Взаимодействие фискальной и ДКП и использование модели IS-LM для анализа последствий стабилизационной политики.

Взаимодействие фискальной и ДКП и использование модели IS-LM для анализа последствий стабилизационной политики.

Существуют последствия влияния фискальной и ДКП:

1) Последств. фискальн. политики заключ. в эффекте «вытеснения» - под влиянием измен. налогов или гос. расходов.

2) Последствия ДКП приводят к измен. уровня нац. дохода и % ставок.

Фискальная политика и ДКП не являются независ. друг от друга, и поэтому важной задачей является анализ послед. их взаимодейств.

Взаим. ФП и ДКП в модели IS-LM.

Взаимодействие фискальной и ДКП и использование модели IS-LM для анализа последствий стабилизационной политики. - student2.ru

Допустим в период спада произв. экономика находилась в равновесии в точке E. Было принято решение увеличить выпуск, увеличив совокупные расходы путем проведения стимулирующей ФП. Рост гос. расх. => к >-чению расх. и сдвигу прямой с IS в IS1 В следствие эффекта вытеснения доход вырастет с Ye до Y1. Однако для достижения поставленной цели такого прироста недостаточно. Поэтому необходимо использовать стимулирующую ДКП. Увеличение Ms приведет к сдвигу кривой LM в положение LM1 и положение равновесия переместится с E1 до E2 объем вырастет с Y1 до Y2, а процентная ставка снизится до re.

Следует учитыв., что рост предложения денег в долг. преиоде может привести к инфляции. Взаимодейств. ФП и ДКП необх. учитывать и при финансир. бюдж. дефицита.

При использовании ФП и ДКП следует учитывать, что они изменяют не только сам совок. спрос, но и его структуру.

Кейнсиансианская теория сбережения. Функция сбережения, предельная и средняя склонности к сбережению.

Согласно кейнсианской теории не ставка процента, а величина располагаемого дохода дом хоз-в является осн фактором, определяющим динамику потребления и сбережения. При этом сберегается та часть дохода, которая остается после осуществления всех потребительских расходов. Влияние ставки процента вторично. Это отражается в функции сбережения. Простейшая функция сбережения имеет вид: S=-a + MPS(Y-T), где а – автономное потребление, MPS– предельная склонность к сбережению, У – доход, Т – налоговые отчисления, отсюда выведем 2 формулы: 1) предельная склонность к сбережению – доля прироста сбережения в любом изменении располагаемого дохода: MPS=ΔS\ΔY 2) Средняя склонность к сбережению - доля располагаемого дохода, которую дои хоз-ва сберегают: APS=S\Y

MPS+ MPC = 1

APS +APS =1

Док-во:

ΔС\ΔУ + ΔS\ΔY = 1……….. (так в конспекте, додумайте самиJJJ)

В краткосрочном периоде по мере роста текущего располагаемого дохода АРС – убывает, а АPS – возрастает, то есть с ростом дохода семьи относительно сокращается доля затрат на потребление и увеличивается сбережение. Однако в олгосрочной перспективе склонность к потреблению стабилизируется, так как на селичину потребительских расходов оказывает влияние не только размер текщего расп доход семьт, но и размер общего жизненного достатка, а также величины ожидаемого и постоянного дохода. Факторы, опред-ие динамику потребления и сбережения: 1) Доход дом хоз-в 2) богатство, накопленное в дом хоз-ве 3) Ур-нь цен 4) экон ожидания 5) селичина потреб задолженности 6) уроыеньналогооблажения





Трансформационная экономика

характеризуется следую­щими основными чертами, отличающими ее от других устояв­шихся экономических систем. Во-первых, она представляет со­бой межсистемное образование. Поэтому для нее характерны смесь, сочетание КАС и современной рыночной экономики с их зачастую противоречиво функционирующими элементами.

Во-вторых, особым исходным состоянием, предшествую­щим переходному процессу является плановая экономика.

