Заработная плата, ее формы и функции. минимальная заработная плата
Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты. Другие определения заработной платы:
· цена трудовых ресурсов, задействованных в производственном процессе.
· выраженная в денежной форме часть совокупного общественного продукта, поступающая в личное потребление трудящихся в соответствии с количеством и качеством затраченного труда.
· часть затрат на производство и реализацию продукции, направляемая на оплату труда работников предприятия.
Номинальная — количество денег в номинальном размере, которое получает работник в виде вознаграждения за труд.
К номинальной заработной плате относятся:
· оплата, начисляемая работникам за отработанное время, количество и качество выполненных работ;
· оплата по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, премии сдельщикам и повременщикам;
· доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы, за работу в ночное время, за сверхурочные работы, за бригадирство, оплата простоев не по вине рабочих и т. д.
Реальная — это количество товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальную заработную плату; реальная заработная плата — это «покупательная способность» номинальной заработной платы. Реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги.
Мотивационная
Основана на мотивации труда — в процессе побуждения человека к определённой деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов:
· человек осознаёт свои потребности;
· выбирает наилучший способ получения определённого вознаграждения;
· принимает решение о реализации этого способа;
· осуществляет действия по реализации, то есть трудится (здесь задача предприятия: создать наилучшие условия и стимулы для высокой результативности этого действия);
· получение вознаграждения;
· удовлетворение своей потребности.
Воспроизводственная
· уровень з/п должен обеспечивать воспроизводство;
· обеспечивает длительную трудоспособность;
· обеспечение семьи;
· обеспечение роста профессионального и культурного образовательного уровня.
· обеспечение трудоспособности работников той или иной компании.
Стимулирующая
Стимулирующая функция оплаты труда важна с позиций руководства фирмой: нужно побуждать работника к трудовой активности, к максимальной отдаче, повышению эффективности труда. Этой цели служит установление размера заработков в зависимости от достигнутых каждым результатов труда. Отрыв оплаты от личных трудовых усилий работников подрывает трудовую основу заработной платы, ведёт к ослаблению стимулирующей функции заработной платы, к превращению её в потребительскую функцию и гасит инициативу и трудовые усилия человека.
Статусная
Статусная функция оплаты труда предполагает соответствие статуса, определяемого размером заработной платы, трудовому статусу работника. Под «статусом» подразумевается положение человека в той или иной системе социальных отношений и связей. Трудовой статус — это место данного работника по отношению к другим работникам как по вертикали, так и по горизонтали. Отсюда размер вознаграждения за труд является одним из главных показателей этого статуса, а его сопоставление с собственными трудовыми усилиями позволяет судить о справедливости оплаты труда. Здесь требуется гласная разработка (при обязательном обсуждении с персоналом) системы критериев оплаты труда отдельных групп, категорий персонала с учётом специфики предприятия, что должно быть отражено в коллективном договоре (контрактах). Например, можно заложить распространённый в развитых капиталистических странах принцип трёхступенчатости:
· критерии экономической эффективности всего предприятия;
· аналогичные критерии для отдельных подразделений;
· индивидуализированные критерии, играющие большую стимулирующую роль (личный трудовой вклад, коэффициент трудового участия, «заслуги» и т. п.).
Нарушение справедливости оплаты труда чревато следующими последствиями: минимальным приложением усилий работником; потеря интереса к работе; поиском дополнительных доходов; воровство; интриги; увольнение[2].
Главная проблема и состоит в том, чтобы найти наиболее целесообразное сочетание коллективизма в работе, необходимого для успешной деятельности фирмы, и индивидуализма в заработной плате.
Статусная функция важна, прежде всего, для самих работников, на уровне их притязаний на зарплату, которую имеют работники соответствующих профессий в других фирмах, и ориентация персонала на более высокую ступень материального благополучия. Для реализации этой функции нужна ещё и материальная основа, которая воплощается в соответствующей эффективности труда и деятельности фирмы в целом.
