Бухгалтерский учет расчетов по налогам и сборам, пути его совершенствования

В Гомельском райпо для бухгалтерского учета налогов и отчислений используется счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», где обобщается информация о расчетах с бюджетом по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с дохода ее персонала.

Порядок исчисления и уплаты налогов регулируется законодательными и другими нормативными правовыми актами.

К счету 68 "Расчеты по налогам и сборам" открыты субсчета:

1. Расчеты по налогам и сборам, относимым на затраты по производству и реализации продукции, товаров, работ, услуг;

2. Расчеты по налогам и сборам, исчисляемым из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг;

3. Расчеты по налогам и сборам, исчисляемым из прибыли (дохода);

4. Расчеты по подоходному налогу;

5. Расчеты по прочим платежам в бюджет .

На субсчете 68-1 «Расчеты по налогам и сборам, относимым на затраты по производству и реализации продукции, товаров, работ, услуг» учитываются расчеты по налогам, сборам и иным обязательным отчислениям, относимым в соответствии с законодательством на затраты по производству и реализации продукции, товаров, работ, услуг.

На субсчете 68-2 «Расчеты по налогам и сборам, исчисляемым из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг» учитываются расчеты по налогу на добавленную стоимость, акцизам и другим налогам и сборам, исчисляемым из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг в соответствии с законодательством.

На субсчете 68-3 «Расчеты по налогам и сборам, исчисляемым из прибыли (дохода)» учитываются расчеты по налогам на прибыль и доходы и другим налогам и сборам, исчисляемым из прибыли (дохода) организации в соответствии с законодательством.

На субсчете 68-4 «Расчеты по подоходному налогу» учитываются расчеты по подоходному налогу, исчисляемому в соответствии с законодательством.

На субсчете 68-5 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» учитываются расчеты по прочим платежам в бюджет.

Причитающиеся к уплате в бюджет суммы налогов, сборов и иных платежей в бюджет отражаются по дебету счетов 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные затраты», 44 «Расходы на реализацию», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки» и других счетов и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Причитающиеся к уплате в бюджет штрафы, пени отражаются по дебету счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Перечисленные в бюджет платежи отражаются по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 51 «Расчетные счета» и других счетов.

Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов.

Учет взносов в Фонд социальной защиты населения (далее - ФСЗН) следует вести на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (целесообразно открыть отдельные субсчета по учету отчислений на обязательное социальное страхование и профессиональное пенсионное страхование).

В связи с отменой Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных постановлением Минэкономики РБ, Минфина РБ и Минтруда и соцзащиты РБ от 30.10.2008 № 210/161/151, некоторые авторы высказывают мнение, что если отчисления начисляют от выплат, не относимых на затраты (например, материальная помощь, разовые премии и т.д.), то их также следует отражать по дебету счетов 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (92 «Внереализационные доходы и расходы») и кредиту счета 69. Однако такой подход не подкреплен нормативными документами. На этот момент следовало бы обратить внимание законодателям и дополнить нормативные акты по отчислениям ФСЗН и в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» положениями, определяющими однозначное включение отчислений в состав затрат в целях бухгалтерского и налогового учета независимо от источников выплаты. В настоящее время в комментариях к счету 69 Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89 (далее - Инструкция), определено, что счет 69 кредитуют на суммы платежей на социальное страхование и обеспечение работников, подлежащие перечислению в соответствующие фонды. При этом записи производят в корреспонденции с дебетом:

- счетов, на которых отражено начисление оплаты труда, - в части отчислений, производимых за счет организации;

- счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - в части отчислений, производимых за счет работников организации.

Аналитический учет следует вести по каждому виду отчислений.

Корреспонденцию счетов по учету налоговов и сборов в Гомельском райпо в 2011 г. представлена в таблице 2.3.

Таблица 2.3- Корреспонденция счетов по учету налогов и сборов в Гомельском райпо

№ п/п Наименование налогов, сборов и отчислений Дебет Кредит
Земельный налог (платежи за землю) в части налога по вновь строящимся объектам 20, 23, 25, 26, 29, 44 68-1
Экологический налог 20, 23, 25, 26, 29, 44 68-1
Отчисления в инновационные фонды 20, 23, 25, 26, 29, 44 68-1
Сбор с заготовителей 20, 23, 25, 26, 29, 44 68-1 или 68-5 «Прочие налоги, сборы и отчис-ления»
Страховые взносы в ФСЗН 20, 23, 25, 26, 29, 44
Взносы на профессиональное пенсионное страхование 20, 23, 25, 26, 29, 44
Взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 20, 23, 25, 26, 29, 44 76-2
Налог на добавленную стоимость 20, 23, 25, 26, 29, 44