В-третьих, в отличие от командной и рыночной экономик, которым свойственна определенная целостность, устойчивость развития, трансформационная экономика характеризуется не­устойчивостью состояния, нарушением целостности. Такое по­ложение, являющееся кризисным для устоявшейся экономиче­ской системы, можно рассматривать как нормальное для транс­формирующейся экономики. Сохранение и воспроизводство в течение относительно длительного времени неустойчивости, неравновесия имеют свою причину: изменение цели функцио-нирования системы. Если в обычной, устойчивой экономической системе такой целью является ее самосохранение и развитие, то для переходной экономики — трансформация в другую систему.

В-четвертых, переходные процессы не проявляются путем простого нарастания прогрессивных тенденций; они неизбежно связаны с глубокими качественными преобразованиями экономики, сломом прежних отношений.

В-пятых, трансформационной экономике присущ альтернативный характер развития. Безусловно, данная альтернативность имеет определенные границы, но все же означает, что могут существовать варианты итогов развития переходной экономики. Данный факт вытекает из природы последней, в которой смешаны элементы старого и нового состояний, а также из многообразия политических, социальных, национальных и других факторов, воздействующих на процесс развития в указанный период.

В-шестых, трансформационная экономика отличается от КАС количественным и качественным изменением структуры. К ней «по наследству» перешли основные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашние хозяйства и государство. Однако они функционируют в качественно иных, преобразованных экономических реалиях и поэтому изменяют как свое содержание, так и свои функции, связанные с зарождением рыночной экономики. Одновременно в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства.

В-седьмых, коренное изменение отношений собственности, существующей структуры производства и форм хозяйствования сопровождается социально-экономическими издержками: спадом производства, инфляционными процессами, падением уровня жизни населения и др.

В-восьмых, в трансформационной экономике наблюдается качественное изменение системных связей и отношений. Распадаются и исчезают старые планово-директивные связи между субъектами экономики, расчищая пространство для формирования новых рыночных отношений. Однако последние еще носят «переходный», неустойчивый характер и на начальном этапе зачастую проявляются в такой деформированной форме,

как «бартерные» расчеты между предприятиями, взаимные не­платежи между субъектами хозяйствования. В экономике наб­людаются частые сбои и кризисные проявления.

В-девятых, в трансформационной экономике особый харак­тер противоречий. Это противоречия не функционирования, а развития, т.е. нового и старого, противоречия различных, стоя­щих за теми и другими субъектами отношений, слоев общества. Поэтому важнейшее противоречие переходного периода — это противоречие между старой централизованно управляемой экономической системой и новой формирующейся рыночной экономикой. Изменения, на которые направлена переходная эпоха, в экономическом аспекте всегда носят революционный характер: речь идет о смене экономических систем. Но и в соци­ально-политическом плане переходные эпохи часто сопровож­даются столь резким обострением противоречий, что иногда мо­гут привести к социально-политическим потрясениям.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о сущности и содержании трансформационной экономики.

Сущность трансформационной (переходной) экономики заключается в том, что она представляет собой смесь, сочетание командно-административной и современной рыночной систем



55.Доходы населения и проблемы их распределения

Политика регул-я доходов населкак еще одна составляющая соц политики предст собой совок-ть принципов, мер и средств регулирующего воздействия в об­ласти доходов.Под доходомпоним общую сумму денежных (и натур-х) поступлений субъекта из всех источников в теч данного периода времени.

Доходы могут приним разн формы. Осн совр формамидоходов считаются:

--заработная плата;

-прибыль;

-рента;

-процент (на капитал); государственные (трансфертные) платежи.

Несмотря на различия этих форм, каждая из которых имеет свою собственную сущность, они вес могут представляться в трех основных видах доходов:

1) номинальном;

2) располагаемом;

3) реальном.

источники совр доходов: следует отметить два основных: во-первых, эк-кая деят, когда она осуще-ся в той или иной сфере эк-ки в преде­лах сущ-щих в данной стране законов, и, во-вторых, так на­зываемая теневая деят-ть, не вписывающаяся в существую­щие законы, но приносящая субъекту доход. По разн источни­кам, теневая эк-ка сост от 5 до 20% и даже до 50% ВНП разных стран.

