Автоматизация административных функций и деятельности территориальных структур органов власти
Работу с первичными данными и формирование информационных ресурсов территории осуществляют различные службы и отделы муниципальных образований средствами различных АИС [9], например:АИС «ЗАГС» — оформление актов гражданского состояния, обновление реестра населения, архива, ведение списков статотчетности.АИС «Воинский учет» — регистрация военнообязанных, сборов, медкомиссий, списков, статистических форм.АИС «БТИ» — учет жилых и нежилых зданий, сооружений, пристроек, помещений, жилых квартир, малоэтажного и многоэтажного жилого фонда, описание зданий, прав владения.АИС «Коммунальные платежи» — расчет всех видов оплат, учет льгот, перераспределение оплат получателям, учет эксплуатационных расходов ЖКХ, жилищных субсидий.АИС «Земля» — кадастровое описание участка, местоположения, зонирования, размещения зданий на участке, сведений о владельцах.
АИС «Муниципальная статистика» — автоматизация ввода данных в объеме отчетных форм муниципальной статистики (П1—П4), баланса и дополнительных форм. Подготовка сводок в администрацию.
АИС «Делопроизводство» — учет всех документов, автоматизация работ по их выпуску, учет поручений и контроль исполнительской дисциплины, анализ документов и выполняемых работ.
АИС «РОНО» — ведение реестра дошкольных и общеобразовательных учреждений и их описание; учет кадров, имущества, формирование бюджета.
АИС «Горздрав» — ведение статистики по заболеваемости, реестра медицинских учреждений и их описание, учет кадров, имущества, формирование бюджета.
АИС «Соцзащита» — ведение реестра социально не защищенных категорий, учет социальных выплат, ведение реестра учреждений социальной защиты, их описание, формирование бюджета.
АИС «Аренда» — автоматизация работ по оформлению договоров аренды зарегистрированных объектов муниципального имущества и сделок с ним, учет поступления платежей и расчетов с арендаторами.
АИС «Торговля» — учет предприятий торговли и ПБЮЛ, занимающихся торговлей, учет и автоматизация оформления разрешений, лицензий, разовых талонов, регистрация сборов, контроль деятельности.
Функционирование некоторых из перечисленных систем (АИС «ЗАГС», АИС «Земля», АИС «Муниципальная статистика») четко регламентировано федеральным законодательством. Для них созданы готовые, тиражируемые информационные системы, входящие в пакет ТИС-МО, и необходимо лишь выполнить работы по их адаптации в части формирования адресного пространства, ввода названий учреждений, формирования реестра объектов учета или конвертации уже существующих БД из ранее эксплуатировавшихся систем в новую оболочку и т.д. Организация работы других АИС в разных муниципальных образованиях отличается в силу естественных различий в работе соответствующих административных органов. В этих случаях используются входящие в пакет ТИС-МО базовые заготовки программных модулей, с помощью которых разработчики совместно с пользователями в сжатые сроки формируют АИС под конкретное учреждение (подразделение) на основе анализа делового процесса, обработки форм документов и их последующего воспроизведения средствами информационной системы. По такой же схеме можно информатизировать те функции органов власти и управления, которые не вошли в приведенный список, например функции по информатизации муниципальных учреждений и предприятий.
Важно отметить, что именно полная автоматизация первичных административных операций создает мотивацию и делает целесообразным формирование и ведение единой системы информационных ресурсов, используемых для поддержки принятия решений в области комплексного социально-экономического управления территорией.