Типовые налоговые конвенции ОЭСР и ООН

Типовые налоговые конвенции ОЭСР и ООН «количествен­но» имеют больше сходств, чем отличий. Тем не менее, учитывая принципиальный характер последних, это не делает их взаимозаме­няемыми. Сходство данных документов в первую очередь выража­ется в том, что они:

- разработаны в рамках международных организаций;

- представляет собой проект двустороннего налогового согла­шения, носят рекомендательный характер, а договариваю­щиеся стороны вправе изменять их и включать иные поло­жения;

- формулируют основные принципы устранения двойного на­логообложения;

- стандартизируют категории, понятия, критерии, которые на­ходят применение не только в международных соглашениях, но и в национальных законодательствах;

- сопровождаются постатейными комментариями, которые по­зволяют уточнять содержание терминов, сферу применения норм, трактовать понятия;

- применяется только в отношении резидентов договариваю­щихся сторон.

При этом резидентство определяется по на­циональному законодательству, а в случае коллизии преду­смотрен механизм принятия однозначного решения;

- распространяются только на некоторые прямые налоги, как правило, относящиеся к федеральным (центральным);

Обе Типовые налоговые конвенции имеют схожую структу­ру, в которой можно выделить следующие основные элементы:

- общие правила применения документа по кругу лиц, по объ­ектам налогообложения, в пространстве;

- определение основных понятий и категорий;

- правила распределения прав договаривающихся сторон на налогообложение определенных доходов;

- методы устранения двойного налогообложения при коллизии указанных прав;

- обязательства о недискриминации налогоплательщиков;

- положения о сотрудничестве в обмене информацией, урегу­лировании споров;

- условия о вступление в силу и прекращение действия.

Основное отличие Типовых налоговых конвенций ОЭСР и

ООН - ориентация на разные принципы обложения доходов и иму­щества, определяющие распределение прав налоговых юрисдикций на взимание с них налогов. В этом отражается противоречие между интересами экономически развитых государств, выступающих экс­портерами капитала и технологий, и развивающимися странами, ко­торые преимущественно являются реципиентами (импортерами) иностранных инвестиций. Преследуя одинаковые цели и стремясь обеспечить контроль над налогооблагаемой базой и налоговые по­ступления в свой бюджет, первые отстаивают преимущественное использование в налогообложении принципа резидентства, а вторые

- места источника дохода. При этом аргументы, приводимые в обосновании обеих позиций, достаточно значимые, что затрудняет поиск компромиссов. Развитые страны обосновывают свои претен­зии тем, что материальная основа инвестиций, направляемых их на­логовыми резидентами в зарубежные государства, создана на терри­тории этих стран и благодаря их экономической системе. Из этого делается вывод, что преимущественное право на налогообложение доходов от таких инвестиций в силу их экономической связи с эти­ми странами принадлежит последним. Развивающиеся государства в подтверждение своих налоговых претензий указывают на то обстоя­тельство, что возникновение потенциального налогооблагаемого дохода становится возможным благодаря их экономике. Следова­тельно, эти доходы неразрывно связаны с территорией этих госу­дарств, и именно они имеют преимущественные права на взимание с них налогов.

Типовая налоговая конвенция ОЭСР основывается на прин­ципе резидентства (или глобального принципа налогообложения, что означает преимущественное право на обложение дохода в стране ре- зидентства налогоплательщика. С другой стороны, страна страна- источник дохода должна ограничит сферу применения своей юрис­дикции при налогообложении доходов, либо освобождая от налого­обложения на своей территории указанные в соглашении виды дохо­дов резидентов другого договаривающегося государства, либо устанавливая в отношении их специальную пониженную ставку.

Кроме того, если нерезидент получает в таком стране доходы от находящихся на ее территории источников либо своего постоян­ного представительства и такое государство удерживает налоги, страна резидентства налогоплательщика предоставляет ему права уменьшить налоговое бремя путем соразмерного уменьшения на ве­личину уплаченных налогов в первом государстве (через предостав­ление налоговых кредитов либо налоговых освобождений). При этом все такие освобождения, пониженные ставки, виды облагаемых в соответствии с конкретным договором доходов исчерпывающим образом описываются в последнем. Такой подход, основанный на принципе резидентства, безусловно более отвечает интересам разви­тых стран, которые имеют сопоставимый уровень экономического развития и резидентами которых, как правило, являются трансна­циональные компании и основные экспортеры капитала, получаю­щие значительную долю доходов от зарубежных инвестиций.

Типовая налоговая конвенция ООН основывается на прин­ципе источника дохода, который предполагает преимущественное право на налогообложение в странах, где такой доход формируется. Обеспечение данного права страны-источника достигается за счет расширенного понимания постоянного представительства в налого­вых целях. Это обычно достигается путем классификации большин­ства видов активности нерезидента на иностранной фискальной тер­ритории как деятельности, приводящей к образованию такого представительства. Дополнительно к этому расширение прав стра­ны-источника также осуществляется через минимизацию ее обяза­тельств на снижение налогов на доходы нерезидентов, полученные на ее территории не от его постоянного представительства (на так называемые пассивные доходы).

Типовая налоговая конвенция ОЭСР предлагает для избежания двойного налогообложения в стране резидентства два альтернатив­ных метода - налоговых освобождений и налоговых кредитов. В от­личие от этого, Типовая налоговая конвенция ООН предусматривает только последний. Кроме того, в Конвенции ООН меньше места от­водится вопросам административно-информационного сотрудниче­ства и мерам против уклонения от уплаты налогов.

Наши рекомендации