Понятие материального потока. Матер полток – товарно-матер ценности, расмм-ые в движении, в процессе приложения к ним логистических операций

Матер полток – товарно-матер ценности, расмм-ые в движении, в процессе приложения к ним логистических операций.

Матер поток имеет свою размерность (т в год, шт в год).

Внутренний (входящий М1 и выходящий М2), внешний М.

М1 не= М2, если М1=М2 то они =М. РИС. стр2

Транзитный – поток, = кол-ву потребления и предложения. Приравнивается к мин-ой партии отгрузки.

2 Опред-е логистики - это наука о план-и, орг-и, упр-и и контроле движения мат-х и инф-х потоков в простр-ве и во времени от их первич. ист-ка до конечн. Потреб-ля.

Логистика как наука – разраб-ет науч. принципы, методы, математические модели, позволяющие планировать, контролировать и управлять транспортир-ем, складированием и др.матер-ми и нематер-ми операц., совершаемыми в процессе:

· Довед-я сырья и матер. до производственного предпр-я;

· внутризаводской переработки сырья, мат-ов и полуфабр-ов;

· довед-я гот.прод. (ГП) до потр-ля в соотв.с его треб-ями;

· передачи, хран-я и обработки соответствующей информации.

Логистика как хозяйственная деятельность – это процесс управ-я движ-ем и хранением сырья, материалов, полуфабрикатов и ГП в хозяйственном обороте от первичного источника сырья до конечного потреб-ля ГП, а также связанной с этими операциями информацией.

4. логистические операции – сов-ть действий, направ-ых на преобразование матер-го и/или инф-го потока. К ним относят: погрузку, транспорт-ку, разгрузку, комплекта­цию, складир-ие, упаковку и др. Логистич. операции с информац-ым потоком - это сбор, обработка и передача инф-и, соответствующей матер-ому потоку. Издержки на вы­полнение логистических операций с информ-ми потока­ми составляют существенную часть логистич. издержек. Есть логистич операции с матер потоком.

Делятся по признакам:

1. право собст-ти на товар: одностор-е, двустор-е

2. изм-е потреб. св-в: с добавл-й стоимостью, без, фасовка.

Внешние- логистические операции, выполняемые в процессе снабжения предприятия или сбыта готовой продукции. Внутренние - выполняемые внутри логисти­ческой системы.

5 - Информационный поток — это сов-ть информации, необх для вижения матер потока. Инф-й поток может существовать в виде бум-х и электр-х док-ов. Виды:

- в зав-ти от вида связываемых потоком систем: го­риз-ый и вертик-й;

- в зависимости от места прохождения: внешний и внутрен­ний;

- в зависимости от направления по отношению к логистической системе: входной и выходной.

Он может опережать материальный, следовать одновр. с ним или после него. При этом он может быть направлен как в одну сторону с матер-м, так и в противоп-ю:

- опережающий инф-й поток во встречном на­правлении содержит, как правило, сведения о заказе;

- опережающий в прямом направ-и — это предварительные сообщения о предстоящем прибы­тии груза;

Показатели:

- источник возникновения; - направление движения потока;

- скорость передачи и приема; - интенсивность потока и др.


6 - этапы развития логистики

Этап становления (1960-70 гг). Интеграция транспортно-складского хоз-ва. Транспорт и склад начинают работать на один эк-й рез-т по единому графику и по единой согласов-ой технологии,. начинают совместно решаться задачи организации транспортно-складского процесса.

Этап развития (1980-90гг). Интеграция производственных, складских и транспортных процессов. На этом этапе развития производство, складское и транспортное хозяйства предприятий начали работать как единый слаженный механизм (разв-ся маркетинг)

Этап глобализации (1990-…). Интеграция всей с-мы, т.е. II этап+добыча необходимого. Компании стали осущ-ть свою деят-ть не только на регион-м или нац ур-ях, но и на глобальном.

