Цель и задачи курсовой работы

ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ

Методические указания
для выполнения курсовой работы

Набережные Челны, 2012

УДК: 338.012

 

Экономика отрасли: методические указания для выполнения курсовой работы / Макарова И.В., Швеёва Е.И. Набережные Челны: изд-во ИНЭКА, 2012. – 28с.

Методические указания предназначены для студентов обучающихся по техническим специальностям среднего профессионального образования. В них изложены цель, задачи, структура, порядок выполнения и примерная тематика курсовых работ. Методические указания окажут большую практическую помощь студентам при выполнении дипломного проекта.

Рецензент:

к.э.н., доцент кафедры «Экономика и менеджмент» Лукьянова А.В.

Печатается по решению методической комиссии Автомеханического колледжа ФГБОУ ВПО «Камская государственная инженерно-экономическая академия»

© Камская государственная

инженерно-экономическая академия, 2012г.

 
  цель и задачи курсовой работы - student2.ru

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ. 3

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ. 4

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.. 5

3. ВЫБОР ТЕМЫ.. 6

4. СТРУКТУРА И ПЛАН КУРСОВОЙ РАБОТЫ.. 6

5. СБОР И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ.. 11

6. ЯЗЫК И СТИЛЬ НАУЧНОЙ РАБОТЫ.. 12

7. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.. 13

8. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ.. 16

9. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ПРИ НАПИСАНИИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.. 17

10. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 18

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 19

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 20

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 21

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 22

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 24

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. 25

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. 25


1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

Курсовая работа – это специальная форма научного исследования, выполняемая в процессе обучения и имеющая целью научить студентов применять полученные знания для решения конкретных практических и теоретических задач в области экономики, а также привить навыки производства расчетов и обоснования принимаемых решений. Курсовая работа ориентируется как на разработку теоретических проблем, так и на конкретные прикладные задачи, на их органическое соединение.

Курсовая работа должна носить самостоятельный характер. Студент на основе критического анализа имеющих место в науке точек зрения и социально-экономической практики должен показать свое понимание рассматриваемого вопроса, исследовать присущие этой области проблемы, противоречия, определить пути их разрешения. Категорически запрещается механическое переписывание текста учебных пособий и других источников. Нарушение данного требования влечет за собой неудовлетворительную оценку курсовой работы, и она не может быть допущена к защите.

При написании курсовой работы следует стремиться к тому, чтобы собранный материал и полученные результаты могли быть использованы при подготовке к дипломной работе.

На защите к курсовым работам предъявляются следующие требования:

1) наличие совокупности научных результатов и положений, выдвигаемых автором на защиту;

2) наличие теоретической главы и главы, посвященной анализу фактического материала, т.е. расчетно-аналитической части;

3) глубокая теоретическая проработка исследуемых проблем на основе анализа отечественной и зарубежной экономической литературы;

4) критический подход к изучаемым фактическим материалам с целью поиска резервов, которые позволят повысить эффективность экономической деятельности;

5) всестороннее использование статистических данных, характеризующих экономические явления и процессы;

6) систематизация цифровых данных в виде таблиц, графиков с необходимым анализом, обобщением и выявлением тенденций развития экономических явлений;

7) аргументированность выводов, обоснованность рекомендаций и предложений;

8) литературное, логически последовательное и самостоятельное изложение материала. Языково-стилистическое изложение должно соответствовать научному стилю речи;

9) оформление материала в соответствии с установленными требованиями.

Единичные требования к работе не исключают, а предполагают широкую инициативу и творческий подход к разработке каждой темы.

Весь процесс подготовки, выполнения и защиты курсовой работы состоит из ряда последовательных этапов:

- ознакомление с основными требованиями, предъявляемыми к курсовым работам;

- выбор темы курсовой работы;

- определение структуры и составление плана курсовой работы;

- сбор и обработка информации;

- написание курсовой работы;

- оформление работы;

- защита курсовой работы.

Перечисленные этапы не равнозначны по своей сложности и по количеству затрачиваемого времени на выполнение каждого из них.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Программа дисциплины «Экономика отрасли» предусматривает изучение целого комплекса экономических проблем, позволяет подробно ознакомиться с экономическими аспектами деятельности фирмы, организации, получить необходимые знания по расчету важнейших экономических показателей их работы, используемых для оценки социально-экономического положения российской экономики в целом.

