Вопрос 29. Многосторонние конвенции по унификации коллизионных норм в международной купле-продаже товаров (Гаагские конвенции 1955 и 1986 гг.; Римская конвенция 1980 г.)

Каждая внешнеторговая сделка, заключаема внешнеторговой или иной организацией с иностранным контрагентом, имеет самостоятельное юр. значение. Права и обязанности сторон и содержание сделки устанавливаются по соглашению между сторонами.

Поэтому особо важное значение имеют на практике точно и четкое формулирование условий сделки, определение ответственности сторон и других условий.

Существенные различия в нормах национального зак-ва, а также трудности в определении права, подлежащего применению к сделкам, приводят к стремлению партнеров регламентировать свои отношения как можно подробнее в самом контракте. Это в свою очередь, ведет к усложнению переговоров о заключении контрактов. Указанными обстоятельствами объясняется тенденция создания унифицированных материально-правовых норм в области международной к-п.

Отсутствие единых материально-правовых норм, регулирующих международную торговлю, вызывает необходимость прибегать к коллизионному методу и отрицательно влияет на развитие международной торговли. Поэтому от того, как будет решен коллизионный вопрос, какое право будет применено к договору при разрешении спора, во многих случаях зависит от установления того, следует ли вообще считать договор заключенным, на­сколько правомерно предъявление тех или иных требова­ний сторонами друг другу, каков объем ответствен­ности сторон и т. п.

Различные межправительственные организации, а также отдельные гос-ва предприняли многочислен­ные попытки унификации норм, регулирующих отноше­ния во внешнеторговом обороте.

Такая унификация мо­жет осуществляться путем:

- введения в национальное зак-во нормативных положений, разработан­ных в рамках международных договоров;

- формирования типовых и единообразных законов;

- выработки различных типовых договоров;

- формулирования международными организациями сложившихся торговых обычаев в виде, так называемых, торговых терминов.

В 1964 году были приняты Гаагская конвенция «О единообразном законе о заключении договоров о международной к-п товаров» и Гаагская конвенция «О единообразном законе о международной к-п товаров».

Но на кон­ференции были представлены в основном гос-ва Запада и по своему содержанию указанные Гаагские Конвенции не носят в полной мере универсального характера. Они широкого применения не получили. Комиссия ООН по праву международной торговли поставила перед собой задачу разработать такие унифицированные правила, которые оказались бы прием­лемыми для большинства стран с различными систе­мами права. В результате был разработан проект, на основе которого на конференции в Вене в 1980 ' году была принята Конвенция ООН «О договорах международной к-п товаров».

Сфера применения Конвенции ООН 1980 г.:к договорам к-п товаров между сторонами (коммерческими предприятиями), которые находятся в различных гос-вах.

Коммерческие предприятия –условное обозначение места ведения бизнеса.

ВК применяется в случае,когда гос-ва, где находятся коммерческие предприятия являются договаривающимися гос-вами или если в соответствии с коллизионным регулированием к договору применяется право договаривающегося гос-ва.

Однако, то обстоятельство, что коммерческие предприятия сторон находятся в различных гос-вах, не принимается во внимание, если это вытекает из договора или из предметов их деловых отношений между сторонами.

Вопрос 30. Вопросы исковой давности в МЧП. Нью-Йоркская конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров.

Исковая давность – законодательно определенный срок, в течение которого обладателю нарушенного права предоставляется возможность удовлетворить свое требование через суд. В РФ срок давности по иску составляет три года, а для предприятий и организаций друг к другу – один год.

Это правило направлено на то, чтобы в максимальной сте­пени обеспечить расширение сферы ее применения, а тем самым и унификацию национального зак-ва. В Конвенции ООН о международной к-п товаров 1980 г. не предусмотрены правила, относящиеся к исковой давности и порядку разреше­ния споров.

По вопросам исковой давности в 1974 году была заключена Конвенция «Об исковой давности в межд-ной к-п товаров» (Нью-Йорк). Она регулирует один из важнейших вопросов, связан­ных с осуществлением прав сторон по сделке международной к-п товаров. Ею устанавливается единый для всех договоров международной к-п срок исковой давности, который равен 4 годам.

По зак-ву различных стран срок исковой дав­ности колеблется от 6 месяцев до 30 лет, поэтому для многих из них четырехлетний срок представляется при­емлемым. Конвенция предусматривает, что четырехлет­ний срок исковой давности по требованию, вытекаю­щему из нарушения договора, начинается со дня, когда имело место такое нарушение, а по требованию, вы­текающему из дефекта или иного несоответствия товаpa условиям договора,— со дня фактической передачи товара покупателю или его отказа от принятия товара. Конвенцией установлены также правила о перерыве или продлении срока исковой давности, его изменении и порядке исчисления, а также вводится общее ограни­чение срока исковой давности (10 лет) и предусмат­риваются последствия его истечения.

