Максимизация прибыли в условиях монополии
Максимизация прибыли при равенстве предельного дохода предельным издержкам
Максимизация прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах
1. Для того, чтобы сформулировать условие максимизации прибыли для монополиста, найдем производную прибыли (П) по Q и приравняем ее к нулю:
или
Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна достичь такого объема продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам.
На рис. 1.2 кривая рыночного спроса D является кривой среднего дохода монополиста. Цена единицы продукции, которую получит монополист, является функцией объема производства.
Здесь также, показаны кривая предельного дохода MR и предельных издержек МС, Предельный доход и предельные издержки совпадают при выпуске QM. С помощью кривой спроса мы Можем определить цену Рм, которая соответствует данному количеству продукции QM.
Рис. 1.2.1 Максимизация прибыли при равенстве предельного дохода
предельным издержкам
График показывает, что при объеме производства выше или ниже QM производитель будет получать меньше прибыли, так как при Ql < QM потеря прибыли связана с производством слишком маленького количества продукции и продажей по слишком высокой цене (Р1), а при Q2 > QM потери связаны с производством слишком большого количества продукции и продажей по слишком низкой цене (Р2).
2.
Рис. 1.2.2 Максимизация прибыли монополией в краткосрочном периоде
Стремясь к максимуму прибыли, монополия выбирает объем производства, при котором МС = MR. Точка пересечения этих кривых обозначена К (на рис. 1.2.2), так как точку максимизации прибыли монополией называют точкой Курно. Прибыль монополии в расчете на единицу продукции монопольного объема QM равна длине отрезка FN (Рм > АС). Суммарная прибыль монополии на весь выпуск равна площади PFNL.
Монополист, как правило, производит меньше, чем при совершенной конкуренции, и по более высоким иенам.
Обладание монополией, в то же время, не гарантирует прибыль.
Рис. 1.2.3 Монополия, приносящая убытки
На графике (рис. 1.2.3) спрос недостаточен, чтобы дать прибыль в точке, где МC=MR; фирма несет экономические убытки, так как цена не покрывает редние издержки (Рм < АС).
Таким образом, фирма-монополист может в краткосрочном периоде как получать экономическую прибыль, так и терпеть убытки.
В условиях долгосрочного периода монополия должна функционировать, по крайней мере, безубыточно. Ситуация минимизации убытков не может быть долгосрочным равновесием: фирма уйдет с рынка, если она будет не в состоянии компенсировать свои долгосрочные средние издержки.
В отличие от совершенной конкуренции долгосрочное равновесие в условиях монополии не обязательно должно устанавливаться в точке минимума кривой долгосрочных средних издержек (LACmin). Оно может быть достигнуто как при условии выпуска ниже величины объема в точке LACmin, так и при уровне выпуска, превосходящем минимум кривой LAC Покупателю же на монополизированном рынке в любом случае приходится платить за товар цену, превышающую как величину минимально возможных средних затрат, с которыми мог бы быть произведен товар, так и величину фактических средних затрат производства товара. Тем самым он позволяет производителю получать положительную экономическую прибыль.
Цена, максимизирующая долгосрочную прибыль фирмы, будет ниже, чем цена, максимизирующая краткосрочную прибыль. Это объясняется тем, что спрос на любой продукт более эластичен в долгосрочные временные интервалы, чем в краткосрочные.
Решение монополиста об объеме производства зависит не столько от графиков издержек, сколько от характера спроса. При этом главное значение имеют изменения в эластичности спроса, определяющей положение предельной выручки, что для монополиста является решающим. Так как при смещении кривой рыночного спроса его эластичность для данного уровня цены может увеличиться, а может уменьшиться, то однозначного соотношения между ценой и объемом предложения не существует. При одном объеме предложения могут сформироваться разные цены, а одному уровню цены могут соответствовать разные объемы предложения.
Таким образом, у монополии отсутствует функция предложения, т. е. для монопольного рынка кривой предложения, отражающей зависимость между рыночной ценой и объемом предложения, не существует.
Вывод по 1 разделу
В ходе изучения данного вопроса, пришли к выводу, что монополия означает присутствие на рынке единственного производителя, отсутствие продукта, которым могли бы заменить аналогичный у монополиста, плюс существуют определенные барьеры для притока новых фирм и отсутствует конкуренция.
Кроме того, выяснили, что монополист сам устанавливает цену и объем продукции, но до бесконечности не может поднимать цену, ориентируясь на рыночный спрос и свои издержки. И так как монополист единственный производитель продукции, то кривая спроса совпадает с кривой спроса рыночной. В дополнение, монополия фактически не действует на участке неэластичного спроса.
Обладание монополией не гарантирует прибыль. В условиях долгосрочного периода монополия должна функционировать, по крайней мере, безубыточно. Ситуация минимизации убытков не может быть долгосрочным равновесием: фирма уйдет с рынка, если она будет не в состоянии компенсировать свои долгосрочные средние издержки.
Для монопольного рынка кривой предложения, отражающей зависимость между рыночной ценой и объемом предложения, не существует.