Регулирующая
Воздействует на отношение между спросом и предложением рабочей силы, на формирование коллектива, обеспечение его занятости. Эта функция выступает балансом между работниками и работодателем. Основа реализации функции — дифференциация в оплате труда по группам работников.
Производственно-долевая
Определяет меру участия каждого работника в совокупных затратах на производство.
Различные формы и системы заработной платы:
1) Сдельная форма оплаты труда – зависит от количества и качества произведенной продукции в соответствии с установленными оценками.
Системы заработной платы:
а) Простая сдельная система З/п.
б) Сдельно-премиальная система - при выполнении нормы выработки выплачивается премия.
в) Сдельно-прогрессивная - когда расценки на оплату продукции повышается при достижении определенной выработки.
г) Аккордная система оплаты труда – з/п работника получается за весь объём выполненной работы
2) Повременная форма оплаты труда - когда з/п начисляется в соответствии с количеством отработанного времени.
Различают:
а) Простую повременную систему оплаты труда - по утвержденной расценки оплачивается единица отработанного времени.
б) Повременно-премиальная – за определенный период отработанного времени при наличии доходов у предприятия выплачивается премия.
3)Тарифная: включает тарифно-классификационные справочники, нормы выработки, тарифные сетки и дополнительные оклады.
2) минимальная заработная плата. Минимальная заработная плата (укр. Мінімальна заробітна плата) — это законодательно установленный размер заработной платы за простой, неквалифицированный труд, ниже которого не может устанавливаться оплата за выполненную работником месячную норму работ (Кодекс законов о труде Украины, Закон Украины "Об оплате труда"). Согласно п. 5 ст. 38 Бюджетного кодекса Украины размер минимальной заработной платы определяется в Законе о Государственном бюджете на соответствующий год. Минимальная заработная плата в почасовом размере применяется на предприятиях всех форм собственности, а также физическими лицами — предпринимателями, использующими наемный труд, в случаях, если ими установлена почасовая оплата труда с применением нормированных заданий и с учетом фактического рабочего времени. Минимальная заработная плата является государственной социальной гарантией, обязательной на всей территории Украины для предприятий всех форм собственности и хозяйствования. Работодатель не вправе устанавливать работнику заработную плату в размере ниже минимального. При этом с установленным размером минимальной заработной платы следует сравнивать начисленную заработную плату, без учета доплат, надбавок, поощрительных и компенсационных выплат.
31. 1) аграрные отношения и собственность в сельском хозяйстве. рентные отношения. рынок земельных ресурсов.
Аграрные отношения — это составная часть экономических отношений, которые возникают в сельском хозяйстве по поводу владения и использования земли как главного ресурса, а также производства, распределения, обмена и потребления сельскохозяйственной продукции.
Земля — необходимое условие любого производства, но в сельском хозяйстве она является и основным ресурсом. Поэтому в данной сфере результаты производства в значительной мере определяются качеством земельных участков, их плодородием, месторасположением относительно рынков сбыта, баз снабжения нужной техникой, минеральными удобрениями и т. п.
Аграрные отношения представляют собой определенную совокупность экономических отношений, складывающихся не только в сельском хозяйстве, но и во всем АПК, отношения агробизнеса в целом.
Это отношения по поводу присвоения и использования земли
и других средств сельскохозяйственного производства, определяющих соответствующие им отношения в процессе производства, распределения, обмена и потребления сельхозпродукции. Аграрные отношения выделились в отдельную группу в связи с наличием специфики производства в аграрном секторе экономики, которая прежде всего связана с особой ролью земли как основного фактора производства. Земля является невоспроизводимым фактором производства, она не может быть увеличена, перемещена, обновлена, так как ограничена поверхностью земной суши. Она не является продуктом труда, не изнашивается, не утрачивает своих полезных свойств при правильном и рациональном использовании в процессе эксплуатации. Земля в сельском хозяйстве одновременно и средство труда, и предмет труда.