Осуществляя регулирующую деят-ть в обл доходов, гос-во изучает фактическое их распред-е с пом спец показателей и методов. Широко исп при этом децильный коэфф дифференциации, показ-щий соотнош доходов 10% населения с наиб доходами и 10% с наименьшими доходами, а также квинтильный коэфф дифференциации, рассчит как соотношение 20% населения с наибольшими и наименьшими доходами.

Взаимодействие фискальной и ДКП и использование модели IS-LM для анализа последствий стабилизационной политики. - student2.ru

Для этого же исп «кривую Лоренца». График кривой Лоренца показ степень нерав-ва в распред доходов. На одной оси графика - доля (%) общего дохода, а на другой доля семей (%), получающих такую-то долю дохода. Если бы кажд группа семей получала равную долю дохода, это отразилось бы на прямой абс-го рав-ва (АР). Но реальное распред отклон-ся больше или меньше от этой прямой и образует кривую Лоренца. Чем больше ее выгнутость, тем больше неравенство.

Взаимодействие фискальной и ДКП и использование модели IS-LM для анализа последствий стабилизационной политики. - student2.ru

Инструментами гос-ва при регулир доходов с це­лью уменьш нер-ва их распределения служат:

• трансфертные платежи:

• налоги;

• регулирование цен и др.

Однако даже в развит странах «несмотря на некот прогресс бедность среди общего изобилия продолжает оставаться острой экономической и политической проблемой».

Проблема бедности - острейшая пробл во многих странах мира. Под бедностью поним такое эк-кое сост части насел, при кот оно не имеет миним нормат-х средств существования и не способно к самовоспроизводству своей жизни.

Количественная оценка бедности опирается на черту бедно­сти-- границу, определяемую тем миним-но необх уров­нем, ниже кот невозможно обеспечить удовл-е жиз­ненно важных потребностей человека.

Различ-ся абсол и относ черта бедности. Под абсолютной чертой бедности поним такой ур-нь жизни, кот учит только основные физиологические потребности человека. А относительная черта бедности опред-ся на осно­ве сравн-го сопоставления со сложившимся средн ур-нем доходов по стране. Например, в странах ЕС эта черта пров-ся ниже половины средн суммарных доходов д/х данной страны.Учит-ся и показатель глубины бедности, показ средн отклонение доходов бедных семей от вел-ны прожит-го минимума.

ООН в своих документах опир-ся, определяя бедность, на след пок-ль: гражданин относ к бедным, если его личн расх на потр-е сост 2 доллара в день. По данным ООН, таких бедных в мире насчит более 2 млрд че­ловек, т.е. 30% населения Земли.

Но мировая экономическая наука выделяет также категорию крайне бедных живущих на менее чем 1 доллар в день. Таковых насчитывается в разных странах 1,2 млрд человек, т.е. пятая часть народонаселения Земли - крайне бедные (нищие).

При соц-ориентированном подходе политика регул-я доходов в силу особенности такого вида эк-кой с-мы занимает очень важное место. Ее главн задача не допускать или на первом этапе миним-ть ту часть насел, кот оказ-ся за чертой бедности. С этим связана и вторая задача снизить поляризацию насел по доходам, в меру эк-кой необх и возможности снизив децильный коэфф ею дифференциации, который, кстати, в странах ЕС равен 6, а в Шве­ции=3. В Российской Федерации, по разным источникам, он со­ставляет от 15 до 30. В Республике Беларусь он равен 5.6.



60.Особенности социальной политики в условиях формирования и становления белорусской модели развития.

выделим следующие основные особенности.

Прежде всего, целевую направл-сть модели, кот зада­ет главный вектор ее формирования и развития. Целевая направлен­ность модели закон-но утверждается Конституцией страны. Конституция Р Б опр-ет нашу страну как со­ц.

