ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ. Настоящие правила распространяются на дизели и обеспечивающие их функционирование системы на морских и речных судах и устанавливают требования к техническому

МОРСКИХ И РЕЧНЫХ СУДОВ

ДИЗЕЛИ

КНД 31.2.002.03-96

Область применения

Настоящие правила распространяются на дизели и обеспечивающие их функционирование системы на морских и речных судах и устанавливают требования к техническому использованию и техническому обслуживанию дизелей и обеспечивающих их функционирование систем.

Настоящий документ используется совместно с "Правилами технической эксплуатации морских и речных судов. Общие требования к технической эксплуатации судовых конструкций и технических средств".

Правила предназначены для использования экипажами судов, техническими службами судовладельцев и управляющих судоходных компаний. В системе управления безопасностью на морском транспорте Украины (СУБ Украины). Действующей в соответствии с требованиями Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения (МКУБ), [14]*, настоящие правила имеют статус инструкции.

Нормативные ссылки

В настоящих правилах использованы ссылки на следующие документы:

1) Регистр СССР. Правила классификации и постройки морских судов. - Л.: Транспорт, 1990;

2) Регистр СССР. Правила классификации и постройки судов внутреннего плавания (для Дунайского бассейна). - Л„ 1978;

3) Регистр СССР. Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации. - Л.: Транспорт, 1986;

4) Речной Регистр РСФСР. Правила Речного Регистра РСФСР. -М.: Транспорт, 1989;

5) ГОСТ 10150-88 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Общие технические указания. Госстандарт СССР;

6) ОСТ 31.8003-85 Топлива, масла, смазки и специальные жидкости для судов морского флота. Номенклатура. Минморфлот СССР;

7) РД 15.136-90 Топлива отечественные и зарубежные для судов флота рыбной промышленности. Номенклатура, порядок назначения и применения. Минрыбхоз СССР;

8) РД 15.137-90 Масла моторные для дизелей судов флота рыбной промышленности. Номенклатура, порядок назначения и применения. Минрыбхоз СССР;

9) РД 31.81.10-91 Правила техники безопасности на судах морского флота. Минморфлот СССР;

10) РД 31.27.44-82 Инструкция по браковочным показателям судовых моторных масел. Минморфлот СССР;

11) РД 31.21.32-84 Методика выбора эксплутационных режимов работы главных судовых дизелей с учетом характеристик гребного винта и условий плавания. Минморфлот СССР;

12) РД 31.24.01.06-87 Рекомендации по эксплуатации дизеля при длительной работе на долевых нагрузках. Минморфлот СССР;

13) РД 31.20.50-87 Комплексная система технического обслуживания и ремонта судов. Основное руководство. Минморфлот СССР;

14) Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения. Резолюция А.741 (18) ИМО от 4 ноября 1993 г. ИМО.

Определения

В настоящих правилах применяют следующие термины и определения:

Номинальная мощность - длительная эффективная мощность дизеля, назначаемая и гарантируемая изготовителем при заданной частоте вращения дизеля, заданных окружающих условиях, полной комплектности и рабочих условиях, для которых предназначен дизель, с учетом возможности развития максимальной мощности (ГОСТ 10150).

Номинальная частота вращения - частота вращения, соответствующая номинальной мощности (ГОСТ 10150).

Максимальная мощность - кратковременная мощность дизеля, превышающая номинальную при тех же условиях работы и комплектности, при которых назначают номинальную мощность, и используемая периодически в течение ограниченного времени (ГОСТ 10150).

Максимальная частота вращения - наибольшая допустимая при эксплуатации частота вращения коленчатого вала дизеля (ГОСТ 10150).

Эксплуатационная нагрузка дизеля - нагрузка, при которой дизель длительно развивает установленную для конкретного режима мощность.

Длительная работа дизеля - непрерывная работа дизеля без ограничения по времени, при которой обеспечивается установленная эффективная мощность дизеля, расположенная в ноле допустимых его нагрузок (РД 31.24.01.06).

Долевая нагрузка дизеля - нагрузка дизеля, при которой его эффективная мощность меньше поминальной в установленных пределах (РД 31.24.01.06).

Скоростные ограничительные характеристики главного дизеля -линии на графике зависимости между параметрами нагрузки дизеля, определяющие верхние границы допустимых в эксплуатации параметров нагрузки для длительной и кратковременной (не более 1 часа с заданной изготовителем периодичностью) работы дизеля (РД 31.21.32).

Вертикальный раскеп мотыля коленчатого вала - разность расстояний между щеками мотыля, измеренных в двух диаметрально противоположных положениях мотыля в вертикальной плоскости (ВМТ–НМТ).

Горизонтальный раскеп мотыля коленчатого вала - разность расстояний между щеками мотыля, измеренных в двух диаметрально противоположных положениях мотыля в горизонтальной плоскости (левый борт - правый борт).

Средневязкое топливо - топливо, имеющее исходную вязкость от 35 сСт до 150 сСт при 50°С (РД 31.24.01.06).

Высоковязкое топливо - топливо, имеющее исходную вязкость более 150 сСт при 50°С (РД 31.24.01.06).

Обозначения и сокращения

АПС - система аварийно-предупредительной сигнализации и защиты

ВМТ - верхняя мертвая точка

ВМХ - вахтенный механик на морских судах или лица, их заменяющие

ВП - вахтенный помощник капитана или лицо его заменяющее

ВПУ - валоповоротное устройство

ВРШ - винт регулируемого шага

КИП - контрольно-измерительные приборы

НМТ - нижняя мертвая точка

ПГТО - план-график технического обслуживания или другая действующая техническая документация, определяющая номенклатуру, состав, периодичность и трудоемкость работ ТО

НД - нормативный документ

СТМ - старший (главный) механик на морских судах, механик на речных судах

СТС - судовые технические средства

ТИ - техническое использование

ТНВД - топливный насос высокого давления

ТО - техническое обслуживание

ТЭ - техническая эксплуатация

ЦПГ - цилиндро-поршневая группа

ЦПУ - центральный пост управления

Общие положения

5.1 Настоящие правила содержат требования к ТЭ дизелей по обеспечению их безотказной работы при обязательном соблюдении действующих правил техники безопасности и пожарной безопасности.

5.2 ТЭ дизелей должна производиться в соответствии с требованиями инструкций по эксплуатации заводов-изготовителей (в дальнейшем инструкции по эксплуатации) и настоящих Правил. В тех случаях, когда инструкции по эксплуатации не согласуются с отдельными положениями правил, должны выполняться требования инструкций по эксплуатации.

5.3 ТО дизелей необходимо выполнять в соответствии с утвержденным судовладельцем ПГТО, определяющими номенклатуру, состав, периодичность и трудоемкость выполненных работ. При отсутствии ПГТО следует руководствоваться инструкциями по эксплуатации или указаниями судовладельца.

5.4 ТИ дизелей осуществляет судовой экипаж. ТО дизелей производит судовой экипаж с привлечением при необходимости береговых ремонтных предприятий.

5.5 Общее руководство ТЭ дизелей осуществляет СТМ. Судовые специалисты, в заведовании которых находятся дизели, несут ответственность за их техническое состояние, осуществляют руководство и принимают непосредственное участие в их ТЭ.

5.6 При ТЭ СТС, входящих в состав или обслуживающих дизель, следует руководствоваться инструкциями по эксплуатации и правилами технической эксплуатации электрооборудования и вспомогательных СТС.

5.7 В случае возникновения неисправности при пуске или в работе дизеля и обслуживающих его систем рекомендуется руководствоваться приложением А.

Наши рекомендации