Реализация этих задач подчинено выполнение курсовой работы в рамках учебного курса «Экономика отрасли». Подготовка курсовой работы служит важнейшим элементом учебного процесса, приобщает студентов к исследовательской работе, обогащает опытом и знаниями, необходимыми для успешной сдачи государственных экзаменов и реализации своего потенциала на рынке труда.

Курсовая работа по дисциплине “Экономика отрасли” является составным элементом учебного процесса для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. Курсовая работа - обязательная и важная часть углубленного, самостоятельного изучения студентами курса “Экономика отрасли”. Эта активная форма научно-исследовательской работы студентов призвана содействовать формированию способности применять теоретические и практические знания, делать обобщения, выводы и заключения. Кроме того, курсовая работа по микроэкономике имеет важное психологическое значение. Хорошая подготовка и успешная защита придают студенту уверенность в своих силах и порождают желание идти по линии усложнения форм научного исследования. Практика показывает, что результаты курсовой работы могут принести успех в применении их на студенческих конференциях различного уровня.

Основная цель выполнения курсовой работы заключается в закреплении, углублении и систематизации полученных студентами теоретических знаний в процессе изучения дисциплины «Экономика отрасли», развитии практических навыков анализа технико-экономических показателей, выбора наиболее рациональных путей решения отдельных экономических проблем, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятий.

Задачами выполнения курсовой работы являются:

- теоретическое исследование рассматриваемой проблемы (раскрытие ее сущности, содержания, предлагаемых в экономической литературе методов и путей решения конкретных вопросов, связанных с экономикой отрасли);

- анализ основных технико-экономических или статистических показателей деятельности предприятия, отрасли экономики, расчет и анализ показателей по выбранной теме с использованием экономико-математических методов и моделей;

- формулирование выводов, разработка конкретных предложений по совершенствованию методов и практики решения определенных вопросов экономики отрасли, обоснование их соответствующими расчетами эффективности и целесообразности.

ВЫБОР ТЕМЫ

Выбор темы курсовой работы имеет исключительно большое значение. Опыт показывает, что правильно выбранная тема и объект исследования наполовину обеспечивают успешное его выполнение. Тематика курсовых работ разрабатываются ведущими преподавателями. Студенту предлагается перечень тем, выбор он осуществляет самостоятельно. В зависимости от личного интереса студенты могут предложить свои темы, целесообразность которых будет обоснована.

Обязательными требованиями к теме курсовой работы являются:

· тема должна соответствовать наименованию дисциплины, по которой выполняется курсовая работа;

· тема должна быть актуальной как в прикладном аспекте, так и в научном;

· тема должна обеспечивать выход на круг вопросов, обладающих признаками новизны и оригинальности;

· она должна содержать в себе возможности выдвигать положения, отличающиеся признаками полезности (содержать рекомендации, которые могут быть использованы на практике).

По одной теме могут выполняться курсовые работы несколькими студентами, если объект их изучения или круг рассматриваемых вопросов различный. Это различие отражается в структуре и содержании курсовых работ.

СТРУКТУРА И ПЛАН КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Избранная тема реализуется в виде определенной структуры курсовой работы. Продуманность и четкость структуры, оптимизация числа глав и параграфов, определение их характера (методологическая, теоретическая, прикладная), а также взаимосвязей между ними – необходимая предпосылка успеха в исследовательской работе. На базе имеющегося опыта, можно рекомендовать следующие типы структур курсовых работ по экономической тематике.

1 тип: Введение. Теоретическая глава. Прикладная глава как анализ практики на базе теории с выдвижением предложений. Заключение. Список использованных источников. Приложение.

2 тип: Введение. Методологическая глава. Теоретическая глава. Прикладная глава. Заключение. Список использованных источников. Приложение.

3 тип: Введение. Глава теоретическая. Глава прикладная (аналитическая). Глава прикладная (рекомендации и предложения по совершенствованию изучаемого процесса). Заключение. Список использованных источников. Приложение.

На основе избранной структуры составляется предварительный план курсовой работы, при этом его варианты могут меняться в ходе работы. План призван организовать логику исследования темы, на который необходимо опираться во время изучения материала. Грамотно составленный план, построение текста, тщательное продумывание заголовков – все это значительно облегчает работу с текстом. Способствует лучшему восприятию и осмыслению содержания. Нельзя начинать написание текста курсовой работы, не составив предварительно плана. План должен быть обязательно согласован с научным руководителем [4;2].

