пр.); расходы на охрану труда и технику безопасности, жилищно-коммунальные и т. д.;
— расходы на организацию и производство работ - затраты на содержание пожарно-сторожевой охраны; на организованный набор рабочих; оплата работ по рационализации производства; расходы, связанные со сдачей работ; затраты на содержание производственного оборудования и , инвентаря и некоторые другие расходы;
— прочие накладные расходы - расходы на геодезические работы, осуществляемые при производстве строительно-монтажных работ, услуги буфетами столовым и т. п.
ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ
Важнейшим показателем, характеризующим конечные экономические результаты деятельности дорожно-строительных организаций, является прибыль (по ремонтно-строительному производству - экономия). Увеличение массы прибыли является важнейшим условием развития народного хозяйства, поскольку отчисления от прибыли предприятий (объединений) - один из основных источников доходов государственного бюджета. Прибыль является одним из важнейших плановых показателей, доводимых до строительных организаций в составе контрольных цифр. Прибыль дорожно-строительной организации (балансовая) определяется как сумма прибыли, получаемой в результате деятельности всех производственных подразделений, подсобных предприятий и обслуживающих хозяйств, находящихся на балансе организации:
- прибыль от реализации строительной продукции (от сдачи заказчикам законченных строительством объектов и укрупненных комплексов строительно-монтажных работ), от реализации на сторону материальных ценностей, продукции и услуг подсобных производств и обслуживающих хозяйств Пр ;
- общий итог планируемых внереализационных доходов Двр и расходов Рвр, Балансовая прибыль Пб = Пр + Двр - Рвр
Основная масса прибыли дорожно-строительных организаций (90-95 %) образуется от сдачи строительно-монтажных работ и определяется как разность между сметной стоимостью выполненных работ и фактической себестоимостью с добавлением соответствующих компенсаций.
Общая сумма прибыли зависит от структуры выполняемых работ, масштабов деятельности строительных организаций и ряда других факторов, что исключает сопоставимость деятельности различных организаций. Вследствие этого на стадии плановых и аналитических расчетов устанавливают экономический показатель эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия — рентабельность. Рентабельность представляет собой отношение балансовой прибыли к сумме стоимостей основных и оборотных средств необходимых организации для выполнения строительно-монтажных работ.
Главным источником увеличения размера прибыли подрядных строительных организаций является снижение себестоимости строительно-монтажных работ.
Рентабельность предприятия представляет собой экономический показатель, эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия или строительно-монтажной организации.
Уровень рентабельности строительных организаций определяется отношением
где Р — уровень рентабельности в проц.; П — прибыль в руб.; ОФ – стоимость основных фондов предприятия, ОС- оборотные средства.
Рентабельность изделия , где Пн – плановые накопления в цене изделия , С – себестоимость.
Рентабельность строительно-монтажной организации зависит в первую очередь от уровня затрат на производство. Основным источником данных для расчета балансовой рентабельности является отчет о прибылях и убытках строительной организации (форма № 20), который приводится ниже в сокращенном виде в тыс. руб.