Кроме того, процесс сельскохозяйственного производства характеризуется следующими особенностями: взаимодействием ес-тественноприродных и экономических процессов, отсюда высокая или низкая урожайность; сезонным характером производства; чередованием активного и пассивного периодов в производстве; наличием производительного потребления собственной продукции (почти 20 %).
Перечисленные особенности земледелия и огромная зависимость всех живущих на земле от его состояния определяют специфику аграрных отношений. Но не только это.
Аграрные отношения определяются характером землевладения и землепользования. Эти понятия необходимо отличать друг от друга. Землевладение означает признание права данного лица на определенный участок земли на исторически сложившихся основаниях. Чаще под землевладением подразумевается собственность на землю. Землевладение осуществляют (реализуют данное право) собственники земли. Землепользование — это пользование землей в установленном обычаем или законом порядке. Пользователь землей — не обязательно ее собственник. Так, арендатор не является собственником земли, но использует ее на определенных условиях. Таким образом, в реальной жизни землепользование и землевладение олицетворяют часто разные физические (или юридические) лица.
В рыночной экономике, как правило, аграрные отношения включают взаимоотношения трех социальных групп:
земельных собственников, которые реализуют землевладение;
капиталистов-арендаторов или фермеров, реализующих землепользование;
наемных сельскохозяйственных рабочих, которые не являются ни землевладельцами, ни землепользователями.
В сельском хозяйстве объектами предпринимательской деятельности могут быть фермер, арендатор или менеджер акционерного общества. Т.е. наличие различных форм собственности определяет и то, что социально-экономические типы участников предпринимательской деятельности могут быть различными.
Закон Украины "О собственности" отмечает, что все формы собственности являются равноправными. Сегодня же наблюдается противопоставление существующим новых форм хозяйствования: коллективным сельскохозяйственным предприятиям фермерских хозяйств. Осуществляется разрушение коллективистской основы отношений на селе и насильственное насаждение частных фермерских хозяйств. Законодательство создав формальный плюрализм форм собственности, в действительности породило непримиримые противоречия и антагонистическую борьбу. Свидетельством этого являются многочисленные конфликты между фермерскими хозяйствами, арендными коллективами, кооперативами, колхозами и совхозами.
Как решение этой проблемы рассматривается процесс массовой приватизации. Однако не учитываются некоторые объективные показатели самой деятельности фермерских хозяйств, которые не способны сразу вырабатывать необходимое количество сельскохозяйственной продукции для населения. Для их становления, пока хозяйство расстроится, закупит технику, строительные материалы, топливо, - необходимо три-четыре года. Поэтому резкий переход к семейным формам собственности могу быть катастрофическим для общества.
2)
рентные отношения. На рынках факторов производства земля и ее природные ресурсы включены в товарный оборот как ресурсы, не имеющие альтернатив взаимозамещения во многих сферах хозяйствования. Их предложение на рынках неэластично или недостаточно эластично. Если изобразить на графике кривую предложения земли, то она будет иметь вид абсолютно вертикальной линии. В условиях относительно неэластичного предложения земли, ее природных ресурсов как факторов производства рыночный спрос выступает важнейшим условием ценообразования. От чего зависит цена земли при ее продаже? Прежде всего, от арендной платы, поскольку собственник, отчуждая землю, желает «компенсировать» эту потерю. «Компенсация» количественно выражается как суммарная величина всех будущих арендных платежей.
Таким образом, цена земли и на рынке ее аренды, и на рынке купли-продажи земли определяется арендной платой.
В случае продажи собственник участка земли теряет и право получения ежегодного дохода – экономической ренты. Поэтому при прочих равных условиях он согласится продать землю за сумму, которая, находясь в банке, принесет доход в виде процента, причем не меньший, чем получаемая ранее экономическая рента. Поэтому цена земли зависит не только от размера приносимой ренты, но и от банковского процента. Экономической основой арендной платы за землю является земельная рента.
