Дать понятие федерации, охарактеризовать территориально-государственное устройство России. Субъекты Российской Федерации, конституционный статус территории России.

Чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий

Стихийных бедствий

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы МЧС России

Кафедра Основ экономики функционирования РСЧС

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

правоведение

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Факультет заочного обучения

Направление подготовки (специальность) 20.05.01

«Пожарная безопасность»

Выполнил: слушатель 4 курса, 5 уч.гр.,

Лапоног А. О., шифр (вар-т)№ 609

(Фамилия, инициалы)

Проверил: _________________________

(ученая степень, спец. звание, фамилия, инициалы препод.)

Иваново 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………….. 3

Вопрос № 7. Федеративное устройство РФ.

Дать понятие федерации, охарактеризовать территориально-государственное устройство России. Субъекты Российской Федерации, конституционный статус территории России……………………………………………………………………. 4

Вопрос № 36. Назначение наказания.

Общие начала назначения наказания по УК РФ. Основания и условия назначения более строгого вида наказания из числа предусмотренных за совершение преступления. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. Виды этих обстоятельств, содержание и классификация. Учет обстоятельств, смягчающих наказание, не указанных в законе. Назначение наказания при наличии некоторых из числа указанных в законе обстоятельств, смягчающих наказание……………... 8

1. В Конституционный Суд РФ поступила жалоба, в которой утверждается, что положения Конституции, развивающих ее законов, определяющие порядок работы над проектом новой Конституции недемократичны, поскольку исключают из этого процесса широкую общественность. Что в этой ситуации должен предпринять Конституционный Суд?........................................................................ 12

Заключение…………………………………………………………………………… 13

Список литературы…………………………………………………………………... 14

ВВЕДЕНИЕ

Конституция Российской Федерации исходит из того, что Россия будет развиваться эволюционным путем на базе согласия всех основных слоев общества при полном и безусловном соблюдении прав и свобод граждан, которые названы в ней высшей ценностью, с возложением на государство обязанности их признания, соблюдения и защиты (ст. 2). Конституция устанавливает реальную защиту прав и свобод граждан. В ст. 45, с одной стороны, их защита объявляется обязанностью государства, с другой - каждому гражданину предоставляется право защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещенными законом.

Общие меры социального предупреждения являются основными, решающим образом влияющими на правопослушность граждан. Что касается специальных мер, а это в основном деятельность правоохранительных органов, то они хотя и относились к мерам, которые прямо влияют на преступность и иные правонарушения, признавались не главными, а иногда и второстепенными.

Вопрос № 7. Федеративное устройство РФ.

Дать понятие федерации, охарактеризовать территориально-государственное устройство России. Субъекты Российской Федерации, конституционный статус территории России.

Федерация – форма государственного устройства, при которой субъекты, входящие в это государство, имеют признаки суверенитета, но не имеют права свободного выхода из состава федерации и не могут быть субъектами международного права

Федерация (от позднелат. Foederatio – объединение, союз), представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью.

Субъекты федерации не обладают полным суверенитетом, то есть самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней политической жизни. Но в то же время субъекты федерации всё же имеют определённую политическую самостоятельность, а также полную хозяйственную и социально-культурную независимость.

Федеративное государственное устройство, безусловно, очень неоднородно. В различных странах оно имеет свои особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и, прежде всего, национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящих в союзное государство.

Территория каждого государства делится на части, определяющие его внутреннюю структуру, территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складываются система территориальных единиц, на которые делится государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц.

Подобного рода устройство территории государства принято называть государственным устройством. Таким образом, можно сказать, что государственное устройство – это территориальная организация государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым статусом.

С точки зрения формы своего государственного устройства все государства делятся на три группы – унитарные, федеративные и конфедерация.

Унитарным считается государство, не имеющее в своей внутренней территориальной структуре других государств. В этом смысле унитарное государство (т.е. одно, единое) принято называть простым государством.

Унитарное государство делится, как правило, лишь на административно-территориальные единицы (районы, города, сельские поселения и т.д.), из которых складывается его административно-территориальное устройство*. Административно-территориальные единицы не наделяются собственным правовым статусом. Им обладают лишь управляющие ими органы государственной власти либо органы местного самоуправления.

Поскольку унитарное государство не имеет в своем составе других государств, для него характерны одна конституция, один высший орган законодательной власти, один высший орган исполнительной власти, единая система высших судебных органов, единое гражданство.

