Максимизация прибыли в условиях монополии: определение цены и объема выпуска. Сравнительный анализ монопольного и конкурентного равновесия

В предыдущем параграфе было рассмотрено поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции. Главным ее признаком является независимость рыночной цены на товар от действий со стороны отдельного продавца из-за того, что объем продаж любого продавца на этом рынке несоизмеримо мал по сравнению с общим объемом продаж на рынке.

Рассмотрим теперь противоположную ситуацию - чистую монополию. Для чистой монополии характерно, что

1) на рынке имеется один продавец;

2) товар не имеет близких заменителей;

3) имеются барьеры, препятствующие входу других фирм в отрасль.

Проанализируем деятельность фирмы-монополиста в краткосрочном периоде. Как известно, фирма максимизирует прибыль, производя объем производства, при котором доход от последней произведенной единицы продукции равен издержкам на производство этой единицы продукции. Это – правило максимизации прибыли (5.2.5). Так, как в условиях совершенной конкуренции фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса, условие максимизации прибыли для конкурентной фирмы может быть дополнено. Фирма максимизирует прибыль, производя такой объем продукции, при котором издержки, связанные с выпуском последней единицы продукции равны предельному доходу от выпуска этой последней единицы продукции, который, в свою очередь равен цене единицы продукции на рынке (5.2.7).

Фирма-монополист сталкивается с иными условиями. Так как эта фирма является единственным продавцом на рынке, кривая спроса для нее совпадает с отраслевой кривой спроса, которая имеет нисходящую форму. Следовательно, увеличение объема продаж сопряжено для монополиста с уменьшением цены, причем на весь объем продукции, а не только на часть его увеличения. Поэтому кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса (рис. 5.4.1).

MC
ATC
D
MR
Q
QE
E
ACE
PE
P
Рис. 5.4.1 – Монополия, получающая прибыль в краткосрочном периоде  

Монополист максимизирует прибыль при объеме производства, при котором выполняется условие максимизации прибыли для любой фирмы (5.2.5). До тех пор, пока предельный продукт MR превышает предельные издержки МС, монополисту выгодно наращивать объем производства, так как это увеличивает его прибыль. После того, как предельный продукт стал равен предельным затратам, монополисту невыгодно увеличивать объем производства, так как это уменьшит его прибыль (затраты будут увеличиваться быстрее, чем доход). Итак, монополист получает максимальную прибыль на объеме производства Qe единиц товара, реализуя его по цене Ре. Его прибыль соответствует площади заштрихованного прямоугольника (рис. 5.4.1).

Однако монопольное положение само по себе еще не гарантирует фирме получения прибыли. Спрос на продукцию монополиста может сложиться таким образом, что цена, по которой покупатели готовы купить продукцию монополиста, будет на всех объемах ниже, чем издержки на ее производство (рис. 5.4.2).

MC
ATC
D
Q
ACE
P
B
PE
K
MR
QE
Рис. 5.4.2 – Монополия, минимизирующая убытки в краткосрочном периоде

На рис. 5.4.2 видно, что объем выпуска, при котором MR = MC, обеспечивает для фирмы-монополиста не максимизацию прибыли, а минимизацию убытков. Площадь заштрихованного прямоугольника – это минимально возможная величина общих убытков фирмы при данных функциях спроса на продукцию монополиста и его затрат.

Заметим, что и в случае получения прибыли, и в случае минимизации убытков монополист выбирает объем производства меньший, чем выбрала бы конкурентная фирма. Это можно доказать графически. Для монополиста условие оптимизации объема производства – это MC=MR, а для конкурентной фирмы – это MC=P. Так как кривая MR лежит левее кривой спроса D, то и в случае получения прибыли, и в случае минимизации убытков монополист выбирает объем производства меньший, чем выбрала бы конкурентная фирма.

