Использование модели IS-LM для анализа фискальной политики

Анализ стимулирующей фискальной политики в рамках модели IS—LM доказывает, что рост государственных расходов (снижение налогов) сдвигает кривую IS вправо, увеличивая совокупный доход (выпуск). Однако прирост дохода оказывается меньшим, чем тот, который должен иметь место согласно мультипликатору Кейнса. Это объясняется действием эффекта вытеснения: увеличение государственных расходов приводит к росту процентной ставки, который обусловливает сокращение объема частных инвестиций и потребления. Масштабы эффекта вытеснения определяют относительную эффективность фискальной политики. Сдерживающая фискальная политика порождает обратный эффект: вызывает сокращение совокупных расходов и приводит к сдвигу кривой IS влево. Доход (выпуск) уменьшается, а ставка процента снижается.

Масштабы эффекта вытеснения определяют относительную эффективность фискальной политики. Рассмотрим эффект вытеснения, используя два графика (рис.3.).

Использование модели IS-LM для анализа фискальной политики - student2.ru

Рис. 3. Относительная эффективность стимулирующей фискальной политики (эффект вытеснения)

На рис. 3а кривая IS является крутой, a LM — пологой. В этом случае в результате стимулирующей фискальной политики доход увеличился на величину Y1 – YE, которая превышает эффект вытеснения (У2 – Y1). Следовательно, фискальная политика относительно эффективна. На втором графике (рис. 36) кривая IS — пологая, a LM — крутая. Это привело к тому, что эффект вытеснения У2 – Y1 больше прироста дохода, равного Y1 – YE, т.е. стимулирующая фискальная политика не эффективна. Графики показывают, что масштабы эффекта вытеснения, а значит и относительная эффективность стимулирующей фискальной политики, зависят от наклона кривых IS и LM.

Как известно, наклон IS определяется чувствительностью инвестиций к изменениям процентной ставки и величиной предельной склонности к потреблению. Наклон же кривой LM зависит от чувствительности спроса на деньги к изменениям ставки процента и дохода.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: эффект вытеснения будет незначительным, а фискальная политика относительно эффективной в том случае, если инвестиции малочувствительны по отношению к ставке процента, значение мультипликатора невелико, а спрос на деньги чувствителен к изменениям процентной ставки и малочувствителен к динамике дохода.

8. Эффективность фискальной политики и бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь.

По мнению многих экономистов, эффективность фискальной политики прежде всего в том, что она способна помочь экономике избежать значительных отклонений от положения равновесия. Стимулирующая политика может быть использована для предотвращения длительного спада, о чем говорит опыт ряда стран с переходной экономикой, Японии, США; сдерживающая — для упреждения инфляции. Именно поэтому кейнсианцы считали ее основным инструментом государственного регулирования национальной экономики.

Бюджетно - налоговая политика Республики Беларусь имеет следующие направления:

• обеспечение роста экономики, укрепление финансово-кредитной системы;

• поэтапное сокращение налоговой нагрузки и упрощение налоговой системы;

• повышение уровня жизни посредством увеличения зарплаты, пенсий, пособий и других выплат населению, укрепления материальной базы учреждений социальной сферы, государственной поддержки строительства жилья;

• государственная поддержка приоритетных отраслей реального сектора экономики.

Доходы республиканского бюджета за январь - декабрь 2009 года сложились в сумме 46,8 трлн. рублей (102,5 процента уточненного годового плана).

За январь-декабрь 2009 года в республиканский бюджет поступило: налоговых доходов на сумму 26,5 трлн. рублей (101,6 процента), неналоговых доходов на сумму 4,5 трлн. рублей (113,2 процента), взносы на государственное социальное страхование на сумму 15,8 трлн. рублей (101,3 процента).

По состоянию на 1 января 2010 года сумма долгов плательщиков перед бюджетом составила 58,7 млрд. рублей и по сравнению с началом года сохранилась на прежнем уровне.

