Сводный баланс трудовых ресурсов
В системе трудовых балансов центральное место занимает сводный баланс трудовых ресурсов, являющийся важнейшим инструментом регулирования рынка труда. На его основе формируется государственная политика занятости.
Сводный баланс трудовых ресурсов характеризует наличие трудовых ресурсов, их использование и миграционные процессы. Он разрабатывается в целом по стране и регионам на всех этапах прогнозирования и планирования.
Баланс представляет собой таблицу, состоящую из двух разделов. В первом разделе отражаются трудовые ресурсы и их состав, во втором распределение трудовых ресурсов по видам занятости, сферам и отраслям народного хозяйства, формам собственности. На его основе определяется количество безработных и уровень безработицы. Схема сводного баланса трудовых ресурсов представлена в табл. 11.1.
Процесс разработки прогнозного сводного баланса трудовых ресурсов предполагает проведение ряда прогнозных расчетов.
Составление баланса начинается с формирования первого раздела — определения трудовых ресурсов. Рассчитывается численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте в прогнозируемом периоде (без учета неработающих инвалидов 1 и II групп и лиц, получающих пенсию на льготных условиях). Расчет можно производить по формуле
(11.1)
где — численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте в t-м прогнозируемом периоде; — численность населения в t-м периоде; - — коэффициент, характеризующий долю трудоспособного населёния в трудоспособном
возрасте в общей численности населения в t-м периоде.
Второй вариант расчета представлен в параграфе 11.2.
Численность работающих лиц старше трудоспособного возраста и подростков до 16 лет определяется по методике, рассмотренной в параграфе 11.2. Расчет можно производить также по формуле
Где — численность работающих лиц старше трудоспособного возраста и подростков до 16 лет в t-м прогнозируемом и базисном периодах; -
(коэффициент роста (сокращения) численности данной категории в t-м прогнозируемом периоде.
Трудовые ресурсы в t-м прогнозируемом периоде‚рассчитываются по формуле
При формировании второго раздела сводного баланса трудовых ресурсов производятся прогнозные расчеты потребности в рабочей силе по видам занятости, сферам и отраслям экономики и формам собственности по методике, раскрытой в параграфе 11.2. Например, численность занятых j-й отрасли промышленности в t-м прогнозируемом периоде рассчитывается по формуле
где — численность занятых в j-й отрасли в t-м прогнозируемом и базисном периодах; — индексы роста (снижения) соответственно объема производства и производительности труда в t-м прогнозируемом периоде в j-й отрасли.
В некоторых отраслях (торговля, транспорт и связь, прочие отрасли материального производства) расчет численности может осуществляться по формуле
где — коэффициент, характеризующий изменение численности занятых в j-й отрасли в t-м периоде по сравнению с базисным периодом.
Число занятых в сфере материального производства определяется суммированием занятых по отраслям данной сферы в t-м прогнозируемом периоде:
В непроизводственной сфере численность занятых можно рассчитать по формуле
где — численность занятых в непроизводственной сфере в t-м прогнозируемом и базисном периодах; Кн.сt — коэффициент, характеризующий изменение численности занятых в непроизводственной сфере в t-м периоде; Jнt — индекс изменения численности населения в t-м периоде.
По формулам (11.1 — 11.7) производятся укрупненные расчеты численности занятых на прёдварительных этапах разработки прогнозного сводного баланса трудовых ресурсов. На заключительном этапе расчеты занятых в непроизводственной сфере осуществляются с учетом обоснования изменения их численности на основе норм и нормативов обслуживания населения, а в материальном производстве — исходя из трудоемкости производимой продукции (работ, услуг).
Расчет численности занятых в народном хозяйстве Чн.хt производится по формуле
По другим направлениям занятости при разработке баланса расчеты численности осуществляются по методике, рассмотренной в параграфе 11.2.
Численность занятых по формам собственности определяется исходя из данных базисного периода с учетом мероприятий по разгосударствлению и приватизации и развитию различных форм собственности.
На основе данных сводного баланса трудовых ресурсов производятся расчеты числа безработных и уровня безработицы в прогнозируемом периоде.
Расчет количества безработных в определенном периоде Чбрt осуществляется по формуле
где Чyt — численность учащихся в возрасте 16.лет и старше, обучающихся с отрывом от производства в t-м периоде; Чд.xt — численность занятых в домашнем хозяйстве в t-м периоде.
Уровень безработицы может определяться как отношение численности безработных к трудоспособному населению в трудоспособном
возрасте или к экономически активному населению. К экономически активному населению относятся занятые в народном хозяйстве и безработные. Второй вариант расчета более точно отражает уровень безработицы.
Переход к рыночным отношениям обостряет проблемы занятости, добавляя к ним новые, связанные с возникновением новых трудовых Отношений, обусловленных разными формами собственности.
Планирование занятости осуществляется исходя из решаемых народным хозяйством задач и базируется на таких основных принципах, как:
обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам независимо от расы, пола, отношения к религии, возраста, политических убеждений, национальности и социального положения в реализации права на труд;
предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному творческому труду.
С целью более успешного решения проблем занятости разрабатываются программы. Для финансового обеспечения планируемых к выполнению мероприятий, страхования от безработицы предусматривается формирование отдельного внебюджетного фонда за счет обязательных отчислений субъектами хозяйствования, ассигнований из бюджета, добровольных пожертвований и иных поступлений. Размеры фонда рассчитываются исходя из установленных норм отчислений и количества субъектов хозяйствования.