Использование модели IS-LM для анализа воздействия ДКП. Эффективность ДКП и ДКП РБ
Существуют последствия влияния фискальной и ДКП:
1) Последств. фискальн. политики заключ. в эффекте «вытеснения» - под влиянием измен. налогов или гос. расходов.
2) Последствия ДКП приводят к измен. уровня нац. дохода и % ставок.
Фискальная политика и ДКП не являются независ. друг от друга, и поэтому важной задачей является анализ послед. их взаимодейств.
Взаим. ФП и ДКП в модели IS-LM.
Допустим в период спада произв. экономика находилась в равновесии в точке E. Было принято решение увеличить выпуск, увеличив совокупные расходы путем проведения стимулирующей ФП. Рост гос. расх. => к >-чению расх. и сдвигу прямой с IS в IS1 В следствие эффекта вытеснения доход вырастет с Ye до Y1. Однако для достижения поставленной цели такого прироста недостаточно. Поэтому необходимо использовать стимулирующую ДКП. Увеличение Ms приведет к сдвигу кривой LM в положение LM1 и положение равновесия переместится с E1 до E2 объем вырастет с Y1 до Y2, а процентная ставка снизится до re.
Следует учитыв ., что рост предложения денег в долг. периоде может привести к инфляции. Взаимодейств. ФП и ДКП необх. учитывать и при финансир. бюдж. дефицита.
При использовании ФП и ДКП следует учитывать, что они изменяют не только сам совок. спрос, но и его структуру
Эффективность ДКП и ее особенности в РБ.
Эфф-сть ДКП определяется тем, на сколько удается обеспечить баланс безраб. и инфл. НБ должен проводить такую полит ., кот. решает оба вопроса сразу.
Положительные черты ДКП:
1. Быстрота и четкость по сравн. с фискальной полит.
2. В развитых странах ДКП изолирована от полит. давления. кроме того она мягче чем фискальная полит.
Отрицательные черты ДКП:
1. Если энергично проводить политику «дорогих» денег, то она способна понизить резервы ком. банков так, что они должны будут ограничить объем кредитов, что ограничит предлож. денег.
2. Полит. «дешевых» денег может обеспечить необх. резервы ком. банков, но она не гарантирует, что банки выдадут ссуду там, где это необх. В итоге полит. окажется малоэфф-ной.
3. Скорость обращения денег меняется в направлении, противоположном предлож. денег, тем самым тормозит измен-я в предлож. денег, которое становится ограниченным, что приводит к фин. спаду.
ДКП в РБ.
Начало в1992г. Когда ввели бел. рубли.
Самый сложный период в1994, когда была гиперинфл ., неконтролируемая девальвация, ИПЦ =2059,9%, темпы девальвации = 1516%.
1-ый этап: 1992 – 1995г - самый неудачный
2-ой этап1997 -2000г. Наблюдалась множественность валютн. курсов(6-7), преобл. Идеи монетизации.
Коэф. монетиз. =Mо / ВВП K=Ms/ ВВП (квази деньги)
Раз-ры % ст. по рублевым операциям не покрыв. ур-нь инфл.
3-ий этап: 2000 – сегодня. Нач. ужесточение ДКП. С 14. 08. 02 осущ. Переход к единому валютн. курсу. Нач. формир. благопр. усл. для сбалансир. парам. ДКП (развив. лизинг, исп. новая амортиз. полит ., улучш. структура капиталовлож ., повыш. конкурентоспособн. тов-ов, сниж инфл. (в 2005г до 10%)).
Каждые 5 лет разраб. концепция развития банковской сис-мы, ежегодно сост. осн. парам. ДКП и проверяется их исполн.
Осн. концепции ДКП после 2006г. : стабильная низкая инфл. (7-9%), прослеж-е обменного курса по отнош. к рос. руб. (73,6-76,3) и к USD(2100-2200), прирост активн. рублевой ден. массы на 25%, расширение реальн. кредитования банками организаций и насел ., коэф. монетиз. сост. по M3 16,2%.
В 2006г приблиз-но: нал. денег в обращ. 22%, переводных депозитов 36%, срочных депозитов 42%, профицит сальдо внешн. торг. 1,5%, дефлятор ВВП 116,6%.
Инструменты ДКП в РБ:
1. Процентн. полит ., т к в умер. инфл-ии лучше регулир. ценой денег, а не объемом. Устан. ставки: рефинанс. 8-10%; текущая ст. % =11, верхн. гран. =16, нижн. – 3-4(однодневн. депозиты).
2. Эмиссионная полит. : прирост рубл. ден. базы в 2006г - 23%, сниз. эмиссия ч/з операции с иностр. вал ., повыс. кредитная. Эмисс. в осн. проводится ч/з аукцион. операции, двусторонние операции, продажу гос. цен. бум. для корректир. ден. предлож.
3. Полит. гос. резервир-я. С 01. 04. 06 Обяз. резервир-е от нац. вал. 5-6%, от иностр. 9-10%.