Гос-во.Сущность закл в том, что на базе соц рыночной эк-ки гос-во призвано осу­щ-ть такую политику, кот направлена во благо всех групп граждан, всех слоев насел при необходимой поддержке и за­щите слабых его групп.

В связи с поставленной целью – форм-ем соц гос-ва на основе соц рыночной эк-ки, а также под влиянием спец-ских условий нашей страны и складывает­ся бел-кая модель переходной эк-ки и социально-эк-кого развития. Каковы же ее черты и особенности?

Во-первых, особенностью Р Б явилась серь­езная (чрезвычайная) экологическая озабоченность. Она объек­тивно обусловлена катастрофой на ЧАЭС. Именно на территории Рес­публики Беларусь авария на ЧАЭС оставила наиб «черный» след

В целом, по данным специалистов, ущерб, нанесенный Респуб­лике Беларусь чернобыльской катастрофой, оценивается в сумму 235 млрд долларов США.

До 1992 года меры по ликвид ущерба фин-сь в осн из союзного бюджета СССР, но после его распада Р Б вынуждена нести всю тяжесть этой «ноши» одна и тратить на эти цели ежегодно до 25% госо бюджета, экономя на всем.

Во-вторых, ос-тью бел модели следует на­звать социально-щадящий х-р реформирования.Эта ос-сть вытекает из первой и является ее развитием:к наиб серьезным и опасным последствиям чернобыльской кат-фы следует отнести потерю здоровья. Особенно значи­тельна она у населения, проживающего на загрязненных террито­риях, переселенцев и ликвидаторов аварии. Исследования свиде­тельствуют о постоянном росте заболеваемости и инвалидности по­страдавшего населения. В целом состояние здоровья пострадавшего населения ухудшается, здоровые составляют только 15%. Так, в послеаварийный период резко увеличилась заболеваемость раком щитовидной железы, легких, особенно в районах обязательного от­селения Особенно беспокоит состояние здоровья будущего поколения. Ясно, что даже только спец меде обеспечение в таких усл требует больших эк-ских затрат и большого внимания,не меньших забот требуют в этих усл псих-­ская и соц реабилитация насел и его защита. Таким обр, объективные усл, в кот ок-сь нас страны, потребовали учета этого обстоятельства и проведения пе­реходных мероприятий в особом - социально-щадящем варианте. В противном случае трансформация могла завершиться полным провалом с соц противостояниями. Модель развития при­обрела социально-щадящую особенность.

В-третьих, особе-стью бел модели нужно при­знать ее интеллектуально-инновационную основу. Объективную основу этой особ-сти следует видеть в общемировой напр-сти развит в XXI в, фунд-ной базой кот явл но­вая, интелл-но-инф-ная эк-ка.

Форм-щаяся в мире новая эк-ка одной из главных своих опор имеет интеллект и его развитие. У РБ есть возм-сти и необх-сть «вписаться» в этот контекст мир-го прогресса. Обусл-сть этого напр связ и с особ-стями ресурсной базы эк-ки Беларуси. Ее относ бедность прир-ми ископ, особенно энерг-ми рес-ми, и относ рисковая зона сельско­хоз-го пр-ва вызывают необх-ть обратиться к рес интеллекта и сделать именно их основой эк-го и соц развития.

В усл, когда тенденцией мир эк-ки стан-ся выход

Интелл-го капитала на первые роли, Беларусь не должна и не может «упустить свой шанс». У страны есть все воз­м-ти сделать интелл-инновационный ресурс основой своего реформ-я и развит.

Бе­лорусская экономика к началу переходного периода сложилась как зрелая индустриальная экономика.На­ша респ спец-сь на пр-ве прод ин­дустр-х отраслей. Пр-во, означаю­щее взаимодействие с машинами и есть база индустриальной эк-ки. Таковой и была Беларусь на пороге трансформационных событий.

