Расчет потребности в морских и речных судах для выполнения воинских перевозок
Потребное количество судов для перевозки войск или воинских грузов зависит от состава перевозимых войск или рода и количества груза, дальности и условий перевозки, установленных сроков на выполнение перевозки и воинской вместимости или грузоподъемности судов, используемых для перевозки.
В целях наиболее полного использования грузоподъемности и грузовместимости судов следует применять уплотненный способ погрузки военной техники на суда и рационально подбирать для каждого судна партии перевозимых воинских грузов.
Воинскую вместимость судна при перевозке войск характеризуют величины валовой регистровой вместимости судна и суммарной полезной площади его грузовых помещений и палуб, а при перевозке воинских грузов — грузовместимость и грузоподъемность судна и его отдельных грузовых помещений.
Величины валовой регистровой вместимости, грузовместимости и грузоподъемности судна приведены в справочниках, издаваемых органами морского и речного флота. Величину полезной площади судна можно найти в учетных карточках и справочниках судов, издаваемых органами военных сообщений. В случае отсутствия данных о полезных площадях судов, выделяемых для воинских перевозок, и невозможности производства их непосредственного обмера рекомендуется приближенный подсчет площадей верхней палубы SП, твиндеков SТВ и трюмов SТР производить соответственно по формулам:
SП = KПLB;
SТВ = KTBLB;
STР = KТРLB,
где L — длина судна, м;
В — ширина судна, м;
KП, KTB, KТР — эмпирические коэффициенты, учитывающие конструктивные особенности судов (обводы корпуса, наличие палубных надстроек, рубок, туннелей, гребных валов и т. д.).
Значение коэффициентов для различных типов судов приведено в табл. 1
Таблица 1
Типы судов | KП | KTB | KТР |
Морские суда | |||
Сухогрузные | 0,35-0,38 | 0,53-0,58 | 0,45-0,49 |
Танкеры | 0,4-0,5 | - | - |
Речные суда | |||
Сухогрузные самоходные | 0,28 | - | 0,66 |
Сухогрузные несамоходные | 0,35-0,6 | - | 0,66 |
Суда-площадки | 0,75-0,8 | - | - |
Числовое значение эмпирических коэффициентов для определения полезной площади судов
Общая полезная площадь судна SС будет равна
Sc = SП + SТВ + SТР
Для определения потребного количества судов для перевозки войск существуют два способа расчета: по нормам валового регистрового тоннажа и по нормам полезных площадей.
По нормам валового регистрового тоннажа производится определение потребного количества только морских судов. Потребное количество валового регистрового тоннажа для перевозки соединения (части) определяется по формулам:
V = nЛ/С HВРТ;
NC =
где V—потребное количество валового регистрового тоннажа
для перевозки соединения, врт;
nЛ/С — количество личного состава в соединении (части), человек;
HВРТ — норма валового регистрового тоннажа на одного человека, перевозимого в составе соединения, рт/человек;
NC— количество однотипных судов, необходимое для перевозки;
ВРТС — валовый регистровый тоннаж типового судна, рт.
Нормы валового регистрового тоннажа на одного человека зависят от наличия и характеристики военной техники в соединении (части).
Кроме того, нормы валовой регистровой вместимости зависят от конструктивных особенностей судов, используемых для перевозки войск. Для некоторых типов войсковых соединений нормы валовой регистровой вместимости судов приведены в табл. 2.
Таблица 2
Нормы валовой регистровой вместимости судов на одного человека при перевозке в составе
Войсковые соединения | Для трехпалубных судов | Для двухпалубных судов | Для однопалубных судов |
Мотострелковые | 12,5 | ||
Танковые | 15,5 |
Нормы валовой регистровой вместимости судов на одного человека при перевозках в составе соединения
Способ расчета потребного тоннажа для перевозки войск по нормам полезных площадей является основным методом, применяемым органами военных сообщений при укрупненных оперативных расчетах на перевозку. Этот способ расчета является более точным по сравнению с первым способом.
Количество судов, необходимое для перевозки войск, Nc определяется по формуле
NC =
∑S — потребная суммарная площадь для размещения перевозимого соединения (части), м2
SС — общая полезная площадь одного типового судна, м2.
При использовании на перевозках разнотипных судов расчет необходимого их числа производится путем подбора и суммирования полезных площадей судов таким образом, чтобы их суммарная полезная площадь соответствовала заданному объему перевозки, выраженному в потребной площади (в м2) для размещения перевозимых войск и боевой техники.
Необходимые для расчета данные по полезным площадям судов и отдельных грузовых помещений судов выбираются со справочников флота или учетных карточек воинской вместимости судов.
При планировании перевозки начальники передвижения войск на водных бассейнах получают от командования перевозимых войск расчет-заявку на перевозку воинской части водным транспортом (табл. 3).
Расчет воинской части на эшелоны и указанная выше расчет-заявка разрабатываются штабом перевозимой части совместно с органами военных сообщений после получения приказа на перевозку. В расчете-заявке имеются необходимые данные по площадям, потребным для перевозки каждого подразделения, и приводятся необходимые сведения по количеству, весу, габаритным размерам и площади по каждому виду перевозимой в составе части военной техники.
