Интегрированные маркетинговые коммуникации
Сегодня интегрированным маркетинговым коммуникациям (ИМК) предрекают доминирующую роль, по крайней мере, в ближайшую четверть века. Специалисты из разных сфер коммуникаций говорят об ИМК как о наиболее эффективном способе решения маркетинговых задач.
Интегрированные маркетинговые коммуникации — это совокупность запланированных маркетинговых коммуникаций, предназначенных для обращения к покупателю с целью эффективного продвижения продукции к потребителю.
В интегрированной программе каждый отдельный элемент выполняет свою функцию. Комплекс маркетинговых коммуникаций развивает и интегрирует действия компании, направленные на реализацию поставленных ею сбытов ых целей. Провести четкую грань между элементами комплекса маркетинговых коммуникаций невозможно. Так, рекламные объявления могут содержать внутри себя отрезаемые или отрывные купоны, например, дающие право на скидку с цены при покупке рекламируемого товара, что является одной из форм стимулирования сбыта, либо содержать элементы паблик рилейшнз. Прямой маркетинг, осуществляемый методом прямой почтовой рассылки, может использовать формы распространения рекламных объявлений (реклама), престижных статей (паблик рилейшнз), образцов рекламируемого
Причины перехода от традиционных маркетинговых средств коммуникации к ИМКследующие:
· Изменение потребителя, снижение приверженности к торговым маркам - В 90-е гг. западное общество сильно изменилось, изменился тип потребителя, его отношение к рекламе; для потребителя стало характерным стремление к интерактивному двустороннему общению с производителем;
· Телереклама стала дорогой и неэффективной - Огромное количество каналов с возможностью мгновенного переключения позволяет не смотреть рекламу; стоимость ТВ-рекламы постоянно растет, а ее эффективность неуклонно снижается
· Традиционный подход не учитывает новых каналов информации - Под влиянием Интернета и других технологий произошла трансформация и в СМИ: появились новые каналы распространения информации, интерактивные медиа, произошло развитие узкоспециализированных СМИ
· Традиционный подход не адекватен произошедшей индивидуализации потребителя. Необходимо построение маркетинга отношений - Увеличившаяся сегментация рынка потребовала дискретного подхода к рассылаемой информации, выделенных каналов коммуникации, по которым рассылаются послания, подготовленные индивидуально;
· Дороговизна традиционного подхода - Интегрированные маркетинговые коммуникации позволяют объединять бюджеты, оптимизируя их, достигая при этом большей отдачи, иметь дело с меньшим числом партнеров, перекладывая на них комплексные решения единым блоком;
· Непрерывно растущая глобализация и интернационализация рыночной деятельности - Компаниям необходимо управлять своими подразделениями, расположенными как в одном городе или регионе, так и во многих странах мира. При этом усложняется процесс формирования имиджа компании и распространения ее маркетинговых обращений
Раньше элементы комплекса продвижения рассматривались как отдельные функции, реализуемые специалистами соответствующих отделов. Сегодня используется концепция, предусматривающая разработку программ маркетинговых коммуникаций, которые координируют все виды продвижения. В результате повышается эффективность маркетинговой деятельности компании, поскольку согласованные обращения оказываются более действенными, чем независимые и нескоординированные.
К основным преимуществам ИМК можно отнести:
1) появляется единый центр управления кампанией по продвижению продукта;
2) этот подход дешевле традиционного;
3) вводится единое финансирование и устраняется спор за бюджеты по разным направлениям;
4) вводится единое планирование кампании.
В то время как многие организации заинтересованы в совершенствовании процесса ИМК, результаты проведенных исследований говорят о том, что на процесс внедрения концепции ИМК в практику деятельности фирм оказывает воздействие ряд следующих сдерживающих факторов.
Важнейшей проблемой формирования коммуникационной политики организации является достижение максимального эффекта функционирования «коммуникационной смеси» в целом. Эта цель достигается в рамках реализации концепции интегрированных маркетинговых коммуникаций.
Интегрированная маркетинговая коммуникация (ИМК) представляет собой концепцию планирования маркетинговых коммуникаций, исходящую из необходимости оценки стратегической роли их отдельных направлений (рекламы, стимулирования сбыта, паблик рилейшнз и др.) и поиска оптимального сочетания для обеспечения четкости, последовательности и максимизации воздействия коммуникационных программ посредством непротиворечивой интеграции всех отдельных обращений.
ИМК предполагает решение двух взаимосвязанных проблем: во–первых — создание системы коммуникационных посланий с использованием различных средств СМК, которые не противоречили бы друг другу и координировались бы между собой, формируя единый благоприятный образ коммуникатора. Во–вторых, главной целью ИМК является максимизация эффективности маркетинговых коммуникаций посредством поиска оптимальных комбинаций основных и синтетических средств СМК, а также отдельных приемов и инструментов каждого из этих средств.
Интегрированные маркетинговые коммуникации включают всю совокупность запланированных маркетинговых коммуникаций, предназначенных для обращения к покупателю с целью эффективного продвижения продукции к потребителю. В своей основе ИМК направлены на достижение синергетического эффекта. Его смысл состоит в том, что согласованное использование различных инструментов коммуникаций позволяет добиться более высокого общего результата, чем раздельное.
Синергизм — это превышение совокупного эффекта применяемых для продвижения продукции коммуникаций над эффектом отдельных коммуникационных составляющих.
Для создания синергии специалисты по маркетинговым коммуникациям должны знать, при каких условиях каждый из инструментов коммуникации работает наилучшим образом и как можно организовать их совместное использование.