Понятие материального потока. Как уже было сказано выше, понятие материального потока является основным в логистике
Как уже было сказано выше, понятие материального потока является основным в логистике.
Материальным потоком называются находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенная продукция и готовая продукция, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные к временному интервалу. Если продукция не находится в состоянии движения, то она переходит в запас.
Каждому материальному потоку соответствуют некоторые информационный и финансовый потоки, но это соответствие не является идентичным.
Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе — единица измерения времени (сутки, месяц, год и т.д.). Например, размерность материального потока — тонн/год.
Материальный поток характеризуется определенным набором параметров и может быть классифицирован по нескольким признакам.
Материальные потоки подразделяют по следующимосновным признакам:
¨ отношение к логистической системе;
¨ номенклатура;
¨ количество грузов;
¨ весовые характеристики;
¨ степень совместимости грузов;
¨ консистенция грузов;
¨ степень детерменированности;
¨ непрерывность во времени.
По отношению к логистической системе материальный поток может быть: внешним, внутренним, входным и выходным.
Внешний материальный поток протекает во внешней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение.
Внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логистической системы.
Входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды.
Выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду.
При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальный поток будет равен выходному.
По номенклатуре материальные потоки делят на однопродуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (многовидовые). Такое разделение необходимо, так как ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на зернохранилище, которое работает с одним наименованием груза.
По количественному признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, средние и мелкие.
Массовым считается поток, возникающий в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.
Крупные потоки — несколько вагонов, автомашин.
Мелкие потоки образуют количества грузов, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совмещения с другими, попутными грузами.
Средние потоки занимают промежуток между крупными и мелкими. К ним относят потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными вагонами, или автомобилями.
По весовым характеристикам материальные потоки делят на тяжеловесные, большой массы, легковесные и негабаритные. Тяжеловесные потоки обеспечивают полное использование грузоподъемности транспортных средств, требуют для хранения меньшего складского объема. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 500 кг. Потоки большой массы образуют грузы, у которых масса одного места от 100 до 500 кг.
Легковесные потоки представлены грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2м3 — например, табачные изделия в процессе транспортировки образуют легковесные потоки. Негабаритными грузами являются те из них, которые имеют высоту более 3,8м, ширину - более 2,5м, длину - больше длины грузовой площадки.
По степени совместимости образующих поток грузов материальные потоки делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработки продовольственных товаров.
По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливныx грузов.
Насыпные грузы (например, зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство — сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах.
Навалочные грузы (соль, уголь, руда, песок и т. п.) — как правило, минерального происхождения. Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Так же, как и предыдущая группа — обладают сыпучестью.
Тарно-штучные грузы имеют самые различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Это могут быть грузы в контейнерах, ящиках, мешках, грузы 6eз тары, длинномерные и негабаритные грузы.
Наливные грузы — грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например, перегрузка, хранение и др., выполняются с помощью специальных технических средств.
По степени детерменированности параметров потока различают материальные потоки детерменированные и стохастические. Детерменированным материальным потоком называется поток с полностью известными (детерменированными) параметрами. Если хотя бы один из параметров не известен или является случайной величиной, то материальный поток называется стохастическим.
По признаку непрерывности во времени различают непрерывные и дискретные материальные потоки. К непрерывным материальным потокам относятся, например, потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта и др. Большинство материальных потоков являются дискретными во времени.
Материальный поток может быть охарактеризован таким показателем как интенсивность. Под интенсивностью материального потока понимается количество объемных или массовых показателей (единиц) продукции, поступающей на вход логистической системы в единицу времени. Кроме того, применяются такие показатели как скорость, плотность и другие.
Логистические операции — это определенные действия, направленные на качественное и/или количественное преобразование материального и/или информационного потока в его движении.
К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку и другие операции. Логистические операции с информационным потоком — это сбор, обработка и передача информации, соответствующей материальному потоку. Следует отметить, что издержки на выполнение логистических операций с информационными потоками составляют существенную часть логистических издержек.
Относительно логистических систем к перечисленным свойствам можно добавить следующие:
Сложность - большое число элементов, сложный характер взаимодействия между отдельными элементами, сложность функций, сложная система управления, обуславливаемая воздействием на логистическую систему значительного числа стохастических (постоянно изменяющихся) факторов внутренней и внешней среды.
Подвижность - изменчивость параметров элементов логистической системы под влиянием внешней среды, а также решений, принимаемых участниками цепи поставок.
Уникальность, непредсказуемость и неопределенность поведения в конкретных условиях и под влиянием внешней среды.
Адаптивность - способность логистической системы изменять свою структуру и выбирать варианты поведения сообразно с новыми целями и под воздействием внешней среды.
Синергическая связь - - связь, которая при совместных действиях независимых элементов логистической системы обеспечивает общий эффект, превышающий сумму эффектов этих же элементов, действующих независимо, т.е. усиливающаяся связь элементов системы. Синергический эффект - эффект совмещения действий.
Таким образом определение логистической системы следующее: логистическая система - это адаптирующаяся система с обратной связью, в границах которой выполняются те или иные логистические операции, состоящая из нескольких элементов, представляющих собой ее подсистемы, имеющая развитые связи с внешней средой и прочные, стабильные связи между элементами системы. Целью создания логистической системы является доставка материально-сырьевых ресурсов и/или товаров в нужное место, в заданном количестве и ассортиментном составе, подготовленных в максимально возможной степени к производственному или личному потреблению при оптимальном уровне издержек производства и обращения.
Логистические системы, как уже отмечалось, делят на макро- и микрологистические.
Макрологистическая система представляет собой пространственно-распределенную, функционально-ориентированную, производственно-коммерческую структуру. Она включает в себя предприятия и организации промышленности, торгово-посреднические и транспортные организации различных форм собственности, функционирующие в разных регионах одной страны или нескольких стран. В качестве макрологистической системы также могут быть рассмотрены транснациональные корпорации и трансконтинентальные фирмы, финансово-промышленные группы и территориально-производственные комплексы, народное хозяйство отдельной страны или группы стран и т. д.
При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолеть трудности, связанные с правовыми и экономическими особенностями международных экономических отношений, с неодинаковыми условиями поставки товаров, различиями в транспортном законодательстве стран, а также ряд других барьеров.
Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.
В свою очередь, микрологистическая система является пространственно-концентрированной производственно-коммерческой системой (в отличие oт пространственно-распределительного характера макрологистической системы) и имеет определенную объектную ориентацию. В связи с этим, микрологистическая система может рассматриваться, с одной стороны, как составная часть конкретной макрологистической система, с другой стороны, как самостоятельная производственно-коммерческая система, создаваемая для оптимизации производственных и коммерческих процессов отдельно взятого хозяйствующего субъекта. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.