Использование модели IS-LM для анализа фискальной политики

Анализ стимулирующей фискальной политики в рамках модели IS—LM доказывает, что рост государственных расходов (снижение налогов) сдвигает кривую IS вправо, увеличивая совокупный доход (выпуск). Однако прирост дохода оказывается меньшим, чем тот, который должен иметь место согласно мультипликатору Кейнса. Это объясняется действием эффекта вытеснения: увеличение государственных расходов приводит к росту процентной ставки, который обусловливает сокращение объема частных инвестиций и потребления. Масштабы эффекта вытеснения определяют относительную эффективность фискальной политики. Сдерживающая фискальная политика порождает обратный эффект: вызывает сокращение совокупных расходов и приводит к сдвигу кривой IS влево. Доход (выпуск) уменьшается, а ставка процента снижается.

Масштабы эффекта вытеснения определяют относительную эффективность фискальной политики. Рассмотрим эффект вытеснения, используя два графика (рис.3.).

Использование модели IS-LM для анализа фискальной политики - student2.ru

Рис. 3. Относительная эффективность стимулирующей фискальной политики (эффект вытеснения)

На рис. 3а кривая IS является крутой, a LM — пологой. В этом случае в результате стимулирующей фискальной политики доход увеличился на величину Y% — YE, которая превышает эффект вытеснения (У2 — Yj). Следовательно, фискальная политика относительно эффективна. На втором графике (рис. 36) кривая IS — пологая, a LM — крутая. Это привело к тому, что эффект вытеснения У2 - Y1 больше прироста дохода, равного Yy — YE, т.е. стимулирующая фискальная политика не эффективна. Графики показывают, что масштабы эффекта вытеснения, а значит и относительная эффективность стимулирующей фискальной политики, зависят от наклона кривых IS и LM.

Как известно, наклон IS определяется чувствительностью инвестиций к изменениям процентной ставки и величиной предельной склонности к потреблению. Наклон же кривой LM зависит от чувствительности спроса на деньги к изменениям ставки процента и дохода.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: эффект вытеснения будет незначительным, а фискальная политика относительно эффективной в том случае, если инвестиции малочувствительны по отношению к ставке процента, значение мультипликатора невелико, а спрос на деньги чувствителен к изменениям процентной ставки и малочувствителен к динамике дохода.

Эффективность фискальной политики и бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь.

По мнению многих экономистов, эффективность фискальной политики прежде всего в том, что она способна помочь экономике избежать значительных отклонений от положения равновесия. Стимулирующая политика может быть использована для предотвращения длительного спада, о чем говорит опыт ряда стран с переходной экономикой, Японии, США; сдерживающая — для упреждения инфляции. Именно поэтому кейнсианцы считали ее основным инструментом государственного регулирования национальной экономики.

Бюджетно - налоговая политика Республики Беларусь имеет следующие направления:

• обеспечение роста экономики, укрепление финансово-кредитной системы;

• поэтапное сокращение налоговой нагрузки и упрощение налоговой системы;

• повышение уровня жизни посредством увеличения зарплаты, пенсий, пособий и других выплат населению, укрепления материальной базы учреждений социальной сферы, государственной поддержки строительства жилья;

• государственная поддержка приоритетных отраслей реального сектора экономики.

Доходы республиканского бюджета за январь - декабрь 2009 года сложились в сумме 46,8 трлн. рублей (102,5 процента уточненного годового плана).

За январь-декабрь 2009 года в республиканский бюджет поступило: налоговых доходов на сумму 26,5 трлн. рублей (101,6 процента), неналоговых доходов на сумму 4,5 трлн. рублей (113,2 процента), взносы на государственное социальное страхование на сумму 15,8 трлн. рублей (101,3 процента).

По состоянию на 1 января 2010 года сумма долгов плательщиков перед бюджетом составила 58,7 млрд. рублей и по сравнению с началом года сохранилась на прежнем уровне.

Расходы республиканского бюджета за январь-декабрь 2009 года составили 46,3 трлн. рублей (99,5 процента уточненного годового плана).

Из них, на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации) направлено 20,3 трлн. рублей (98,3 процента), национальной экономики - 13,5 трлн. рублей (97,4 процента), расходы на общегосударственную деятельность составили 8,7 трлн. рублей (106,1 процента).

Профицит республиканского бюджета за январь-декабрь 2009 года составил 492,5 млрд. рублей.

Доцент, к.э.н., Коломиец А.В.

Наши рекомендации