Структура и оформление курсовой работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение ВЫСШЕГО образования

«международный государственный экологический университет имени А.Д.Сахарова»

Методические указания

По выполнению

Курсовых (реферативных) работ по дисциплине

Под общей редакцией профессора С. П. Кундаса

Минск 2011

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

Общие положения

Кафедра предлагает студентам на выбор темы курсовых работ по определенной дисциплине. Студент может сам предложить тематику курсовой работы, однако окончательное решение остается за кафедрой (с учетом наличия экспериментальной базы, руководителя и т. д.), так как собранные студентами данные, проведенные ими исследования и полученные при выполнении курсовых работ результаты, в дальнейшем должны составить основу для выполнения дипломной работы, а возможно, и обучения в магистратуре.

Выполнение курсовых работ предполагает решение следующих задач:

- приобретение опыта самостоятельной работы и овладение методикой планирования и проведения исследований и постановки экспериментов;

- более глубокое и осмысленное овладение дисциплиной, по которой пишется курсовая работа;

- овладение навыками работы в библиотеке с журналами, монографиями, сборниками, патентами, диссертациями и другими источниками информации как на твердых носителях, так и в электронном виде;

- проведение работы по сбору необходимой информации, ее анализу и оформлению аналитического обзора литературы;

- планирование и постановка эксперимента, получение экспериментальных данных, их статистическая обработка;

- оформление работы в соответствии с требованиями, подготовка доклада и презентации;

- участие в научно-исследовательских и практических конференциях, овладение навыками подготовки научных докладов и их представления.

Таким образом, в процессе выполнения курсовых работ по дисциплине студент должен научиться работать с литературой, уметь сформулировать цели и задачи исследований, пользоваться современными техническими средствами представления полученных материалов, проводить статистическую обработку экспериментальных данных с помощью ПК, выполнять технические и экономические расчеты, самостоятельно обобщать полученные результаты и делать адекватные выводы.

Руководителями курсовых могут быть как сотрудники кафедр или научно-исследовательских подразделений университета, так и сотрудники институтов, лабораторий или производственных предприятий, взаимодействующих с кафедрами.

Руководители обязаны:

- определить актуальное направление исследований и сформулировать тему курсовой работы;

- оказывать помощь при разработке методики исследований, постановке целей и задач исследований;

- своевременно организовывать и проводить научные консультации по выполнению курсовой работы;

- осуществлять текущий контроль студентов в процессе проведения исследований и интерпретации полученных экспериментальных данных;

- проверять качество выполнения курсовой работы;

- осуществлять методическую помощь при подготовке студентами заключительного доклада по теме курсовой работы;

- содействовать оформлению смотровых, конкурсных и других научных работ студентов.

Темы формулируются в соответствии с читаемой дисциплиной и направлением научных исследований потенциальных руководителей.

При выборе темы необходимо учитывать следующие положения:

- актуальность темы в соответствии со значением предлагаемой для исследования проблемы;

- соответствие предлагаемой темы исследований специализациям и научному направлению кафедры;

- соответствие предлагаемой темы исследований содержанию дисциплин изученных студентами на протяжении трех или четырех лет обучения в МГЭУ им. А.Д.Сахарова;

- доступность информации необходимой для проведения исследований и возможность получения экспериментальных данных.

Темы курсовых работ по дисциплине могут конкретизироваться, модифицироваться и уточняться при непосредственном взаимодействии руководителя и студента, выбравшего его тему.

Структура и оформление курсовой работы

Оформление курсовой работы по каждому разделу должно включать:

- титульный лист;

- реферат;

- список сокращений;

- оглавление;

- введение;

- основную часть, представленную главами;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения (при необходимости).

На титульном листе должны быть приведены следующие сведения: наименование высшего учебного заведения, факультета, кафедры; фамилия, имя, отчество студента с указанием группы и специальности; название курсовой работы; дисциплина в рамках которой пишется курсовая; фамилия, имя, отчество научного руководителя; город и год (Приложение 2).

Рефератсодержит сведения об объеме работы, количестве иллюстраций, таблиц, количестве использованных источников, перечень ключевых слов, текст реферата (Приложение 3).

Список сокращений: если в работе принята специфическая терминология, а также употребляются малораспространенные сокращения, новые символы и обозначения и т. п., то их перечень может быть представлен в виде отдельного списка, помещаемого перед введением. Перечень должен располагаться столбцом, в котором слева (в алфавитном порядке) приводят сокращение, справа – его детальную расшифровку. Если перечень не приводится отдельным разделом, то расшифровка терминов дается непосредственно в тексте курсовой работы при первом упоминании.

Оглавление включает в себя название структурных частей курсовой работы (введение, заключение, список использованной литературы, приложения, названия всех разделов и подразделов с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала соответствующих частей работы). Оглавление дается в начале работы.