В-четвертых, еще одной особ-стью модели преобразова­ний в РБ явл их постепенность и последо­вательность. Эта черта в знач мере предопределена теми, кот обозначены выше:шоковый вариант на фо­не черноб кат-фы, а также в усл моноп-го характера исходной для реформ-я постсоветской эк-ки просто не мог дать позитивных рез-тов. Для этого нужны особые усл. Постепенность, градуализм у нас проявл и в особ-тях проц привати­зации гос собственности и др.

В-пятых, ос-стью бел модели перехода и разви­тия можно счит учет менталитета, ценностей и приверженностей населения. Эта ос-сть означ сохранение истор-ких и социально-культурных основ, на кот сформ-сь и держится социально-эк-кое ядро нашего общества. Такими основами признаны:

- общинные, коллективистские начала;

- развит чувство соц справ-ти;толерантность и неспешность;

- трудовые ценностные ориентиры;

-- приемлемость многообразия народов и их культур;

-ориентация на сочет мат-го и дух-го начал и благ;

- развитое чувство ответственности за судьбы отечества.

Неучет, игнорирование такого рода ос-стей чреваты тяжкими последствиями не только в реализ реформ, но и явл типа кризиса и разрушений этноса. Учет же названных выше черт бел народа ставит заслон таким негативам рын-го типа с-мы, как беззастенчивая эксплуатация, эгоцентризм, массовая безработица.

В-шестых, смешанность формируемой экономической сис­темы - еще одна наша особенность. При этом под смеш-тью поним соврем обусл-ть сочет, совмещ-я в эк-ке страны двух разн форм х-ва - рын (при­б-ной) и нерын (несориент-ной на приб-сть), а также двух мех-мов макрорегул-ния — рын-го и гос-го.

Смеш тип эк-ки при ее соц ориент опир-ся, прежде всего, на сочет разн форм собств-ти, на многоукладность.Как показ факты, гос и негос формы собств-ти сочет в от­нош,приближающемся к 1 : 1.



56.Основные взаимосвязи в открытой эк-ке. Платёжный баланс и валютный курс.

Для получения полной картины макроэк. связей надл использовать 2 элемента:

1.счета нац-го дохода ВНП(сумма внутрен. и зарубежн. расходов на тов. и услуги,произв. нац. пр-вом) Y=C+I+G+Эксп-Имп

1)эксп. квота=Σэксп/ВВП

2)Эксп. потенциал-доля пр-ции,кот. может продать страна на мировой рынок без ущерба для своей страны.

3)Торговое сальдо

Экспорт и импорт влияют на эк-ку с мультипликац. эффектом

Мэксп=1/MPS=1/(1-MPC)

Импорт и его мультипликат действие аналогичны ф-ции сбережения

MRM=ΔИмп/ΔВВП

M=1/MPS+MRM; M=ΔВНП/ΔX

ΔВНП=1/(MPS+MRM)* ΔX

2.Платежный баланс- систематиз. запись итогов всех эк. cделок между рез-ми данной страны и остальным миром в теч. опред периода врем.(год или квартал).Осн.принцип построения платежей баланса-система двойной записи.Осн. статьи:кредит и дебит.

Кредит-отток стоимостей,за кот. должен последовать их компенсир. приток в страну в иностр. валюте.

Дебит-приток стоимостей в страну,за кот. её резиденты должны платить наличн.деньгами

Σк=Σд

Стр-ра платежного баланса

1.Счёт текущих операций

1.тов. экспорт | 2.тов. импорт

Сальдо баланса внешней торговли

3.экспорт услуг(иностр. туризм,кроме кред. услуг) | 4.импорт услуг(платежи за туризм)

5.чистые доходы от инвестиций | 6.чистые трансферты

Сальдо баланса по операциям

2.Счет движения капитала

7.приток капитала | отток капитала

Сальдо баланса движения капитала

Сальдо баланса по текущим операциям и движ.капитала

3. Изменение офиц. Резервов(ошибки и просчёты)

Если вел-на чистого экспорта положит.,то говорят страна имеет положит. сальдо тек. операций.Если отриц,

то наблюд.дефецит или отриц. сальдо тек. операций.