Рентные отношения – отношения по поводу ценообразования и распределения доходов от использования земли как фактора производства, ее ископаемых ресурсов называются рентными. В более узком смысле под земельной рентой подразумевается цена земли, уплачиваемая арендатором ее собственнику за возможность производительного использования и получения прибыли. Рента является частью этой прибыли и уплачивается путем ее распределения в пользу собственника земли. Земельная рента представлена двумя основными формами: чистая или абсолютная рента и дифференциальная рента.
Чистая (абсолютная) рента является частью платы за любую землю, даже за худшие участки. Собственность на землю с ее естественными ресурсами в условиях абсолютно неэластичного предложения земли дает основание для получения чистой, т.е. абсолютной ренты, а также доходов в виде части арендной платы. Частная собственность на землю в условиях рынка приводит к тому, что ни один из участков земли, даже самый худший, при наличии спроса со стороны возможного арендатора не будет передан ему собственником бесплатно. Таким образом чистая рента является следствием абсолютной неэластичности предложения земли и частной собственности на землю
Дифференциальная рента – рента, полученная с более выгодных участков земли. Для более выгодных участков земли (более плодородные земли, земли с богатыми месторождениями полезных ископаемых, с лучшими условиями залегания и месторасположения полезных ископаемых и т.п.) земельная рента представлена как сумма чистой и дифференциальной ренты.
Дифференциальная рента содержит некоторую положительную разность дохода, возникающего на более плодородных, более выгодно расположенных землях, при менее глубинном и более производительном содержании ископаемых ресурсов и т.д.
3) рынок земельных ресурсов. Наряду с трудом и капиталом важнейшим фактором производства является земля. Термин "земля" охватывает все полезности, которые даны природой в определенном объеме и над предложением которых человек не властен, будь то сама земля, водные ресурсы или полезные ископаемые. Для фермера участок земли служит средством для выращивания определенных сельскохозяйственных культур, для горожанина - территориальной площадкой для размещения жилых и производственных зданий.
Земля является для человека средой его обитания, источником минеральных и органических ресурсов, сферой приложения труда, капитала и предпринимательского умения. Как отрасль материального производства сельское хозяйство органически связано со всеми другими видами хозяйственной деятельности. От промышленности оно получает машины, оборудование, минеральные удобрения, ядохимикаты, а для легкой и пищевой промышленности служит источником поступления сырьевых ресурсов. Агропромышленная интеграция, органическое соединение сельского хозяйства со смежными отраслями, занимающимися обслуживанием и доведением его продукции до потребителя, явились результатом развития производительных сил, углубления общественного разделения труда, его специализации.
В западных странах агробизнес соединяет в едином агропромышленном комплексе изготовление необходимых средств производства для сельского хозяйства, само это хозяйство и отрасли по переработке полученной продукции. При этом соединение строится на началах взаимной выгоды. Наибольшую выгоду получают крупные фермеры, производящие и реали-зующие подавляющую часть сельскохозяйственной продукции.
В США более 300 тыс. фермерских хозяйств (14% всех ферм), имеющих годовой объем реализации свыше 100 тыс. долл. на одну ферму, дают более 70% всей товарной сельскохозяйственной продукции. На них занято около 80% всех наемных рабочих. А около 1 млн. 400 тыс. хозяйств (63% всех ферм), каждая из которых ежегодно продает продукцию на сумму менее 20 тыс. долл. производят не более 9% от общего объема производимой сельскохозяйственной продукции в стране. При этом новейшие научно-технические достижения позволяют поддерживать и повышать эффективность труда и на этих семейных фермах.
До перестройки сельское хозяйство нашей страны являлось самым высококонцентрированным в мире. Оно было представлено примерно 20 тыс. совхозов и 26 тыс. колхозов. По размерам закрепленной за ними площади им не было равных. Но органического вхождения колхозов и совхозов в единый агропромышленный комплекс не произошло.