Во введениинеобходимо дать оценку современного состояния вопроса, решению которого посвящена курсовая работа по дисциплине, обосновать необходимость проведения дальнейших исследований, указать цель работы, задачи, показать ее актуальность.

Основная часть может быть представлена различными разделами в зависимости от типа курсовой работы. На третьем курсе работа может представлять собой аналитический обзорлитературных данных по определенной проблеме, разбитый на разделы по смыслу содержания. Аналитический обзор литературы должен содержать анализ, описание теоретических методов, решения поставленных задач, научных решений проблемы. Здесь же могут анализироваться возможные методы решения проблемы.

На четвертом курсе работы выполняются с элементами научных исследований, поэтому основная часть обязательно содержит разделы: «Материалы и методы исследований», «Экспериментальныя часть».

В подразделе «Материалы и методы исследований» обосновывается метод, который автор предлагает использовать для выполнения поставленной задачи. Здесь же подробно излагается методика исследований. Если она заимствована из литературы, необходимо обязательно сослаться на все использованные источники. В соответствии с выбранной темой проводится изложение общей концепции и основных методов исследований, описание экспериментальной части, применяемого оборудования и техники эксперимента.

В разделе «Экспериментальная часть» приводятся результаты экспериментов, таблицы, графики, диаграммы и их обсуждение, сравнительный анализ с данными литературных источников, заключение и краткие выводы по результатам работы.

Курсовая работа по дисциплине должна быть соответствующим образом оформлена и подписана руководителем.

Библиографический список должен содержать перечень источников информации, на которые имеются ссылки в работе.

В приложение включается вспомогательный материал, необходимый для полноты характеристики работы и ее оценки. Приложение может содержать:

- промежуточные математические доказательства, формулы или расчеты, оценки погрешности измерений;

- таблицы вспомогательных цифровых данных;

- иллюстрации вспомогательного характера;

- исходные тексты программ ЭВМ и т. д.

Текст курсовой работы должен быть распечатан на одной стороне стандартной белой бумаги формата А4 с помощью компьютерных средств. Текст набирается шрифтом Times New Roman размер 14 пт через один междустрочный интервал, выравнивая текст по ширине в текстовом редакторе Word для Windows. Текст следует располагать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм; правое – 10 мм; верхнее и нижнее – 20 мм; отступ абзаца – 10 мм.

Знаки препинания не следует отделять пробелом от последнего слова, стоящего перед ним. И, наоборот, нужно обязательно вставлять пробел после любого знака препинания (за исключением случаев, когда несколько знаков препинания следуют друг за другом, например, кавычки и запятая, а также скобок, обрамляющих ссылки на библиографический список). При окончательном редактировании текста нужно удалить лишние пробелы, которые в нем могли появиться при наборе. Для этого в меню «Замена» нужно производить замену всех двойных пробелов на одинарный до тех пор, пока не останется двойных пробелов.

При наборе на компьютере формул внутри текста (не выделяемых отдельной строкой), а также при наборе частей текста, в которых не стоит допускать перенос его частей (размещение на разным строках инициалов и фамилии, номеров ссылок, номеров формул, показателей степеней, числовых данных, наименования единиц измерения, тире и т. п.), рекомендуется использовать неразрывный пробел (начиная с редактора Word 6.0) неразрывный пробел устанавливается набором клавиш Ctrl+Shift+«пробел»).

Чтобы отличать дефис от тире в редакторе Word следует использовать т. н. «короткое тире». Для удобства использования можно определить соответствующую автозамену.

Страницы курсовой работы нумеруются арабскими цифрами, которые проставляют в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включают в общую нумерацию, но номер на нем не ставят.

При подготовке текста на компьютере параметры страницы и их нумерацию, колонтитулы, а также нумерацию и стили заголовков разделов и подразделов, стили написания формул и т. п. нужно устанавливать сразу, с момента начала написания работы. Тогда не придется тратить время на редактирование текста, его форматирование, составление содержания. Для удобства чтения работы можно указывать в колонтитулах номера и наименования разделов. В этом случае удобно пользоваться нижним колонтитулом, так как верхний колонтитул содержит номер страницы.

Следует избегать случаев, когда при форматировании текста заголовок остается на одной странице, а текст раздела начинается на другой. Для этого при настройке стиля заголовка нужно установить его перенос вместе со следующим абзацем. Недопустимы переносы текста в самих заголовках и в библиографическом описании источников. В этом случае можно вручную задать в соответствующем месте жесткий раздел страницы. Последний стоит применять в самом конце редактирования, когда осталось только проверить разбиение страницы и составить содержание.

Если Вы не уверены в правильности написания некоторых слов, то рекомендуется проверить орфографию с помощью Microsoft Word, предварительно выделив текст.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Наши рекомендации