План индивидуален, но есть общие элементы, обязательные в любой работе: введение, главы и параграфы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Введение как часть курсовой работы призвано включить в себя следующие пункты:

1) обоснование актуальности темы исследования;

2) характеристика степени изученности проблемы в экономической литературе (с указанием исследователей, внесших наибольший вклад в разработку проблемы);

3) определение целей и задач исследования с учетом актуальности и степени разработанности темы;

4) формулировка предмета исследования (что изучается);

5) обоснование объекта исследования (где изучается);

6) новые научные результаты;

7) теоретико-методологическая основа и информационная база исследования;

8) практическая значимость работы;

9) характеристика структуры работы.

Объем введения составляет 3-5 страниц.

Главы и параграфы. Текст курсовой работы делится на главы (2-3), которые в свою очередь подразделяются на параграфы (3-4 в каждой главе). При составлении плана необходимо учитывать пропорциональность: нельзя допускать, чтобы одни главы по объему были слишком большими, а другие маленькими. Это относится и к размерам параграфов.

Каждая глава как самостоятельный раздел курсовой работы должна представлять законченное произведение, имеющее общее вступление, изложение основного содержания, выводы по материалу главы. Выводы в конце главы дают возможность сформулировать основные итоги по отдельным этапам исследования, подготовить общие выводы по работе в заключении.

Главы курсовой работы должны быть логически связаны между собой, раскрывать в заглавии самые важные аспекты рассматриваемой темы. Название глав должно быть четким, немногословным, грамотно сформулированным. Курсовая работа должна содержать как теоретические главы, так и прикладные.

Теоретическая глава. Задача теоретической главы – дать свободное, обобщенное и целостное представление о предмете исследования (теория вопроса), чтобы на его основе можно было бы затем проанализировать практику, объяснить экономические явления и процессы, дать им оценку, разработать предложения. Теорию вопроса можно построить посредством формирования научных абстракций, опираясь на изучение проблемы в литературе и исследования практики. Правильность полученных таким образом выводов проверяется обращением к практике. В том случае, если на базе созданной теории вопроса можно удовлетворительно объяснить реальные процессы, выдвинуть предложения, то следует признать проведенную теоретическую работу удовлетворительной [3, с.5]. Теорию проблемы можно построить также в результате прямого обобщения самой практики, в частности с помощью статистико-экономического методов. Такого характера выводы являются эмпирическими, но это тоже теория с ее возможностями объяснения, выдачи рекомендаций и прогнозных оценок.

Теорию вопроса нельзя строить без учета прикладных целей и задач своего исследования, без ориентации на нужды и потребности практики. Теория необходима не ради теоретизирования, а для руководства в последующем исследовании. Например, если в теории обоснована идея, что финансовая система России должна базироваться на принципе бюджетного федерализма, то и при анализе действующей практики, и при выдвижении предложений следует строго придерживаться этой конструктивной мысли. Лишь при таком подходе теория в состоянии сыграть свою определяющую роль в отношении хозяйственной практики.

Прикладная глава. В исследованиях теоретико-экономического характера прикладная глава, во-первых, служит целям проверки правильности полученных теоретических выводов; во-вторых, способствует конкретизации теории и иллюстрации теоретических тезисов (путем обобщения фактического материала и цифрового материала теория получает новые выводы). Кроме того, с помощью обоснованной и апробированной теории в прикладной главе:

1) подвергают критическому анализу действительность;

2) объясняют хозяйственные процессы;

3) дают оценку качеству принимаемых хозяйственных решений;

4) отбирают лучший опыт;

5) классифицируют типичные недостатки и показывают пути их преодоления;

6) указывают на возможности и способы решения имеющихся проблем;

7) выдвигают предложения и рекомендации.

В исследованиях конкретно-экономического характера функции прикладной части несколько иные. В отношении развития теории особое значение приобретает получение новых выводов на основе обобщения данных хозяйственной практики. Кроме того, в исследованиях по экономике предложения обычно носят принципиальный характер, т.е. в определенной мере являются общими. В конкретных же работах они, по существу, должны прорабатываться до такой степени, чтобы их можно было непосредственно внедрить в производство (или передать соответствующим органам управления для прямого внедрения в производство).

В прикладной главе описывают и анализируют существующие хозяйственные процессы, выдвигают свои решения, отличающиеся высоким уровнем конкретности и привязанности к конкретным условиям предприятий и отраслей, всесторонне их обосновывают, включая и расчеты экономического эффекта, показывают опыт внедрения своих предложений и разработок. В общем виде структуру прикладной главы в конкретно-экономической работе можно представить следующим образом:

- описание и критический анализ существующей практики, при этом большое значение имеет применение специальных методов исследования;

- предложения по совершенствованию (развитию позитивных моментов, реформирование организационных форм, определенных отношений);

- отражение внедрения с расчетом полученного эффекта.