Современный этап развития логистики определяют два основных фактора: глобализация МЭ и глобальная НТР.

7 – Концепция логистики. Заключ в оптимизации и рацион-ции потоковых явлений. А логистика – это методы и модели, при помощи которых осущ-ся эта концепция. Осн положения:

1) отказ от выпуска универсал оборудования, применение спец-ого, т.е. соответ-его заданным условиям.

2) применение принципов системного подхода: все звенья Логист-й цепочки должны работать как единый слаженный мех-м. Их необх-мо рассм-ть как целостную сис-му.

3) гуманизация логистич операций и процессов

4) принцип тотальных затрат

5) принцип развития логистич сервиса

6) принцип глобальной оптимизации (свои цели=глобальным)


8 - задачи логистики:

- прогноз спроса и, на его основе, планирование запасов;

- определение необходимой мощности пр-ва и транспорта;

- разработка научных принципов распределения готовой продукции на основе опт-ого упр-ия материальными потоками;

- разработка научных основ управления перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей;

- построение различных вариантов математических моде­лей функционирования логистических систем;

- разработка методов совместного планирования, снабже­ния, производства, складирования, сбыта и отгрузки готовой продукции, а также ряд других задач.

9- Логистическая функция - это укрупненная группа логистич. опер-ий, направл-х на реализ-ю целей ло­гистич-й сис-мы. Виды:

1. по хар-ру выполняемых задач:

- Оперативные - связаны с движ-м мат-го потока (организ-я работ, управл-е, складирование, отгрузка, отборка, приемка)

- Координативные – связаны с планир-ем мат-го потока (согласов-е целей и координация действий различ. Подраздел-ий внутри п/п: опр-е запасов, исследование рынка, оформление).

2. по содержанию:

- Базисные - Снабжение, производство, сбыт

-Ключевые - Поддержание стандартов обслуж-ия, упр-е закупками, опред-е объемов и направ-й мат-х потоков, прогноз-е D, управ-е запасами, распред-е продукции, формир-е хоз. связей

-Поддерживающие –развитие, размещ-е и организ-я складского хоз-ва, сдача и приемка грузов, хранение, сортировка, подготовка необх-го ассорт-та, упак-ка, маркир-ка, погрузочно-разгрузочные работы, обеспечение зап. частями и сервис. обслуж-е. «Шесть правил логистики»:

продукт - нужный продукт;

качество - необходимого качества;

количество - в необходимом количестве;

время - должен быть доставлен в нужное время;

место - в нужное место;

затраты - с минимальными затратами.

10 Св-ва системы

Система – набор единичных эл-ов, облад-х св-ми:

- целостность. С-ма - целостная совок-ть эл-тов, взаимодей-щих друг с другом. Элементы существу­ют лишь в системе.

-связи. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т. д. Связи между элементами внутри системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней сре­дой, так как в противном случае система не сможет существо­вать.

- организация Для появления системы необходимо сфор­мировать упорядоченные связи, т. е. определенную структуру, организацию системы.

- интегративные качества. Наличие у системы интегративных качеств, т. е. качеств, присущих си­стеме в целом, но не свойств-ых ни одному из ее эл-ов в отдельности. Это способность поставить нужный товар, в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющим­ся условиям внешней среды

- эмердженность. Элементы не похожи др на др, но все они предназначены для достижения единой цели.