Попробуем определить кривую предложения фирмы-монополиста. Вспомним, что кривой предложения конкурентной фирмы является восходящая часть кривой предельных затрат МС после точки ее пересечения с кривой средних переменных издержек AVC, поскольку она демонстрирует, какой объем выпуска выберет фирма при каждом значении цены (цена у совершенного конкурента совпадает с предельным доходом MR). Восходящая часть кривой предельных затрат МС монополиста показывает зависимость объема выпуска от величины предельного дохода MR, а не от цены, ибо предельный доход MR монополиста не совпадает с ценой. Поэтому кривую предложения фирмы-монополиста построить невозможно. Можно обосновать этот вывод с помощью графического метода (5.4.3). Предположим, что монополист сталкивается сначала с кривой спроса D1. В этом случае он будет производить продукцию в объеме Qe, а реализовывать по цене P1. Далее предположим, что изменился некоторый неценовой детерминант спроса, кривая спроса поменяла свой наклон и стала D2. Выбираемый монополистом объем производства, при котором он максимизирует цену, остался прежним Qe, а цена реализации стала P2. Таким образом, при различных кривых спроса различным уровням цены соответствует один и тот же оптимальный объем выпуска фирмы-монополиста (а одному и тому же уровню цены - разные оптимальные объемы выпуска), что означает невозможность построения кривой предложения такой фирмы.

   
MC
D1
Q
QE
MRE
P
P1
P2
MR1
MR2
D2

Рис. 5.4.3 – Иллюстрация невозможности построения кривой предложения для монополии

Вывод: в краткосрочном периоде монополия может как иметь экономическую прибыль, так и минимизировать убытки (в зависимости от спроса на производимую продукцию и затрат на ее производство), кривую предложения для монополии построить невозможно. Рассмотрим поведение монополии в долгосрочном периоде.

Вспомним, что в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде фирмы могут получать только нулевую прибыль из-за отсутствия барьеров для входа в отрасль. Наличие у фирм отрасли экономической прибыли приводит к притоку в эту отрасль новых фирм, что повышает отраслевое предложение и снижает цену на продукцию и прибыль фирм.

Монополист сталкивается с совершенно иными условиями. На монополистическом рынке фирма сама и есть отрасль, вход в которую для других фирм закрыт с помощью тех или иных входных барьеров. Поэтому ничто не мешает монополисту устанавливать такой объем выпуска, чтобы и в длительном периоде получать положительную экономическую прибыль, если только характер спроса и затрат таков, что получение этой прибыли в принципе возможно.

Монополист максимизирует прибыль при таком объеме выпуска, при котором предельная выручка равна долгосрочным предельным затратам: MR = LMC. При этом данное равенство складывается не обязательно на объеме производства, при котором LAC минимальны.

Проведем анализ графиков, где показаны оптимумы монополии в долгосрочном периоде при различных размерах завода:

1) меньше оптимального (5.4.4);

2) больше оптимального (5.4.5);

3) равном оптимальному(5.4.6).

SMC
D
Q
QE
ACE
P
PE
A
MR
ACmin
B
SAC
LMC
LAC
Рис. 5.4.4 – Оптимум монополии в долгосрочном периоде. Размер завода меньше оптимального  

На рисунке 5.4.4 при объеме производства QE выпуск продукции осуществляется на заводе, размер которого характеризуется кривой средних затрат по выпуску продукции SAC. Как видно на графике (5.4.4), этот размер меньше оптимального, т.е. такого, при котором достигается минимум долгосрочных средних затрат LACmin. Объем выпуска QE не обеспечивает даже минимум краткосрочных средних затрат - увеличение выпуска позволило бы снизить средние затраты.

Проанализируем рисунок 5.4.5. Здесь поиск наибольшей прибыли приводит монополиста к выпуску продукции на заводе, размеры которого больше, чем у завода, обеспечивающего минимально возможный уровень долгосрочных средних затрат. При этом действующий завод работает с перегрузкой: снижение объема выпуска вызвало бы снижение краткосрочных средних затрат.

SMC
D
Q
QE
ACE
P
PE
MR
ACmin
SAC
LMC
LAC
Рис. 5.4.5 – Оптимум монополии в длительном периоде. Размер завода больше оптимального  

Возможен и такой вариант, когда оптимум монополиста в длительном периоде совместим с минимумом долгосрочных средних затрат (рис. 5.4.6). Однако для монополиста это просто один из множества возможных (в зависимости от условий спроса и затрат) вариантов.

