Национально - государственное строительство в Российской Федерации.

В 1990 году начало развиваться движение за российский суверенитет. В связи с приближением выборов народных депутатов РСФСР был соз­дан предвыборный блок «Демократическая Россия». 26 марта 1990 г. Совет Министров РСФСР обсудил проект концепции самостоятельности республики. Получила значительную поддержку идея создания Россий­ской коммунистической партии. И, наконец, на I Съезде народных депу­татов России 12 июня 1990 г. была принята Декларация о государствен­ном суверенитете, что стало поворотным пунктом в становлении незави­симых от союзного центра институтов власти и управления. В ней наряду с положениями об обновлении Союза ССР законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными.

Согласно Декларации, суверенитет провозглашался во имя обеспечения гражданам России не­обходимого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользова­ние родным языком, а народам России - права на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах. С данного момента союзная и республиканская власти стали функционировать сами по себе и конкурировать друг с другом.

После принятия этой Декларации сохранение СССР становилось весь­ма проблематичным.

На этом съезде Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Б.Н. Ельцин, ставший народным лидером обновляе­мой России. Через год в результате всенародного голосования Б.Н. Ельцин был избран первым Президентом России, набрав около 60% голосов при­нявших участие в выборах избирателей. Вице-президентом был А. В. Руцкой, а за полгода до этого Председа­телем Совета Министров РСФСР был утвержден И. С. Силаев.

С этого времени возникло своеобразное двоевластие - Союзного и республиканского - Российского - центров со своими орга­нами управления и самое главное - с разными идейно-политическими ориентирами.

Неспособность центральной власти справиться с политическими и социально-экономическими трудностями вызывала недовольство в союз­ных и автономных республиках. В условиях нарастающего социально-экономического кризиса националисты-радика­лы выступали за осуществление полного государственного суверенитета и проведение радикальных реформ вне рамок единого союзного госу­дарства.

Это стало причиной начавшегося «парада суверенитетов», в котором приняли участие почти все со­юзные республики. Так российский президент, Б.Н. Ельцин, подписал указы, которыми подчинил себе все органы исполнительной власти СССР, находящиеся на территории РСФСР, в первую очередь - структуры Министерства обороны, КГБ и МВД СССР, и принял на себя полномочия командую­щего Вооруженными Силами СССР на территории РСФСР.

В ходе августовских событий 1991 года, было принято постановление Верховного Совета РСФСР о пре­доставлении Президенту Б. Н. Ельцину права отстранять от должности председа­телей Советов народных депутатов всех уровней, в случае неисполнения этими Советами законов РСФСР, указов Президента РСФСР, актов Правительства РСФСР, а также исполнения ими решений не­конституционных органов. Этим же Постановлением вводилась долж­ность главы администрации края, области и т. п., осуществляющего ру­ководство соответствующим исполнительным органом и являвшимся, по сути, правопреемником председателя исполкома Совета народных де­путатов. Президенту РСФСР предоставлялось право единолично назна­чать глав администраций российских территориальных образований и освобождать их от этих должностей.

В тот же день был опубликован президентский Указ № 112 «О роли Совета Министров РСФСР в системе исполнительной власти Россий­ской Федерации», предусматривавший непосредственный президентский контроль над его деятельностью. Согласно Указу Президенту России предоставлялось право при необходимости председательствовать на заседаниях Совмина для «обес­печения Правительством РСФСР его полномочий в полном объеме».

После подавления путча. 23 августа в зале заседаний Верховного Совета РСФСР под председательством Ельцина состоялась встреча депутатов России с Пре­зидентом СССР. Здесь был подписан Указ о приостановле­нии деятельности КПСС на территории Рос­сийской Федерации. Во время августовских событий 1991 года партия превратилась в тор­моз общественного развития. Процесс ее перерождения достиг критиче­ской фазы, а ее лидер стал воплощением наиболее отрицательных черт разлагавшейся номенклатуры.

После распада СССР и отставки М. С. Горбачева главная проблема заключалась в сохранении нормальных взаимоотношений России с союзными республиками. Было заявлено, что Россия независимое, многонациональное государство, постро­енное на принципах федеративного устройства и реального равноправия, входящих в нее народов.

В декабре 1991 г. РСФСР стала независимым государством и была признана мировым сооб­ществом в качестве правопреемника СССР. В апреле 1992 г. было изменено официальное название республики. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика переименовывалась в Российскую Федерацию - Россию. Наименования «Российская Фе­дерация» (РФ) и «Россия» признавались равнозначными.

Руководство РФ, занятое борьбой с союзным центром, поощряло сепаратистские выступления некото­рых лидеров российских автономий, справедливо полагая, что это ослабляет союзный центр. Но после декабря 1991 г. оно само оказа­лось перед серьезной проблемой сохранения государственного един­ства Российской Федерации. Возникла реальная угроза распада РФ. Из 31 автономии решение о преобразовании своего статуса приняли 25. Таким образом, парад суверенитетов пошел уже по России.

Поиск оптимальной модели национально-государственного устройства РФ был сложным. Он велся в острых дискуссиях и спо­рах с сепаратистки настроенными политическими элитами авто­номных образований. Главным их итогом стало новое понимание принципа федерализма, которое вышло за сферу национальной политики, приобрело универсальный характер и было распрост­ранено на отношения между российским центром и регионами, не являвшимися национальными образованиями.

31 марта 1992 г. состоялось подписание Федеративного догово­ра. Он дал статус субъектов Российской Федерации не только рес­публикам, автономным областям и автономным округам, что считалось само собой разумеющимся, но и крупным административно - террито­риальным единицам - краям и областям, а также Москве и Санкт - Петербургу, получившим название городов феде­рального значения.

Федеративный договор 1992 г. состоял из трех отдельных дого­воров: Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и орга­нами государственной власти суверенных республик в составе РФ; Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и орга­нами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ и Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и орга­нами государственной власти автономной области, автономных округов в составе РФ.

Под Федеративным договором поставили подписи все нацио­нальные и территориальные образования, кроме Татарстана и Чечни. После урегулирования ряда вопросов в двустороннем до­говоре между РФ и Татарстаном, последний присоединился к Фе­деративному договору (1994).

С заключением Федеративного договора удалось избежать по­вторения сценария с распадом государства, на этот раз России. Окончательно изменилась ее государственно-правовая природа как федерации.

Во-первых, она стала «полной» федерацией, т.е. все ее национальные образования являются ее субъектами.

Во-вторых, она превратилась в смешанную федерацию, сочетающую в своем устройстве как национальные, так и территориальные начала. Из 89 ее субъектов 32 строятся по национально-территориальному принципу, 57 - по национальному принципу.

Наши рекомендации