Тождество счетов в откр. эк-ке указ на одну из причин,кот. играет важн. роль в междунар. эк-ке

.С пом. баланса текущ. операц. измер. объёмы задолжнности.

Баланс тек. операц. в стране=вел-не,на кот.измен-ся её чистые активы за рубежом.

Y-(C+I+G)=Xn

C+I+G –внутренняя отсорбция,обознач А

Xn=Y-A

В откр.эк-ке важн.знач.имеет взаимосвязь сбережений и баланса тек.операц.

Учитыв.,что S=доход(Y)-потреб.расх(С)-налоги(Т). Xn=Эксп-Имп.

ВНП S=I+Xn

Ур-ние выявляет различие между откр.и закр.эк-кой.В откр S=I+Xn;в закр S=I

В откр.эк-ке можно увелич.и инвестиц.и займы за рубежом.

В откр.эк-ке сущ.различ.между частн.и гос.сбереж-ми.

Частн.сбереж=Y(доход)-T(налоги)-C

Гос.сбереж=Y-C(гос.закупки)

Измен.офиц.резервов.В откр.эк-ке есть особый тип сделок-покупка и продажа офиц.резервов нац.банка.

Офиц.междун.резервы-активы,кот.нац.банк держит в кач-ве буфера,охран.эк-ку от катастрофы.Ка

к правило,офиц.резервы включ.:

-монетарн.золото-золото пробы не ниже 995-1000,наход.в банке и может быть продано.

-спец права заимствования(СДР)-выпускаемый МВФ,искусств.резервный актив,кот распред-ся между

странами-членами МВФ в соотв. с их квотами

-резервная позиция в МВФ-сумма резервной доли(транши) страны в МВФ и долга со стороны МВФ этой стране.

-валютн.активы-треб-ния к нерезидентам в форме иностр.валюты,банк-ких депозитов,ценных

бумаг и акций частных предприятий

-прочие требования(наличн валюты или депозиты)

Нац.банки продают или покупают междунар.резервы на фондовых рынках,чтобы во

здействовать на эк-ку своей страны.

В целом измен.офиц.резервов отраж.в платежном балансе “за чертой”

НЭГ № 77, 3 окт 2006

-5,1% -сальдо торг.баланса

+2,7% -сальдо услуг

Курс-цена,по кот.прод-ся и покуп-ся цен.бумаги.Валютн.курс-соотношюмежду ден.ед-цами разл.стран.Виды:

1.Номинальный(обменный)-относ.цена валюты двух стран

2.Реальный Ерел=Еномин*(Pd(ур-нь внутр цен в нац валюте)/Pf(ур-нь цен за рубеж.в иностр.валюте)(

Кросс-курс-курс двух валют через третью

1)фиксир и 2)гибкий вал. курс

реально фиксир. и договорно-фиксир.

в фиксир.курсе всегда сущ.опред.паритет.Обменн.курс опред-ся:

а)привязка к одной стране

б)совместное соглаш-е по валютн.курсу для многих стран.

Гибкий (плавающий курс)-уст-ся под возд-ем спроса и предложения. Опред-е курса валют-котировка.

Бывает прямая($1=2140 бел.руб) и косвенная(1 бел.руб=$0,0219)

В режиме гибких курсов сниж.цена равновесия-обесценивание валюты

Девальвация и ревальвация в реж.фиксир.курсов

Паритет покуп.спос-ти-ур-нь обменного курса,посредтв.кот.осущ-ся выравнивание покуп спос-ти каждой из них.Г.Кассель опр-л это как закон единой цены

Валютн.коридор-устан-ние границы колебаний вал.курсов

Пошлина-акцизный налог на импорт-мые товары с целью получ прибыли

Импортная квота-запрет ввоза сверх устан.лимитов

Факторы,опред-щие вал.курс:

1.Изменения предпочтениях и вкусах потребителей.