Источник: собственная разработка на основании практических данных организации (приложения А,Б)

Для совершенствования и оптимизации как бухгалтерского, так и налогового учета по налогам и сборам в Гомельском райпо необходимо провести автоматизацию данных операций. Проблемы, связанные с постоянными изменениями в законодательстве, серьезно затрудняют разработку специальных программных продуктов для автоматизации бухгалтерского учета — необходимо оперативно реагировать и вносить все изменения. Сочетать высокий уровень автоматизации с корректностью выполнения бухгалтерских операций можно приметить программное средство «1С:Бухгалтерия: версия 8». «1С:Бухгалтерия» является универсальной системой для автоматизации ведения бухгалтерского учета. Она может поддерживать различные системы учета, различные методологии учета, использоваться на предприятиях различных видов деятельности, так как содержит эффективные средства внутреннего перепрограммирования и настройки.

Даже если у райпо нет средств на покупку какой то специальной программы, на сайте www.gb.by можно найти несколько новых Excel-программ, способных наладить налоговый учет в соответствии с установленными правилами его ведения.

Заключение

Налоговые поступления составляют основу при формировании бюджета государства (90% всех поступлений в консолидированный бюджет), поэтому внимание налоговых органов к правильности формирования налогооблагаемых баз и к полноте исчисления налогов на предприятии повышенное.

В Республике Беларусь существует разветвленная система налогов и сборов, уплачиваемых ежемесячно в бюджет государства как коммерческими так и некоммерческими организациями, однако для того что б правильно рассчитать все налоги, бухгалтерам нужно четко знать всю законодательную базу по регулированию вопросов налогообложения, что в последние года очень часто меняется, а так же приспособится к Новому плану счетов, который не так давно был введен на территории Республики Беларусь.

Целью учета и анализа расчетов плательщика по налогам и сборам – является исследование организации учета расчетов плательщика налогов и сборов и разработка предложений по совершенствованию, изучение изменения структуры и динамики налогов, определение эффективности использования льгот по различным отчислениям, определение влияние налогов на получение прибыли (убытка) организации, выяснение причин изменения его слагаемых и определение путей их совершенствования.

В курсовой работе был проведен анализ бухгалтерского учета расчетов по налогам и сборам Гомельского райпо. Анализируя деятельность райпо в целом можно сделать вывод, что по состоянию в первом квартале 2012 г. организация остается все еще неплатежеспособной и финансово зависит от заемных и привлеченных источников финансирования. Платежеспособность организации считается нормальной, если она в каждый момент только за счет денежных средств может погасить не менее 15-20% имеющейся задолженности. К сожалению, этот показатель в райпо сильно отстает от нормативного. Низкая ликвидность Гомельского райпо является сигналом о возникновении трудностей с погашением задолженности. На сегодняшний день заемные и привлеченные средства являются основными источниками формирования оборотных активов организации, а также отсутствие собственных оборотных средств доказывает финансовую зависимость райпо от кредитов банка. При сохранении данной тенденции в будущем это может привести к тяжелым последствиям для деятельности Гомельского райпо. Результаты анализа использования капитала организации позволяют сделать вывод, что основное преимущество организации – это рост рентабельности.

Гомельское райпо в бюджет уплачивает следующие налоги: налог на добавленную стоимость; налог на прибыль; налог на недвижимость; экологический налог; налог на землю (земельный налог), страховые взносы в ФСЗН.

Методика исчисления и уплаты налогов в Гомельском райпо соответствует действующему налоговому законодательству.

При организации бухгалтерского учета бухгалтера Гомельского райпо руководствуются новым планом счетов утвержденным на территории Республики Беларусь, основными счетами при расчетах по налогам и сборам является 68 счет.

В процессе анализа расчетов организации с бюджетом по налогам и сборам используют данные планов, бизнес-планов организации, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего учета, норм, нормативов, тактических и стратегических прогнозов экономического и социального развития, внеучетные источники информации; материалы личных наблюдений первичные документы, договора на поставку товаров.

Для того что б улучшить учет расчетов по налогам и сборам в Гомельском райпо в будущих годах, нами было предложено внедрить новую бухгалтерскую программу «1С Бухгалтерия: версия 8», которая позволит улучшить финансовое состояние организации, снизить риск получения неверных расчетов налогов и отчислений, и как следствие получения штрафных санкций от компетентных органов.

В целях совершенствования налогообложения Гомельского райпо целесообразно провести следующие мероприятия: проводить анализ налогов и сборов и налоговой нагрузки; осуществлять налоговое планирование, составлять налоговый план и налоговый календарь.

Таким образом, реализация предложенных мероприятий позволит усовершенствовать процесс бухгалтерского и налогового учета расчетов Гомельского райпо по налогам и сборам.

Наши рекомендации