Унитарное государство может существовать самостоятельно как отдельное суверенное государство. Оно может также входить в состав другого государства на федеративных началах, т.е. сохраняя определенный комплекс своих суверенных прав, либо на автономных началах.

Федерация – это объединение двух или нескольких государств в одно новое государство. Таким образом, федеративное государство представляет собой сложное государство, в состав которого входят другие государства.

Следует сказать, что, объединяясь, государства необязательно образуют федерацию. Они могут образовать и конфедерацию. Однако в отличие от конфедерации, которая представляет собой союз государств, т.е. международно-правовое объединение, федерация является союзным государством, т.е. государственно-правовым объединением, которое обеспечивает государственное единство всех входящих в его состав государств, сохраняя за ними определенную политико-юридическую самостоятельность.

В состав Российской Федерации входят субъекты федерации: (21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа) . Субъекты Федерации, в свою очередь, делятся на районы и города, а они - на муниципальные районы и муниципальные округа. Они имеют различные статусы, регулируемые Конституцией, определенный порядок подчинения.

Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство. Унитарные государства могут иметь и однонациональный (Франция, Швеция, Норвегия и др.) , и многонациональный (Великобритания, Бельгия и др. ) состав населения.

Конфедерация - это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.) . Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств - членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства - США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская Республика) распалась.

В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного государственного объединения. Примером тому является Европейское Сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность.

Согласно Конституции России Россия является федеративным государством и состоит из равноправных субъектов Российской Федерации, на данный момент времени из 85 субъектов — республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Каждый субъект федерации, помимо федеральных органов, имеет свою исполнительную (как правило, губернатора или главу), законодательную (региональные парламенты) и судебную (конституционный (уставный) суд субъекта) ветви власти. Субъекты имеют свою собственную конституцию либо устав, а также собственное законодательство, принимаемое региональными парламентами. Субъекты федерации имеют по два представителя в верхней палате российского парламента — Совете Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты имеют полномочия решать вопросы, отнесённые Конституцией к ведению субъектов. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из её состава.

Дать понятие федерации, охарактеризовать территориально-государственное устройство России. Субъекты Российской Федерации, конституционный статус территории России. - student2.ru

Конституционный статус Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что, как уже отмечалось, она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении органов власти субъектов Российской Федерации.

Российская Федерация имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, характер взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом и государством, форму государственного устройства России и характер взаимоотношений федерации с ее субъектами, форму правления, характер взаимоотношений с другими суверенными государствами. Возможность самостоятельно решать все эти вопросы свидетельствует об учредительном характере федеральной государственной власти. Вместе с тем, она свидетельствует также и о том, что Российская Федерация носит конституционный характер и не может рассматриваться в качестве договорно-конституционной модели федерации.

Неотъемлемым элементом конституционного статуса Российской Федерации является ее территориальное единство. Российская Федерация имеет свою территорию, складывающуюся из территорий ее субъектов и включающую в себя сушу, внутренние воды н территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное содержание государственного суверенитета. Территория Российской Федерации является пространственным пределом ее власти. На эту территорию распространяется суверенитет Российской Федерации.

Российская Федерация обладает высшей властью в отношении своей территории. Ее Конституция и законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Она устанавливает статус, режим и осуществляет защиту государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа. Режим государственной границы устанавливается Законом Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г., а также иными федеральными нормативными актами, международными договорами и соглашениями Российской Федерации с сопредельными государствами. Эти акты решают вопросы, связанные с организацией защиты и изменением государственной границы, процедурой разрешения территориальных споров.

Важным элементом конституционного статуса Российской Федерации является единое гражданство Российской Федерации. Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. с изменениями и дополнениями от 17 июня 1993 г. Российская Федерация определяет основания и процедуру приобретения и прекращения гражданства, административный и судебный порядок обжалования решений по вопросам гражданства; порядок разрешения споров между Федерацией и ее субъектами по вопросам гражданства.

Ядром правовой системы Российской Федерации является Конституция Российской Федерации, имеющая высшую юридическую силу, прямое действие и применяемая на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, которая не только устанавливает правовые пределы нормативной деятельности как федерации, так и ее субъектов, но и обеспечивает единство нормативно-правовой деятельности в Российской Федерации.

Наши рекомендации