В соответствии с конвенцией истечение срока исковой давности принима­ется во внимание при рассмотрении спора только по заявлению стороны, участвующей в процессе. При нали­чии такого заявления право требования не подлежит признанию и принудительному осуществлению, если рас­смотрение спора начато после истечения срока исковой давности.

Вопрос 31. ИНКОТЕРМС-2000: термины группы Е и F:

ИНКОТЕРМС-2000 –сборник часто употребляемых международных торговых терминов, которые характеризуют обязанности продавца.

Применяются путем указания в договоре на соответствующий торговый термин в соответствии с ИНКОТЕРМС-2000, который делится на 4 группы: E,F,C,D. Группы изложены в порядке увеличения обязательств продавца. Существуют термины морские (если перевозка морем), а есть обычные.

Группа Е (отгрузка):

1) EXW –(«с завода») – минимальный набор обязательств продавца, который обязуется предоставить товар в распоряжение покупателя на своем предприятии.

Группа F (основная перевозка не оплачивается продавцом):

1) FCA –обязанность продавца передать товар перевозчику, указанному покупателем в определенном месте. Договор перевозки обычно заключает сам покупатель, но по просьбе покупателя может заключить и сам продавец, но за счет и риск самого покупателя.

2) FAS –(«свободно вдоль борта») – Предназначен только для морской перевозки. Продавец считается выполнивший обязанность по поставке, когда товар размещен вдоль борта судна, согласованном в порту отгрузки;

3) FOB – («свободно на борту») – Продавец, считается выполнивший свою обязанность с момента перехода товара через борт судна.

Эти термины нельзя использовать во внутренних договорах!!! К недействительности

не ведет, но тем не менее нельзя!!!

Вопрос 32. ИНКОТЕРМС-2000: термины группы С и D:

ИНКОТЕРМС-2000 –сборник часто употребляемых международных торговых терминов, которые характеризуют обязанности продавца.

Применяются путем указания в договоре на соответствующий торговый термин в соответствии с ИНКОТЕРМС-2000, который делится на 4 группы: E,F,C,D. Группы изложены в порядке увеличения обязательств продавца. Существуют термины морские (если перевозка морем), а есть обычные.

Группа С (основная перевозка оплачивается продавцом):

1) CIF –(«стоимость страхования и фрахт») – Морской термин. Продавец осуществляет поставку с момента перехода через поручни судна. Продавец должен оплатить расходы и фрахт для доставки в порт назначения, а также осуществить морскую страховку на условиях минимального покрытия рисков.

2) CFR –(«стоимость и фрахт») – Морской термин. Продавец обязан доставить товар в порт назначения. Риск на покупателе с момента перехода товара через поручни судна.

3) CPT –(«перевозка оплачена до») - Общий термин. Продавец осуществляет передачу товара определенному перевозчику, а также оплачивает расходы по перевозке до пункта назначения. Риски переходят на покупателя с момента доставки товара 1му перевозчику.

4) CIP –(«перевозка и страхование оплачивается до») – застраховать на условиях минимального покрытия рисков.

Группа D («Прибытие», продавец должен оплатить доставку товара в согласованное место, риски остаются на продавце во время перевозки):

1) DAF –(«поставка на границу») – Продавец осуществляет поставку товара с момента доставки товара в распоряжение покупателя в соответствующем месте на границе. Должны быть соблюдены таможенные формальности для вывоза, но товар должен быть передан до поступления его на таможенный пункт покупателя.

2) DES – («поставка с судна») – Морской термин. Продавец считается выполнившим обязанность по поставке с момента предоставления товара в распоряжение покупателя в согласованном порту разгрузки.

3) DEQ – («поставка с причала») – Морской термин. Продавец выполняет свои обязательства по поставке с момента предоставления товара на причал в соответствующем порту.

4) DDU – («поставка без оплаты пошлины») – Продавец выполняет свои обязательства с момента предоставления неразгруженного товара в распоряжение покупателя и при этом не очищенном для целей таможенного ввоза.

5) DDP -(«поставка с оплаченной пошлиной») – продавец оплачивает таможенные пошлины ввоза .

Эти термины нельзя использовать во внутренних договорах!!! К недействительности

не ведет, но тем не менее нельзя!!!

Наши рекомендации