Признаки классификации Виды логистических систем
1) По характеру воздействия на потоки - концентрацонная ПТС - распределительная ТСС - концентрационно-распределительная ИПТСС
2) По последовательности передачи ресурсов С прямыми связями: производитель потребитель Эшелонированный: производитель посредник потребитель Комбинированный: производитель потребитель посредник
3) По степени контроля деятельности - горизонтальные - вертикальные - смешанные
4) По сфере деятельности - микрологистические системы - мезологистические ситемы - макрологистические системы
5) По специализации - специализированные - универсальные
6) По централизации управления - выталкивающие - вытягивающие

11 – Макрологистич-я с-ма (МАС) - это круп. с-­ма упр-ия матер-ми потоками, охватывающая п/п пром-ти, торговые, посреднические и трансп-ые орг-ии, располож-ых в разных регионах страны или в разных стра­нах. МАС – это опред-я инфраструктура экономики региона, страны или группы стран (например, ЕС – единая логистич с-ма)

При формир-и МАС, охватывающей разные страны, необх. преодолеть трудности, связанные с прав-ми и эк-ми особ-ми МЭО, с неодинако-ми усл-ми поставки т-ов, различиями в транспортном зак-ве стран, и др. Формир-е МАС в межгос-ых программах требует создания единого эк-го пространства, единого рынка без внутренних границ, таможен­ных препятствий транспортировке рес-ов.

Виды логистиче­ских систем:

1.с прямыми связями – матер поток проходит от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников.

2. Эшелонированные - есть хотя бы один посредник.

3.Гибкие - как напрямую, так и через посред.

12 М и к р о л о г и с т и ч –я и с т е м а (МИС) - подсисте­ма, структурная составляющая макрологистических систем (производ-е и торго­вые п/п, территориально-производств-е комплексы.)

МИС– это класс внутрипроизвод-ых логистич. систем, в состав кот-х входят технологически связанные производства, объединен­ные единой инфраструктурой. Внутри МИС функц-ют подсис-мы, основа их взаимо­действия - бестоварная. Это отдельные уровни предпр, подраздел-я внутри фирмы, объединения, либо другой хоз-й системы, ра­ботающие на единый эк-й результат.

1.с прямыми связями – матер поток проходит от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников.

2. Эшелонированные - есть хотя бы один посредник.

3.Гибкие - как напрямую, так и через посредников.

14 Концепция производ-й логистики.

Задача производ-й лог-ки (ПЛ)– запустить оптим-е пр-во, кот-е будет работать ритмично, запасы оптимальны.

Концепция состоит в: рационализации и оптимизации производственных процессов и формирование СУЗ.

Осн положения: ±организация пр-ва в соотв с законами орг-ции пр-ва ±орг-ция пр-ва в соотв с принципами пр-ва ±минимизация логистич издержек ±применение спец обордования ±устранение нерац перевозок ±отказ от выпуска невостреб прод ±формирование СУЗ ±максимизация использования производ мощности

СУЗ МРП, Канбан, ОПТ.

1. «толкающая система» (МРП) – выталкивание запасов от предыдущ уровня к последующему.

Система МРП хар-ся выс. уровнем автоматизации упр-я и позволяет обеспечивать текущее регулирование и контроль произ­вод-х запасов; согласовывать и оператив­но корректировать планы и действия различных служб предпр — снабженческих, производственных, сбытовых; решают­ся задачи прогнозирования.

СУЗ

цех1=>цех2=>цех3=>склад=>потребитель

=>материальный поток, ->информационный поток

2. «тянущая система (КАНБАН) – закл-ся в вытягивании запасов пред-го уровня у последующего. Здесь центральная СУЗ не вмешивается в об­мен матер-ми потоками м/ду различ. Уч-ми п/п, ставит задачу лишь пе­ред конечным звеном произв технологич цепи.

СУЗ

цех1=>цех2=>цех3=>склад=>потребитель

3. система ОПТ

цех1=>цех2=>цех3=>склад=>потребитель

13 – Базовые и противоп-е принципы орг-и пр-ва.

Логист-е принципы орг-и пр-ва заключаются в применении базовых принципов и противополож-ей: (базовый-противополож)

специализация->диверсификация, непрерывность->прерывность, пропорцион-ть->резервиров-е, надежность->гибкость, ритмичность->аритмичность, автоматичность->саморегулир-ие, стандартизация->универсализация, прямоточность-> неопределенность, параллельность->последоват-ть.

Наши рекомендации