Критерии и показатели эффективности управления
Лекция № 18
Эффективность управления
(Лз-4 ч, см.из. -4 ч, пз-4 ч)
План:
1 Сущность эффективности управления
2 Критерии и показатели эффективности управления
3 Экономическая оценка эффективности управления
4 Влияние культуры на организационную эффективность
Сущность эффективности управления
Эффективность – это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, т.е. интегрированный результат взаимодействия компонентов управления. Эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов. Эффективность управления проявляется в эффективности производства, составляет часть эффективности производства. Результаты действия, соотнесенные с целью и затратами, - это и есть содержание эффективности как управленческой категории.
На эффективность деятельности менеджера влияет ряд факторов:
-потенциал сотрудника, его способность выполнять определенную работу;
-средства производства;
-социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом;
-культура организации.
Таким образом, эффективность управления –один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Оценить эффективность управления можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такая упрощенная оценка не всегда корректна, так как:
1) результат управления не всегда заключается в прибыли;
2) такая оценка приводит к непосредственному и опосредованному результату, который скрывает роль управления в его достижении. Прибыль часто выступает как опосредованный результат;
3) результат управления может быть не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим;
4) затраты на управление не всегда можно достаточно четко выделить.
Изменение в более благоприятную сторону соотношения между полученными результатами и связанными с ними затратами называется экономизацией деятельности.
Сама экономизация управления достигается несколькими способами:
1) снижение затрат при тех же результатах;
2) увеличение результата при меньшем росте затрат;
3) увеличение результата при сокращении затрат (самый благоприятный вариант);
4) уменьшение результата при ещё большем уменьшении затрат.
Эффективность управления можно определить в общем виде или в относительных величинах, например как соотношение цели и полученного результата (степень реализации цели), полученного результата и ресурсов, использовавшихся для его получения, экономического эффекта и затрат, потребности и ее удовлетворения, или в абсолютных величинах, скажем, в массе прибыли.
На практике эффективность управления можно измерить как общими показателями, характеризующими работу фирмы (производительность труда, прибыльность, рост объемов производства и проч.), так и специфическими (экономия затрат за счет упорядочения потоков информации, снижения доли менеджеров в составе персонала, уменьшения числа уровней управления и т.п.).
Для оценки эффективности управления важное значение имеет определение соответствия системы управления и её организационной структуры объекту управления. Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, соответствии численности состава работников объёму и сложности работ, полноте обеспечения требуемой информацией, обеспеченности процессов управления технологическими средствами с учётом их номенклатуры.
Критерии и показатели эффективности управления
Эффективность управленческой деятельности может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность).
Количественные показатели деятельности системы управления включают:
-комплекс трудовых показателей — экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.;
-финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.);
-показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).