Партнеры с правой стороны в лице промышленности, производящей для села средства производства, и с левой стороны - перерабатывающая промышленность при недостаточно обоснованной политике государства довели большинство кол-хозов и совхозов до фактического разорения. Перестройка аграрных отношений как составная часть общей перестройки по причине своей непродуманности и неподготовленности, привела к дальнейшему разрушению сельского хозяйства как отрасли материального производства.
Производство продукции в сельском хозяйстве связано с формированием живых организмов и растений. Наряду с трудом человека в созидательном процессе принимает непосредственное участие сама природа. По большинству видов продукции рабочий цикл составляет год. Следовательно, оборачиваемость капитала имеет строгие границы и ускорить его движение в целях получения большей прибыли далеко не всегда представляется возможным.
Эффективность приложения труда и капитала зависит от стечения ряда обстоятельств, прежде всего, природных. Чрезмерно высокий урожай, равно как и низкий, может отрицательно сказаться на выручке фермера, на его доходе. В сельскохозяйственном бизнесе больше риска, непредсказуемости.
Особенностью аграрных отношений является и то, что в производстве сельскохозяйственной продукции взаимодействуют три категории населения: земельные собственники (частные, коллективные или государство), предприниматели, вкладывающие капитал и свое знание, и наемные работники. Каждая из групп и каждый человек в отдельности, вступая в экономические отношения, рассчитывают на определенную долю дохода. Земельные собственники стараются получить все большую ренту со своих земельных владений, опираясь на рост населения и неизменность географических границ государств.
Арендатор (предприниматель) будет поддерживать отношения с землевладельцем только до тех пор, пока прибыль на его капитал будет не меньше средней нормы прибыли промышленника или торговца. Наемный работник остается в этом тройственном союзе до появления возможности более высокого заработка за свой труд.
4) цина земли. До сих пор мы рассматривали сверхприбыль, которая образуется на лучших участках земли и собственники худших земель не получают дифференциальной ренты первого и второго вида. Но если бы землевладелец таких земель не имел никакого дохода от их передачи в аренду, то его собственность теряла бы всякий смысл. Между тем в аренду сдаются не только хорошие, но и плохие земли. Обладая монопольным правом присвоения земли, собственники собирают с худших земель своеобразную дань - ренту. Она включается в рыночную цену. Покупая продукцию сельского хозяйства, мы все выплачиваем земельным собственникам эту дань за передаваемое на время право использовать их собственность - землю.
В развитом рыночном хозяйстве земля является предметом купли и продажи. Однако невозделанная земля не имеет стоимости, но цену имеет. Что же лежит в основе" цены земли?" Земля продается как носительница дохода. Продается ее способность приносить ренту своему владельцу. Поэтому цена земли есть капитализированная рента. При продаже участка его собственник заботится о том, чтобы не потерять рентный доход. Он соглашается продать землю за такую сумму, которая будучи положена в банк или в ценные бумаги, принесет ему доход, равный ренте. Покупатель земли, прежде чем стать ее собственником, тоже сравнивает приносимую участком ренту с процентом, который он может получить, если деньги положит в банк. У каждой стороны свой расчет. Сравнение с банковским доходом происходит потому, что это наиболее гарантированное и спокойное помещение своего капитала, своей собственности.
5) государственная политика регулирования и поддержки сельского хозяйства. Государственно-правовое регулирование сельского хозяйства осуществляется на принципах, предусмотренных Конституцией Украины, ГК Украины, законами Украины: "О приоритетности социального развития села и агропромышленного комплекса в народном хозяйстве", "Об основных принципах государственной аграрной политики на период до 2015 года", "О государственной поддержке сельского хозяйства Украины", другими нормативно-правовыми актами аграрного законодательства, а также законодательства, которым регулируется деятельность органов государственного управления и контроля в целом.