Расходы республиканского бюджета за январь-декабрь 2009 года составили 46,3 трлн. рублей (99,5 процента уточненного годового плана).

Из них, на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации) направлено 20,3 трлн. рублей (98,3 процента), национальной экономики - 13,5 трлн. рублей (97,4 процента), расходы на общегосударственную деятельность составили 8,7 трлн. рублей (106,1 процента).

Профицит республиканского бюджета за январь-декабрь 2009 года составил 492,5 млрд. рублей.

Вопросы для самопроверки

1. Какие основные инструменты бюджетно-налоговой политики? И как они работают?

2. Исходя каких критериев фискальную политику подразделяют на стимулирующую и сдерживающую, дискреционную и автоматическую?

3. Назовите встроенные стабилизаторы и объясните механизм их действия.

4. Чему равен мультипликатор государственных закупок и почему он больше налогового мультипликатора?

5. Какие инструменты фискальной политики и каким образом может использовать правительство во время инфляции?

6. Какие существуют способы финансирования бюджетного дефицита?

7. Каким образом можно стабилизировать внешний долг?

8. Оцените бюджетно-налоговую политику, проводимую в Республике Беларусь.

Тесты

1. Различия в эффекте мультипликатора при увеличении государственных закупок и при снижении на ту же сумму налогов вызвано тем, что:

а) государственные расходы, повышая доходы от производственной деятельности, увеличивают тем самым расходы на потребление;

б) снижение налогов непосредственно влияет на величину потребительских доходов и расходов, а увеличение государственных расходов оказывает на них косвенное воздействие;

в) сокращение индивидуальных налогов не приведет к росту потребительских расходов на ту же сумму: частично возросшие доходы (как результат падения налогов) будут сберегаться;

г) все предыдущие ответы неверны.

2. Сокращение дефицита бюджета сопровождается:

а) снижением инвестиций;

б) снижением сбережений;

в) ростом импорта;

г) повышением трансфертов.

3. Что может предпринять правительство для повышения уровня реального национального дохода:

а) снизить налоги;

б) сократить государственные закупки товаров и услуг;

в) уменьшить трансфертные платежи;

г) снизить уровень бюджетного дефицита;

д) верны ответы а) и г)?

4. . Фискальная политика будет менее эффективной, если при прочих равных условиях:

а) возрастут государственные расходы;

б) уменьшится чувствительность спроса на деньги к доходу;

в) увеличится предельная склонность к потреблению;

г) увеличится чувствительность спроса на деньги к доходу.

5. Согласно концепции мультипликатора сбалансированного бюджета, равное сокращение налогов и государственных закупок:

а) не изменит уровень национального дохода и производства;

б) будет способствовать вытеснению частных инвестиций;

в) увеличит равновесный уровень национального дохода и производства;

г) вызовет движение ранее сбалансированного бюджета к дефицитному.

6. Экономика описывается следующими данными:

C = 20 + 0,8( Y – T + F); I = 60 (инвестиции); T = 40( налоги); F = 10( трансферты); G = 30 (государственные расходы).

Рассчитайте равновесный уровень дохода. Если правительство увеличивает расходы до 40 в целях стимулирования экономики, что произойдет с планируемыми расходами? Какова величина мультипликатора расходов?

Если правительство увеличивает налоги с 40 до 50, что произойдет с равновесным уровнем дохода? Какова величина мультипликатора налогов?

Литература

1. Макроэкономика: учебное пособие /А.В.Бондарь, В.А.Воробьев и др. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 415 с.

2. Макроэкономика: учебное пособие /И.В.Новикова, А.П.Морова и др. – Мн.: Акад.упр.при Президенте РБ. 2006. – 343 с.

3. Макроэкономика: учебное пособие / под ред. В.А.Воробьева. – Мн.: БГЭУ, 2009. – 270с.

Доцент, к.э.н., Коломиец А.В.

Наши рекомендации