Неоклассический подход к анализу фирмы

В неоклассической трактовке фирмы господствует технологический подход. Фирма рассматривалась как «чёрный ящик», который преобразовывает труд и капитал в полезный продукт.

В неоклассической парадигме фирма – это организация, использующая ресурсы для производства товаров или услуг с целью получения прибыли. Неоклассиков интересует чисто техническая проблема минимизации издержек и максимизации результаты. Вопросы социально-экономических отношений, возникающих по поводу производства и распределения экономического продукта остаются вне поля зрения представителей данной школы экономической теории.

Затраты – трансформационные издержки

Фирма – «чёрный ящик»

Результат – экономический продукт

Рис. 6.1. Фирма в неоклассической теории.

Исходными посылками неоклассического (технологического) подхода являются:

· Совершенство информации;

· Рациональное поведение экономических субъектов;

· Отсутствие издержек взаимодействия: предприятие управляется собственником

Фирма в неоклассическом подходе – это техническая единица, которая производит товары. Предприниматель (собственник и менеджер в одном лице) принимает решение о том, в каком количестве и каким образом будет производиться один или более товаров и получает прибыль или несёт убытки.

Целевая функция неоклассической фирмы:

max π = TR – TC (6.1.)

где π – прибыль;

TR – валовая выручка;

TC – валовые издержки.

Неоклассическая микроэкономическая теория представляла организацию с точки зрения производственной функции, границы которой определяются технологией. А. Маршалл в своей книге «Принципы экономической науки», которая вышла в 1890 году определил организацию как четвертый фактор производства, рассматривая ее как инструмент для эффективного распределения ресурсов, исходя соответственно из основного определения экономической науки.

Границы неоклассической фирмы можно определить,
исходя из действия эффекта масштаба. Эффект масштаба - изменение стоимости единицы продукции (средних издержек, равных отношению валовых издержек к количеству произведённой продукции) в зависимости от масштабов её производства фирмой.

Положительный эффект масштаба - сокращение средних и предельных издержек, проистекающее из увеличения размера функционирующего подразделения. Графически поведение средних издержек в случае положительного эффекта масштаба можно представить следующим образом:

Средние издержки производства единицы продукции
Количество произведённой продукции

Рис. 6.2. Положительный эффект масштаба.

Из рисунка 6.2. видно, что рост количества выпускаемой продукции приводит к снижению средних издержек, затрачиваемых на производство единицы продукции.

История экономики знает множество примеров действия положительного эффекта масштаба. Так, в 1880 г. «Стандард ойл компани» Дж. Рокфеллера (предшественник «Экссона») имела заводы мощностью 2000 баррелей в день, которые производили керосин по 2,5 цента за галлон. Из этого картеля был образован новый — «Стандард ойл траст». Огромный масштаб производства сделал возможными впечатляющие снижения издержек. В 1885 г. заводы мощностью, в 3 раза превосходящей первоначальную, могли производить керосин по цене менее чем полцента за галлон[43].

К причинам положительного эффекта масштаба относят

• специализацию ресурсов и разделение труда;

• возможность применять более передовую технологию производства;

• специализацию управления и возможность использовать высококвалифицированную рабочую силу.

Отрицательный эффект масштаба – увеличение средних издержек, проистекающее из увеличения размера функционирующего подразделения.

Средние издержки производства единицы продукции
Количество произведённой продукции

Рис. 6.3. Отрицательный эффект масштаба.

Из рисунка 6.3. видно, что рост количества выпускаемой продукции приводит к росту средних издержек, затрачиваемых на производство единицы продукции.

К причинам отрицательного эффекта масштаба относят

· ограниченные возможностями эффективного управления крупномасштабным производством;

· наличие технологических барьеров на пути чрезмерного увеличения размеров предприятия.

Существенный недостаток технологической трактовки фирмы – слишком высокий уровень абстракции, проблема существенного расхождения между описанием идеальной экономической модели и реальной действительностью. В 1921 году американский экономист Фрэнк Найт написал книгу «Риск, неопределенность и прибыль», в которой доказал наличие риска и неопределенности в любой предпринимательской деятельности. «Мы живем в мире, подверженном изменениям, в царстве неопределенности. Кое-что мы знаем о будущем, но не более того; и наши жизненные проблемы, по крайней мере, в части целенаправленного поведения, вырастают именно из того факта, что мы знаем так мало. Это относится как к бизнесу, так и к другим видам деятельности. По существу мы действуем, руководствуясь мнением, которое может быть обосновано в большей или меньшей степени и представлять большую или меньшую ценность; мы не пребываем в полном неведении, но и не имеем полной и совершенной информации, а владеем лишь частичным знанием. Если мы хотим понять функционирование экономической системы, мы должны осмыслить суть и значимость фактора неопределенности…»[44]

Выяснением причины возникновения и существования делового предприятия занималась не только неоклассическая школа экономической теории, но и другие школы. Они представляют собой более поздние исследования новой институциональной теории.

Наши рекомендации