В случае отсутствия необходимых данных по площади, потребной для размещения на судах соединения (части), последняя может быть определена по формуле
где ∑S — потребная суммарная площадь для размещения на судах перевозимого соединения (части), м2;
SЛ/С — потребная площадь для размещения на судах личного
состава перевозимого соединения (части), м2;
∑SВВТ — площадь, потребная для размещения на судне военной техники, перевозимой в составе соединения (части), м2.
В свою очередь SЛ/С и ∑SВВТ определяются по формулам:
SЛ/С = nЛ/С SнормЛ/С
∑SВВТ = S’ ВВТ+ S’’ ВВТ+ S’” ВВТ+ . . .+ Sn ВВТ
где nЛ/С — количество личного состава, подлежащего перевозке;
SнормЛ/С — норма площади, потребная для размещения на судне одного человека, м2;
|
Площадь, потребная для размещения каждого вида военной техники (SBT), определяется по формуле
SВВТ = nВВТl*b*K
где nВВТ — количество единиц данного вида военной техники;
l, b — соответственно габаритные размеры (длина и ширина)
данного вида военной техники, м;
K — коэффициент размещения данного вида военной техники на судах.
Коэффициент размещения зависит от конструктивных особенностей судов и перевозимой военной техники.
Числовые значения коэффициента приведены в табл. 4.
Числовые значения коэффициента размещения для различных видов войсковой техники
Таблица 4
Наименование воинской техники | Значение коэффициента К |
Танки, самоходные артиллерийские установки, артиллерия большой мощности | 1,3 |
Автомобили грузовые всех типов, тракторы, бронетранспортеры, зенитная артиллерия | 1,2 |
Автомобили легковые всех типов, кухни, мротоциклы | 1.1 |
Артиллерия всех систем (кроме артиллерии большой мощности и зенитной) | 0,8 |
В справочниках можно найти нормы площадей для размещения на судне одной единицы различных видов войсковой техники.
В случае выполнения перевозки с погрузкой у необорудованного побережья по каждой перевозимой части на основании расчета-заявки производится подсчет потребной полезной площади судов, необходимой для размещения личного состава и техники весом до 5; 10—15 и свыше 30 т.
Из учетных карточек вместимости судов или специальных таблиц (табл. 5) выбираются данные по полезным площадям, обслуживаемым стрелами грузоподъемностью до 5; 10—15; 30 т и выше. Конечной целью расчета является установление соответствия суммарной полезной площади отобранных для перевозки судов общей потребной площади для размещения перевозимой части и обязательное размещение техники под стрелами с грузоподъемностью, соответствующей весу техники. Таблица 5
Полезная площадь типовых судов
Тип судна | Грузоподъемность чистая, т | Полезная площадь судовых помещений, мг | |||||||
общая | в том числе под стрелами (кранвми) грузоподъемность | ||||||||
3-5 | 10-15 | 30 и выше | |||||||
«Красноград-1с» | - | ||||||||
«Красноград-2с» | — | ||||||||
«Выборг» | — | ||||||||
«Иркутск» | — | — | |||||||
«Вл. Ильич» | — | ||||||||
«Новгород» | — | — | |||||||
«Архангельск- 1 с» | — | — | |||||||
«Архангельские» | — | ||||||||
«Архангельск-Зс» | — | ||||||||
«Волголес» | |||||||||
«Вытегралес» | — | — | |||||||
«Коломна» | |||||||||
«Игаркалес» | — | ||||||||
«Котласлес» | — | ||||||||
«К. Шестаков» | — | — | |||||||
«Андижан» | |||||||||
«Тисса» | — | ||||||||
«Повенец» | |||||||||
Рассмотренные выше способы расчета потребного тоннажа применяются органами военных сообщений только при общем планировании воинских водных перевозок.
При развернутом (детальном) планировании воинских водных перевозок войск, осуществляемом линейными органами военных сообщений, производится распределение всех перевозимых подразделений и их боевой техники конкретно по судам и по отдельным грузовым помещениям судов.
Определение вместимости судов и каждого из судовых помещений судна при распределении перевозимых подразделений производится с помощью так называемого способа шаблонов (фишек). Суть этого способа заключается в следующем. В одном и том же масштабе (1:100 или 1:200) вычерчиваются по каждому типу судна планы всех его палуб и отдельных грузовых помещений. В этом же масштабе вырезаются из картона или плотной бумаги габаритные площадные контуры (шаблоны) различных видов военной техники.
Накладывая шаблоны перевозимой военной техники на свободные площади палуб и грузовых помещений судна и учитывая при этом возможность производства погрузки техники, необходимость сохранения мореходных качеств судна и очередности выгрузки, определяется оптимальная вместимость каждого грузового помещения и палубы судна. После выбора оптимального варианта размещения военной техники эшелона на судне составляется план погрузки эшелона (табл. 6) и грузовой план размещения эшелона на морском судне (рис.1 ). При перевозке десанта определяются места на судне для размещения каждой перевозимой боевой машины, очередность ее погрузки и выгрузки.
Грузовой план размещения военной техники эшелона на барже-площадке грузоподъемностью 1000 т показан на рис. 2.
Этот способ расчета воинской вместимости судна является наиболее точным и применяется органами военных сообщений также при составлении учетных карточек воинской вместимости судов.
При расчетах на перевозки материальных средств (воинских грузов) пользуются обычными методами и способами, применяемыми при планировании водных перевозок народнохозяйственных грузов. Эти методы расчета излагаются в учебных пособиях по эксплуатации водного транспорта.
|
|
|