Государственное финансирование ниокр в российской федерации
В соответствии с существующей до настоящего времени практикой львиная доля затрат на проведение НИОКР в России осуществляется за счет государственного бюджета. По некоторым оценкам, она составляет около 90%. Такой подход вряд ли отвечает новым экономическим реалиям. Промышленным предприятиям, которые в будущем намерены прочно утвердиться на внутреннем, а тем более на внешнем рынках, необходимо иметь высокую инновационную предприимчивость, держаться «на гребне» научно-технического прогресса. Для этого промышленные предприятия должны интенсифицировать свои собственные научные исследования и разработки либо финансировать их в специализированных научных центрах и высших учебных заведениях.
В условиях формирования рыночных отношений существенным образом меняются функции государства в области организации, финансирования и осуществления инновационной деятельности. Основой нового подхода к управлению инновационным процессом являются множество источников финансирования и его программно-целевая ориентация.
Для фундаментальных научных исследований, которые являются основой научно-технического прогресса и носят некоммерческий характер, главным источником финансирования являются бюджетные ассигнования. Финансирование НИОКР по приоритетным для нашей страны направлениям (микроэлектроника, машиностроение и др.) должно осуществляться на основе гибкого сочетания бюджетных источников и средств заинтересованных предприятий и организаций. Причем прикладные исследования должны обеспечиваться главным образом за счет средств хозяйствующих субъектов при определенной государственной поддержке.
На данный момент говорить о количественных соотношениях между государственным и частным финансированием инновационной деятельности для России не приходится, поскольку последнего практически нет. Поэтому важно, чтобы этот процесс сдвинулся с места и развивался в том направлении, по которому идут развитые страны.
Пользуясь традиционным делением науки на фундаментальную и прикладную, систему государственного финансирования НИОКР в России можно представить как финансирование:
• фундаментальных исследований;
• прикладных исследований;
• внедренческих работ.
В рамках первого направления различают целевое бюджетное финансирование научных организаций, специализирующихся на фундаментальных исследованиях государственных научных центров, академических институтов и вузов и конкурсную поддержку наиболее перспективных и важных инициативных проектов путем предоставления субсидий (грантов) научным коллективам и отдельным ученым.
В настоящее время существует множество правительственных и околоправительственных организаций, фондов и консультативных групп, которые призваны содействовать развитию фундаментальных исследований, повышению научной квалификации ученых, установлению научных контактов и распространению информации в области фундаментальных научных исследований в России и за рубежом, международному сотрудничеству в области науки и техники. К сожалению, видимой практической отдачи от их деятельности немного. Тем не менее необходимость и перспективность такой организационной формы финансирования фундаментальной науки сомнений не вызывает.
В финансировании прикладных исследований выделяют два различных механизма: государственный заказ и долевое государственное финансирование. Государственный заказ осуществляется в стратегически важных направлениях прикладной науки в двух основных формах: 1) целевого контракта под конкретные высокоприоритетные цели и определенных исполнителей с исключительным правом государства на использование полученных результатов; 2) конкурсного контракта с разделением права собственности на полученные результаты между государством и исполнителем. В последнем случае также предусматривается право государства на выкуп у исполнителя его доли собственности на конкретные результаты.
Долевое государственное финансирование прикладных исследований может выступать в различных формах. В частности, иногда прибегают к созданию научно-исследовательских консорциумов промышленных предприятий и научных организаций в целях объединения имеющихся ресурсов и проведения совместных работ на этапах освоения новых видов продукции и технологий. Иногда, наоборот, разрабатывается целевая государственная программа развития прикладных исследований в том или ином перспективном направлении. Курирующее ее министерство или ведомство совместно с учеными и заинтересованными представителями промышленности формирует основные задачи и устанавливает сроки их решения. После чего объявляется конкурс, в котором могут принять участие любые организации независимо от формы собственности. Отобранные по итогам конкурса исполнители должны обеспечить не менее 50% финансирования проектов с их непосредственным участием.
Механизм долевого участия помимо мобилизации дополнительных ресурсов автоматически повышает ответственность исполнителей за качество выполняемых прикладных исследований и уменьшает вероятность выделения бюджетных финансовых средств случайным организациям.
Среди организационных механизмов финансирования внедренческих работ различают государственный заказ и льготный кредит. Государственный заказ осуществляется в форме целевых контрактов под определенных исполнителей, а также в форме конкурсных контрактов, на которые могут претендовать сразу несколько конкурирующих организаций. Следует заметить, что практика конкурсных контрактов способствует повышению эффективности разработок и преодолению монополии отдельных производителей.
Льготный кредит может быть предоставлен либо целевым образом, либо на конкурсной основе. Механизм льготного кредита предполагает снижение процентной ставки за предоставляемый кредит в зависимости от степени важности для государства продвигаемых на рынок научных разработок, уровня рентабельности при коммерческой реализации проекта в сочетании с достигнутым социальным эффектом, возможностей повышения конкурентоспособности национальной промышленности на мировом рынке и других показателей.
Таким образом, расширение практики долевого и кредитного финансирования прикладных исследований и внедренческих работ позволяет уменьшить трудности, связанные с формированием и распределением государственного бюджета на НИОКР. Однако это предполагает ряд дополнительных мер, направленных на стимулирование негосударственных инвестиций в сферу науки. В частности, необходима сильная аудиторская служба, выполняющая функции экспертизы проектов и контроля за использованием бюджетных средств в цикле наука—производство.
ГЛАВА 7
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
И ФОРМИРОВАНИЕ ТЕМПОВ,
ПРОПОРЦИЙ, СТРУКТУРЫ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