SMC
D
Q
QE
ACE =
P
PE
MR
=ACmin
SAC
LMC
LAC
A
B
Рис. 5.4.6 – Оптимум монополии в длительном периоде. Оптимальный размер завода  

Анализ позволяет сделать важный вывод: рыночные силы в условиях монополии (в отличие от совершенной конкуренции) не вынуждают фирму вести производство с минимальными долгосрочными средними затратами. Покупателю же на монополизированном рынке в любом случае приходится платить за товар цену, превышающую величину как минимально возможных средних затрат, с которыми мог бы быть произведен товар, так и фактических средних затрат производства товара, позволяя тем самым производителю получать положительную экономическую прибыль.

Одним из способов расширения рынка сбыта в условиях монополии является ценовая дискриминация. Так как для монополиста кривая предельного дохода MR лежит левее кривой спроса D, он производит продукции меньше и реализует ее по более высокой цене, чем в условиях чистой конкуренции. Тем самым он лишается части потенциальных покупателей, которые были бы готовы приобрести товар, если бы его цена была ниже монопольной. Однако, снижая цену с целью расширения объема сбыта, монополист вынужден снижать цену на всю продаваемую продукцию. Лишь при выполнении определенных условий монополист может устанавливать разные цены на одну и ту же продукцию для разных групп покупателей.

Практику установления продавцом разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами, называют ценовой дискриминацией.

Ценовая дискриминация, как уже было отмечено, может проводиться лишь при наличии определенных условий.

Во-первых, у продавца должна быть возможность контролировать цены. Легче всего это может сделать монополист, поскольку если на рынке присутствуют конкуренты, они могут продавать товар дешевле там, где фирма намерена продать его дороже. Власть над ценами связана также с количеством покупателей. Если покупателей мало, так что уход любого из них с рынка заметен для продавца, возможности ценовой дискриминации ограничены.

Во-вторых, у покупателей не должно быть возможности покупать там, где продают дешевле.

В-третьих, издержки проведения в жизнь дискриминационной политики не должны превышать выгод от такой деятельности.

Принято выделять типы ценовой дискриминации. Чаще всего различают такие типы: совершенная ценовая дискриминация, ценовая дискриминация по объему покупки, ценовая дискриминация на сегментированных рынках.

Совершенная ценовая дискриминация связана с возможностью устанавливать разные цены на каждую продаваемую единицу товара. Каждый покупатель платит за дополнительную единицу товара свою цену, равную индивидуальной цене спроса. Совершенная ценовая дискриминация трудноосуществима.

Ценовая дискриминация по объему покупки связана с возможностью продавца извлечь выгоду из установления разных цен для разных объемов покупки. Обычной является практика назначения скидок при покупке крупных партий товара.

Ценовая дискриминация на сегментированных рынках означает установление разных цен для разных категорий покупателей (сегментов рынка). Предполагается, что эти категории могут быть легко идентифицированы (наличие студенческого билета, пенсионного удостоверения и т. п.). На практике такой подход осуществить гораздо легче, и в целом он преобладает.

Политика ценовой дискриминации на практике, таким образом, может проводиться только при определенных условиях. Наиболее благоприятствует их созданию монопольный тип рыночной структуры.

В чем же состоят достоинства и недостатки монополии как типа рыночной структуры? Сравним рынок совершенной конкуренции и рынок чистой монополии, используя графический метод (рис.5.4.7)

Рис. 5.4.7 – Отрасль в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии
B
MR
D
PK
P
PM
Q
QK
QM
LS(LMC)
C
EK
EM

В условиях совершенной конкуренции объем выпуска в отрасли составит QK, а цена установится на уровне РK (так как кривая спроса отдельной фирмы-совершенного конкурента совпадает с кривой предельного дохода MR, поэтому мы рассматриваем равенство MC=P). В условиях монополии выпуск продукции QM будет меньшим, чем в конкурентной отрасли, а цена РM, напротив, выше конкурентной цены (оптимальный объем устанавливается при MR=MC). Таким образом, цена монополиста выше его предельных издержек, из-за чего в условиях чистой монополии потребительский излишек уменьшается на величину, равную площади четырехугольника РKРMСЕK. Часть этих потерянных потребителем излишков, равную площади прямоугольника РKРMСВ, теперь присваивает себе производитель, но при этом излишек производителя уменьшается на величину площади ЕMK, ибо объем производства монополиста меньше, чем у совершенного конкурента. Суммарный излишек всех участников рынка уменьшается на величину площади ЕMСЕK (BСЕK - потери потребителей, ЕMK - производителей).