2.относ.измен.доходов

3.относ.измен.цен двух стран

4.относ.измен реальн % ставок

5.инфляц-ые ожидания

6.деффицит плат-го баланса

7.ден.масса в стране



Сдвиги кривой LM.

i LMLM может перемещаться в

LM1полож-е LM1 под влиянием

измен-я предлож. денег. Предпол.

i E Eчтопредлож. денег повыс., сл-но

E1пониз. % ст. Новое равновес. устан.

i 1 ISпри более низкой % ст. i1, чтоYсоотв. новому объему пр-ва.

YE Y1

В экон. любой страны иногда возникает ситуация, когда устан. низкая % ст., вэтом случае и LM, и Dm почти паралл. оси абсцисс. Это полож. наз. ликвидной ловушкой,т.е. на этом участке % ст. низкие, а объем инвест. и дохода или растет, или остаетсянеизмен. Это значит, что ДКП воздействует на совок. спрос не только ч/з норму %-а, но и посредством приобрет. тов-ов длит. пользов., измен. цен на акции, и период ликвидной ловушки очень благоприятен для этого.

В долгоср. периоде ден. рын. может вести себя неожид.,

iт.к. % ст. утрачивают связь со спросом и предлож.

IS LMна деньги. Это след. из эфф-та Пигу

(эфф-т реал. кассовых остатков): измен.

реальн. цен-сти ден. ост-ков приводит к

i Eповыш. совок спроса. В усл. ликвидной

ловуш. эфф-т Пигу практ. не работает,

YE Yт.к. уменьш. сбереж-я. В итоге

ур-нь % ст. будет стремиться к равновесн. сост.

Феномен ден. рынка (Фридмена) показ., что спрос на деньги в долгоср. периоде не завис. от % ст., поэтому ур-е долгоср. развития получило назв. монетарного правила Фридмена, не вкл. % ст.: M=Y+Pe

(M- темп увел. предлож. денег: Y- долгоср. темп измен. нац. пр-ва/дохода; Pe- темп прогнозируемой инфл.



Баланс

Активы - ссуды - резервы Пассивы - вклады

Активы = пассивы - резерв

Банковская система обладает способностью создавать деньги, т.е. увеличивать предложение денег. В основе способности создания денег лежат:

1) избыточные резервы

2) обязательные резервы

3) принцип мультипликатора

1) – разница между фактическими и обязательными резервами. Именно их банк может использовать для выдачи ссуд

2) – части резервов, которые комбанк держит наличными на счетах НацБанка.

Созданные одним банком деньги превращаются в депозиты других банков, за исключением обязательных резервов, используемых для дальнейших выдач ссуд.

Пример: Комбанк имеет 10000уе вкладов и норма обязательных резервов пусть 10%.

Баланс

Активы - ссуды – 9000 уе - резервы – 1000 уе Итого: 10000уе Пассивы - вклады – 10000уе   Итого: 10000уе

Всего фигурирует 19000 уе.

Норма обяз резервов (R) устан в НБ в % от объема депозитов и этот фиксированный размер ден ср-в каждый банк обязан хранить в форме резервов в НБ. Обяз резервы НБ использует для страхования вкладов, осуществления межбанковских расчётов, регулирования различ деят-сти банк-ой системы.

Банк-ий мультипликатор (мультипликатор денег) – вел-на, обратная норме обязательных резервов Взаимодействие фискальной и ДКП и использование модели IS-LM для анализа последствий стабилизационной политики. - student2.ru = 1/R и выражает макс кол-во кредитных денег, кот. может быть создана избыточными резервами при данной норме обязательных резервов.

Но сущ и более общая модель предл-я денег с учетом возможности оттока части денег с депозитов в наличночть.

Денежная база (MB) – деньги выс эфф-сти, вкл:

- наличность вне банковской системы

- обязательные резервы комбанков, хран. в НБ.