Теоретическая и прикладная части должны находиться во взаимосвязи. Все разделы и параграфы являются логическими продолжениями друг друга, они соединяются последовательным изложением и вытекают друг из друга.

Заключение играет роль логического завершения работы и представляет собой систему полученных результатов и их связь с общей целью и конкретными задачами, поставленными во введении. Следует помнить, что положения заключения должны логично вытекать из содержания работы. В заключении следует отразить следующие моменты:

1) наиболее общие выводы по курсовой работе в целом, не дублирующие выводы по главам;

2) значимые предложения с показом условий и возможностей их использования в различных сферах экономики;

3) оценка возможностей дальнейших прикладных разработок по теме исследования (какие проблемы нуждаются в дальнейшем изучении и почему).

Заключение должно быть предельно лаконичным, содержать суть достигнутого в работе результата на теоретическом и прикладном уровнях. В заключении не нужно упоминать второстепенные факты, конкретные цифры и т.д. Объем заключения составляет 3-4 страницы.

Список использованных источников должен включать те издания, которые цитируются или упоминаются в курсовой работе. Данный раздел может быть оформлен по-разному. Но наиболее приемлема следующая структура. Первая часть включает законодательно-нормативные документы. Источники располагаются по степени юридической силы: Конституция РФ и Конституция РТ, федеральные законы и законы РТ, указы президента РФ и РТ, постановления правительства РФ и РТ, инструкции министерств и ведомств и т.д. Вторая часть включает: монографии, учебные пособия, статьи и т.д., которые располагаются в алфавитном порядке (по месту из первой буквы в кириллице и латинице) [2; 4].

Каждый источник должен быть пронумерован и соответствующим образом описан. В число обязательных элементов библиографического описания входят: фамилия и инициалы автора, название книги (статьи), место издания, издательство, год издания, объем издания (или использованные страницы).

Студенты включают в список литературы все источники, с которыми им пришлось иметь дело в ходе курсовой работы, независимо от того, ссылались они на них или нет. Обоснованнее, в библиографическом списке указывать только те источники, на которые фактически имеются ссылки в работе. Соответственно при написании курсовой работы студент должен ссылаться на использованную литературу. Список использованных источников располагается после заключения и по объему не ограничивается. Однако, в курсовой работе данный список должен быть не менее 25 источников.

Приложение включает в себя:

1) диаграммы, таблицы, документы, иллюстрирующие наиболее важные положения курсовой работы;

2) рисунки, таблицы, расчеты, суть которых излагается в основном тексте;

3) документы, которые фиксируют исследовательскую деятельность студента, но не могут быть помещены в основной текст по разным причинам, включая ограниченность курсовой работы.

Объем приложения не регламентируется.

Библиографические ссылки. Важным элементом курсовой работы являются библиографические ссылки. Студент должен делать ссылки на источник, откуда он заимствует материал или отдельные результаты. Такая ссылка обеспечивает фактическую достоверность сведений о цитируемом документе, представляет необходимую информацию о нем, дает возможность разыскать документ, а также получить представление об его содержании, объеме, языке текста и т.д. Ссылаться следует на последние издания публикаций. На более ранние издания можно ссылаться лишь в тех случаях, когда в них есть нужные материалы, не включенные в последние издания.

В библиографических ссылках также отражаются:

- факты, примеры, аргументы, которые носят дополнительный или вспомогательный характер;

- часть сведений из истории вопроса;

- часть цифрового материала, чтобы избежать перегруженности основного текста цифрами.

Необходимое количество ссылок и их правильное оформление является важным критерием добросовестного подхода студента к избранной теме и влияет на положительную оценку курсовой работы.

Таблицы и иллюстрации. В курсовой работе широко используются таблицы и разнообразные иллюстрации. В таблице, в отличие от текста, слова и числа размещены в особом порядке. Они организованы в вертикальные колонки и горизонтальные строки таким образом, что каждый элемент – это одновременно составная часть и строки и графы. Благодаря такому размещению, между табличными данными устанавливается взаимосвязь. Наглядность и удобство обозреваемости – ценнейшие качества таблицы. В качестве иллюстраций в работе могут быть представлены чертежи, рисунки, схемы, графики. Таблицы и иллюстрации размещаются как в основном тексте курсовой работы, так и в отдельно приложении.

Наши рекомендации