Максимизация прибыли и минимизация издержек в условиях простой монополии

TR
Q
Q
TR
MR
g Bx2syvu7QubKXmiL551vWQghl0sBnfdDzrlrOjTSzeyAFG4HOxrpwzi2XI3yEsKN5nEULbiRPYUP nRyw6rA57k5GwFu1+ZDbOjbZr65e3w/r4Xv/lQrx+DCtl8A8Tv4Gw1U/qEMZnGp7IuWYFhDPk5eA CkizLJQKRBJdN7WAxXOSAi8L/r9D+QcAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADhAQAA EwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/ 1gAAAJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQCziVzK RQIAAGsEAAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQAZ 8EKN4gAAAAsBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAJ8EAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABADz AAAArgUAAAAA " filled="f" stroked="f" strokeweight=".5pt">
Q1
Эластичный спрос
Неэластичный спрос
A
D

Из темы эластичность известно, что если спрос эластичен, то падение цены вызывает увеличение валового дохода. Когда спрос неэластичен, при уменьшении цены доход падает. В этом состоит объяснение «холма» TR. Отсюда следует вывод, монополист никогда не захочет понижать цену на неэластичном отрезке кривой спроса.

Кривая MR всегда лежит ниже кривой спроса, так как чтобы продать дополнительную единицу продукции, монополист должен понизить цену.

B
C
A
Если первый подход был связан с валовыми показателями, то второй подход максимизации прибыли связан с использованием предельных показателей.

Максимизация прибыли

ТС

ТR

МС

АТС

 
Д

О Q1 МR

 
Q

Фирма получает прибыль, производя количество продукции от ноля до Q1. Фирма наибольшую прибыль получает там, где самая большая разница между TR и TC. Универсальное правило равенства MC и MR позволяет определить это количество продукции.

Цена и издержки за единицу
ATC
AVC
MC
A
D
MR
Q1
B
C
Убытки
D
P1
MC=MR

Убытки минимальны при производстве Q1 (MC=MR)

Последствия монополизации

1. Монополист сочтёт выгодным продавать меньше продукции и назначать более высокую цену, чем в условиях совершенной конкуренции.

2.Ограничение объема выпуска вызывает нерациональное использование ресурсов.

3.Являясь единственным продавцом в отрасли, монополист не стремится к снижению издержек, так как для него это не вопрос выживания.

4.Монополия ведёт к перераспределению доходов в обществе.

5.Нет единого мнения по поводу влияния монополии на научно технический прогресс.

Монополистическая конкуренция. Отличительные признаки

1.Большое количество потребителей и производителей.

2.Барьеры для входа и выхода с рынка минимальны.

3.Каждая фирма воспринимает цены других фирм как заданные и регулирует только свою цену.

4.Дифференциация продукта: а) по качеству, б) условиям послепродажного обслуживания, в) упаковке, дизайну, г) по близости к потребителю, д) по интенсивности рекламы. Примеры: рестораны, пекарни, парикмахерские, станции техобслуживания. Своеобразие этой рыночной структуры состоит в том, что она не исключает конкуренции: дифференциация продукта приводит к тому, что каждая фирма имеет свои издержки, следовательно, цены. Потребителю это даёт возможность выбора.

Тема 6. Олигополия

Олигополия – такая структура рынка, при которой несколько независимых фирм (от 3х до 7) удовлетворяют спрос множества потребителей. Кривая спроса в этом случае более эластична, чем в условиях чистой монополии, но менее эластична чем в условиях монополистической конкуренции.

Основные признаки:

1. Немногочисленность фирм. Высокая концентрация рынка. Причины концентрации: а) эффект масштаба, б) входные барьеры, дороговизна и стоимость получения лицензии, в) большие расходы на рекламу, г) контроль или собственность на невоспроизводимые ресурсы, д) эффект слияния.

2. По типу продукции различают: а) чистую олигополию – структура, которая производит однородный продукт (цемент, медь, алюминий и т.д.), б) дифференцированная олигополия - производит разнообразную продукцию, как правило, одного функционального назначения (автомобильная промышленность, покрышки, моющие средства, сигареты).

Модели олигополии:

1. Не основанная на тайном сговоре олигополия, в этом случае цены, как правило, не гибкие и если совокупная прибыль устраивает монополистов они предпочитают не делать резких изменений цен.

2. Основанная на тайном сговоре. В этом случае фирмы действуют в условиях, аналогичных чистой монополии. Препятствия для тайного сговора: антимонопольное законодательство, различие в издержках, число фирм в отрасли, мошенничество, спад в экономике, возможность вхождения в отрасль новых фирм.

3. Лидерство в ценах. Как правило такую стратегию используют крупные корпорации, имеющие эффект масштаба и за счет этого более низкую цену.

4. Ценообразование по принципу «Издержки + накидка». Фирма к своим издержкам прибавляет приемлемую для себя норму прибыли.

Тема 7. Монопсония

В условиях такой структуры на рынке существуют один потребитель и множество производителей. Т.е. это структура, обратная чистой монополии. Потребитель может диктовать цену и манипулировать потреблением товара.

Примеры монопсонии:

1) небольшие города вокруг одного градообразующего предприятия, в роли монопсониста выступает работодатель этого предприятия;

2) одна закупочная организация;

3) закупки государства;

4) один банк в небольшом городе.

В противовес монопсонии на рынке могут образоваться компенсирующие структуры: профсоюзы, союзы предпринимателей. Противостоять монопсонии может создание конкурентной среды в области оптовых закупок.

Наши рекомендации