MB = С+R (нал деньги + резервы)

Взаимодействие фискальной и ДКП и использование модели IS-LM для анализа последствий стабилизационной политики. - student2.ru = наличные деньги + депозиты

Взаимодействие фискальной и ДКП и использование модели IS-LM для анализа последствий стабилизационной политики. - student2.ru = Взаимодействие фискальной и ДКП и использование модели IS-LM для анализа последствий стабилизационной политики. - student2.ru



53. Соц.политика.

Социальная политика - политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе.

включает в себя формы регулирования трудовых отношений, участие трудящихся в управлении производственным процессом, коллективные договоры, государственную систему социального обеспечения и социальных услуг (пособия по безработице, пенсии), участие частных капиталов в создании социальных фондов, социальную инфраструктуру (образование, здравоохранение, обеспечение жильем и т.д.), реализацию принципа социальной справедливости.

Принципы:

1) защита уровня жизни путем введения раз.форм компенсации при повышении цен

2) помощь самым бедным семьям;

3) помощь на случай безработицы;

4) политика соц. страхования, установление мин. з/п

5) развитие образования, охрана здоровья, ок.среды в основном за счет государства;

направление гос.регулирования – политика доходов –ср-во централизованного воздействия на общий размер и распределение вновь созданной стоимости. Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция формируют доход населения и распределяют общественное богатство. Западные экономисты используют так называемую кривую Лоренца для изучения распределения доходов между разными группами населения.

Трансфертные платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех, опр.слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д.

Сущность политики доходов заключается в непосредственном установлении государством такого верхнего предела номинальной заработной платы, кот. способствовал бы выполнению задач, стоящих перед экономикой.

Другое направление, обеспечение занят-ти.Эффективная занятость -модель развития и исп-я квалифицированной, дорогой и мобильной рабочей силы, ориентирована на переоценку ее возрастающих материально-бытовых потребностей. Большую роль в реализации должны играть гос.служба трудоустройства, фонд улучшения занятости. Страхование от безработицы предоставляется из специальных страховых фондов. Размер выплат зависит от длительности периода безработицы, от условий или страны. Важным звеном социальной защиты явл.пр-мы трудоустройства и переквалификации. государство должно установить основные социальные гарантии, механизмы их реализации, и функции предоставления социальной поддержки.

2 подхода:

-Рыночный(либеральный)подход-гос-во создает условия для проявления эк.активности, что обеспечит об-ву получение дох-да.Преим-во:свобода гос-ва от соц.ответственности.Нед-к:соц.напряженость.

-Соц-но ореинтир-й:гос-во обеспечивает все минимум, кот.не дает опуститься ниже черты бедности.Преим-во:обесп-т соц.мир,устойчивость.

2 уровня:

-общенациональный

-местный(региональный)



Изменение цен товаров и доходов потребителя воздействуют на бюджетную линию, тем самым и на оптимальный потребительский выбор. С учетом этого влияния можно построить кривую спроса на благо со стороны потребителя, т.е. кривую индивидуального спроса.

Спрос на товар зависит от параметров, определяющих положение точки равновесия потребителя, которые задаются ф-цией полезности, определяющей форму и расположение кривой безразличия, и положением бюджетной линии, зависящим от цен товаров и дохода потребителя.

Теорема Коуза: вне зависимости от того, кому принадлежат права собственности, в ходе обмена достигается одно и тоже Парето- эффективное распределение ресурсов при определенных ограниченных условиях: отсутствии эффекта дохода и трансакционных издержках, равных 0. трансакционные- издержки по координации деятельности экономических агентов и снятию распределительного конфликта между ними.



Взаимодействие фискальной и ДКП и использование модели IS-LM для анализа последствий стабилизационной политики.

Существуют последствия влияния фискальной и ДКП:

1) Последств. фискальн. политики заключ. в эффекте «вытеснения» - под влиянием измен. налогов или гос. расходов.

2) Последствия ДКП приводят к измен. уровня нац. дохода и % ставок.

Фискальная политика и ДКП не являются независ. друг от друга, и поэтому важной задачей является анализ послед. их взаимодейств.

Наши рекомендации