Показатели монопольной власти

Показатели концентрации

Показатели концентрации основаны на сопоставлении размера фирмы с размером рынка, на котором она действует. Чем выше размер фирм по сравнению с масштабом всего рынка, тем выше концентрация производителей.

Индекс концентрации - это сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке[1][1]:

Показатели монопольной власти - student2.ru Показатели монопольной власти - student2.ru

Показатели монопольной власти - student2.ru где Yi — рыночная доля i-той фирмы; k — число фирм, для которых высчитывается этот показатель.

Показатели монопольной власти - student2.ru qi - объем продаж фирмы, Q- объем рыночных продаж

Индекс концентрации измеряет сумму долей k крупнейших фирм в отрасли (при этом k < n, n — число фирм в отрасли). Рыночная доля измеряется в относительных долях (0 < Y < 1). При k = n оче­видно Yi = 1. Для одного и того же числа крупнейших фирм чем больше степень концентрации, тем менее конкурентной является отрасль. Индекс концентрации не говорит о том, каков размер фирм, которые не попали в выборку k, а также об относительной величине фирм из выборки. Он характеризует только сумму долей фирм, но разрыв между фирмами может быть разным.

Недостаточность индекса концентрации для характеристики по­тенциала рыночной власти фирм объясняется тем, что он не отража­ет распределения долей как внутри группы крупнейших фирм, так и за ее пределами — между фирмами-аутсайдерами. Дополнительную информацию о распределении рынка между фирмами предоставляют другие показатели концентрации.

Для измерения степени неравенства размеров фирм, действующих на рынке, используется показатель дисперсии рыночных долей:

Показатели монопольной власти - student2.ru i =1,2,…, n,

где Yi - доля фирмы на рынке

Показатели монопольной власти - student2.ru - средняя доля фирмы на рынке равная Показатели монопольной власти - student2.ru ;

n - число фирм на рынке

Также используются показатели дисперсии логарифмов рыночных долей

Показатели монопольной власти - student2.ru i =1,2,…, n,

Оба этих показателя имеют один и тот же экономический смысл - определения неравномерности распределения долей между участниками рынка. Чем больше неравномерность распределения долей, тем при прочих равных условиях более концентрированным является рынок.

Однако дисперсия не дает характеристику относительного размера фирм: для рынка с двумя фирмами одинакового размера и для рынка со 100 фирмами одинакового размера дисперсия в обоих случаях будет одинакова, и равна нулю, но уровень концентрации будет различным. Поэтому показатель дисперсии применяется как вспомогательное средство.

Индекс Херфиндаля—Хиршмана (Herfindal—Hirshman index) опре­деляется как сумма квадратов долей всех фирм. действующих на рынке[2][2]:

Показатели монопольной власти - student2.ru

Индекс принимает значения от 0 (в идеальном случае совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма, производящая 100% выпуска). Если считать рыночные доли в процентах, индекс будет принимать значения от 0 до 10 000. Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.

Начиная с 1982 г. индекс Херфиндаля—Хиршмана служит основ­ным ориентиром при осуществлении антимонопольной политики США. Его основное преимущество - способность чутко реагировать на перераспределение долей между фирмами, действующими на рынке. Если доли всех фирм одинаковы, то HHI = 1/n.

Индекс Херфиндаля — Хиршмана предоставляет информа­цию о сравнительных возможно­стях фирм влиять на рынок в ус­ловиях разных рыночных структур. Рыночная власть доминирующей фирмы в конкурентном окружении, контролирующей 50% рынка, со­поставима с рыночной властью каждого из четырех продавцов - олигополистов. Точно так же в сред­нем каждый из дуополистов, кон­тролирующих рынок, будет обла­дать приблизительно теми же воз­можностями влиять на рыночную цену, что и доминирующая фирма, контролирующая 70% рынка.

Значение индекса Херфиндаля—Хиршмана прямо связано с показателем распределения долей фирм на рынке, так что:

Показатели монопольной власти - student2.ru

где n— число фирм на рынке;

Показатели монопольной власти - student2.ru - показатель дисперсии долей фирмы на рынке.

Приведенная формула позволяет нам разграничить влияние на индекс Херфиндаля—Хиршмана числа фирм на рынке и распределе­ния рынка между ними. Если все фирмы на рынке контролируют одинаковую долю, показатель распределения равен нулю и значение индекса Херфиндаля—Хиршмана обратно пропорционально числу фирм на рынке. При неизменном числе фирм на рынке чем больше различаются их доли, тем выше значение индекса.

Индекс Херфиндаля—Хиршмана благодаря чувствительности к изменению рыночной доли фирмы приобретает способность кос­венно свидетельствовать о величине экономической прибыли, по­лученной в результате осуществления монопольной власти.

Индекс Джини

Представляет собой статистический показатель, основанный на кривой Лоренца.

Показатели монопольной власти - student2.ru Кривая Лоренца, отражающая неравномерность рас­пределения какого-либо признака, для случая концентрации продавцов на рынке показывает взаимосвязь между процентом фирм на рынке и долей рынка, подсчитанной нарастающим итогом, от мельчайших до крупнейших фирм.

В использованном нами выше примере отраслевого рынка А кри­вая Лоренца будет иметь вид, как показано на рис.

Индекс Джини представляет собой отношение площади, ограничен­ной фактической кривой Лоренца и кривой Лоренца для абсолютно рав­номерного распределения рыночных долей (так называемой «кривой абсолютного равенства») к площади треугольника, ограниченного кри­вой Лоренца для абсолютно равномерного распределения долей и ося­ми абсцисс и ординат.

Индекс Джини представляет статистический показатель вида:

Показатели монопольной власти - student2.ru

Yi - объем производства i-й фирмы

Yj - объем производства j-й фирмы

n - общее число фирм

Чем выше индекс Джини, тем выше неравно­мерность распределения рыночных долей между продавцами, и следова­тельно, при прочих равных условиях выше концентрация на рынке,

При использовании индекса Джини для характеристики концент­рации продавцов следует учитывать два важных момента. Первый свя­зан с концептуальным недостатком индекса. Он характеризует, как и показатель дисперсии логарифмов долей, уровень неравномерности рас­пределения рыночных долей- Следовательно, для гипотетического кон­курентного рынка, где 10 000 фирм делят между собой рынок на 10 000 равных долей и для рынка дуополии, где две фирмы делят рынок попо­лам, показатель Джини будет одними тем же. Второй момент связан со сложностью подсчета индекса Джини: для его определения необходимо знание долей всех фирм в отрасли, в том числе и мельчайших.

Показатели монопольной власти

Большинство показателей монопольной власти явно или неявно оценивают или величину экономической прибыли, или разницу между ценой и предельными издержками. Для оценки поведения фирмы на рынке и вида рыночной структуры используют следующие показатели:

• норму экономической прибыли (коэффициент Бэйна),

• коэффициент Лернера,

• коэффициент Тобина (q Тобина),

• коэффициент Папандреу

Наши рекомендации