Следует отметить, что законодатель расширил сферу, на которую распространяются принципы государственной аграрной политики: это как непосредственно сельское, так и рыбное хозяйство, пищевая промышленность и переработка сельскохозяйственных продуктов, аграрная наука и образование, социальная сфера села, их материально-техническое и финансовое обеспечение (ст. и Закона Украины "Об основных принципах государственной аграрной политики на период до 2015 года").
Направления государственного регулирования напрямую зависят от особенностей сельскохозяйственного производства, его сезонности, влияния природно-климатических условий и, как следствие, высокого характера риска такого вида деятельности, его убыточности, низкой инвестиционной привлекательности, что, в свою очередь, требует постоянной государственной поддержки субъектов хозяйствования в этой отрасли.
Существует несколько основных направлений участия государства в регулировании аграрных отношений, а именно: реализация аграрной реформы, которая связывается с процессами паевания и приватизации имущества и земли сельскохозяйственных предприятий; продолжение структурных изменений в аграрном секторе и связанное с этим уточнение правового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей; определение особых условий участия сельскохозяйственных предприятий в финансовых отношениях, в том числе налогообложении, и меры государственной поддержки участников сельскохозяйственного производства; государственное регулирование отдельных видов сельскохозяйственной деятельности, в частности растениеводства, животноводства и т.д.; особенности использования земель сельскохозяйственного назначения; формирование рыночных отношений на договорных началах, в частности путем заключения договоров купли-продажи, контрактации, поставки сельскохозяйственной продукции; оказание услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям; о материально-техническом обеспечении сельскохозяйственного производства; контроль над качеством и безопасностью сельскохозяйственного производства; поддержка научных исследований, подготовки кадров для села; развитие сельских территорий.
Среди стратегических целей государственной аграрной политики особенно необходимо выделить гарантирования продовольственной безопасности государства. Понятие "продовольственная безопасность" содержится в Законе Украины "О государственной поддержке сельского хозяйства Украины", согласно которому - это защищенность жизненных интересов человека, которая выражается в обеспечении государством беспрепятственного экономического доступа человека к продуктам питания с целью поддержания ее обычной жизненной деятельности (п. 2.13 ст. 2). Она определяется по следующим критериям: достаточность продовольственного потребления как отношение фактического уровня потребления основных пищевых продуктов на одного человека в научно обоснованных (медико рекомендованных) норм здорового питания; доступность продовольственного потребления как отношение стоимости годового набора продуктов питания на одного человека, что соответствует научно обоснованным нормам здорового питания, годового размера дохода на одного человека; продовольственная независимость, то есть доля продовольственного импорта в общем объеме продовольственного потребления. На сегодняшний день все эти показатели не обеспечиваются. Так, первый показатель за важнейшими пищевыми продуктами (молочными и мясными), в частности, в 2005 г., составлял лишь 49-59 процентов. Что касается уровня потребления всех продуктов, то он в Украине значительно ниже, чем в развитых странах мира. И последнее: в условиях вступления Украины в ВТО, а также кризисного состояния агропромышленного комплекса возросла доля импорта продуктов питания, которые к тому же не лучшего качества, что ставит под угрозу продовольственную независимость страны.
Следующим стратегической задачей государственной аграрной политики является превращение аграрного сектора в высокоэффективный, конкурентоспособный на внутреннем и внешнем рынках сектор экономики государства. Для этого необходимым является поддержка научных исследований по созданию и внедрению новых экологически чистых ресурсосберегающих технологий выращивания, углубленной переработки сельскохозяйственного сырья и изготовления из нее конкурентоспособной отечественной продукции. Несмотря на отсутствие у сельскохозяйственных предприятий достаточных финансовых ресурсов для реализации научных разработок и высоких технологий, а также высокий коммерческий риск инвестирования в инновационную сферу, особенно на начальном этапе внедрения инновации, длительный срок окупаемости таких инвестиций, особое внимание должно уделяться вопросам их государственной финансовой поддержки.