Таким образом, все участники рынка в совокупности (а значит, и общество в целом) несут в условиях монополии чистые потери. Эти общественные экономические потери носят название “чистых потерь” или «мертвого груза» монополии (deadweight loss).

Эти потери проявляются, во-первых, в более высокой рыночной цене, по сравнению с ценой на конкурентных рынках; во-вторых, в сознательном снижении объёмов производства и ограничении услуг для поддержания этих цен. Это приводит к неэффективности распределения ресурсов между различными отраслями, к их недоиспользованию в монополизированных отраслях.

Однако сделанный вывод представляется спорным многим экономистам. Приведем три основных аргумента противников концепции неэффективности монополии.

Во-первых, учитывая положительный эффект масштаба трудно сказать, что большие размеры фирмы – безусловное экономическое зло. Кроме того, объединение множества фирм в одну может привести к значительному снижению затрат, что изменит кривую долгосрочных предельных издержек и сделает некорректными наши выводы, полученные при неизменных предельных издержках. Учитывая положительный эффект масштаба трудно сказать, что большие размеры фирмы – безусловное экономическое зло.

Во-вторых, в отрасли характер отдачи от масштаба может быть таков, что эффективный объем выпуска одного завода окажется близким к объему рыночного спроса или даже превысит его.

В-третьих, монопольное положение фирмы является часто ключевым условием для успешной инновации. Разработка инноваций требует значительных расходов на научно-исследовательскую деятельность и реализацию инвестиционных проектов с высокими уровнями рисков, долгими сроками реализации и окупаемости. Ясно, что такие инвестиции в состоянии осуществлять только фирмы с мощным потенциалом.

В-четвертых, монополист сильнее заинтересован в разработке и внедрении технических нововведений, чем конкурентная фирма. Прибыль от разработки и внедрения технических нововведений монополист будет получать единолично, в отличие от конкурентной фирмы. В условиях рынка совершенной конкуренции все эффективные изменения техники, технологии, организации труда сразу же перенимаются конкурентами.

Контраргументы приверженцев концепции неэффективности монополии сводятся, в целом, к нижеследующим положениям.

Во-первых, большинство технических новшеств разрабатывается в современном мире в небольших и гибких компаниях, а не в вялых, неповоротливых гигантах.

Во-вторых, из-за отсутствия конкурентов фирма часто не стремится к техническим нововведениям, позволяющим повысить производительность и снизить долгосрочные средние издержки производства до минимума.

В-третьих, менеджеры монополий вводят на рынок новую продукцию и делают достоянием результаты удачных изысканий своих инновационных подразделений, как правило, только тогда, когда исчерпан потенциал высокой рентабельности от представленной на рынке продукции фирмы.

В-четвертых, поддержание входных барьеров требует от монополиста затрат некоторых ресурсов, что нецелесообразно для общества.

В-пятых, отсутствие конкурентов позволяет менеджерам монополий устанавливать цены на уровне выше, чем они были бы в условиях конкурентного рынка.

В-шестых, менеджеры монополий сознательно снижают объёмы производства и ограничивают услуги для поддержания этих цен. Это приводит к неэффективности распределения ресурсов между различными отраслями, к их недоиспользованию в монополизированных отраслях.

В-седьмых, отсутствие конкурентов позволяет менеджерам монополий безнаказанно проводить неэффективное управление, приводящее к росту затрат.

Таким образом, вопрос о неэффективности монополий остается открытым, хотя общий вывод заключается в том, что монополия менее предпочтительна для общества, чем совершенная конкуренция.

Наши рекомендации