Субъекты собственности объекты собственности
Тема 3. Основные модели экономического развития, экономические институты и отношения собственности.
Цель -рассмотреть основные модели экономического развития, экономические институты и отношения собственности.
Перечень вопросов:
- Собственность как экономическая категория.
- Экономические и правовые аспекты собственности.
- Типы, формы, виды собственности.
- Приватизация государственной собственности в Казахстане
Перечень основных понятий:
Приватизация Разгосударствление Собственность
Понятие «собственность» вошло в обиход задолго до возникновения экономической теории. Собственность воспринималась людьми как имущественное отношение, которое было основано нормами морали, обычаев, т.к. мы не крадем собственность не потому, что боимся уголовной ответственности, а потому что противоречит морали. С развитием цивилизации способы установления этих отношений изменялись: от обычаев, традиций до норм права.
Собственность относится к основным устоям общества («собъ»-пожитки, имущество, и «собность»-обладание вещью как личным достоянием). Собственность определяет положение слоев общества, является фундаментом системы общественных отношений. Собственность как экономическая категория – система объективных отношений между людьми по поводу присвоения средств и результатов производства.
Собственность это не вещь, а отношения между людьми по поводу вещей, т.е. право субъекта на пользование объектом собственности.
Субъекты собственности объекты собственности
Человек, семья, социальная группа, коллектив, народ, государство, органы управления. | Земля, здания, природные ресурсы, средства производства, имущество, деньги, драгоценности, информация, рабочая сила, знания, ценные бумаги. |
Экономическое содержание собственности характеризуется следующими моментами:
1. Присвоение – это конкретный общественный способ овладения вещью.
2. Отчуждение – утрата благ или их полезного эффекта.
3. Обособление - каждый товаропроизводитель специализируется на производстве определенного товара.
4. Обобществление - развитие общественного характера труда.
5. Способ соединения вещественного и личного факторов производства.
6. Способ распределения доходов.
Право собственности есть признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом (статья 188 ГК РК). В Гражданском кодексе РК дается трактовка следующих категорий:
· Право владения представляет собой юридически обеспеченную возможность осуществлять фактическое обладание имуществом;
· Право пользования представляет собой юридически обеспеченную возможность извлекать из имущества его полезные естественные свойства, а также получать от него выгоды;
· Право распоряжения представляет собой юридически обеспеченную возможность определять юридическую судьбу имущества.
Допустим, собственник средств производства сам не занимается созидательной деятельностью Он предоставляет возможность другим лицам владеть его вещами на определенных условиях. Тогда между собственником и предпринимателем возникают отношения использования имущества. Предприниматель временно получает юридическое право владения, пользования и распоряжения чужой собственностью. Пример- аренда, т.е. договор о предоставлении за определенную плату имущества собственника во временное пользование другим лицам Вывод: владение, пользование и распоряжение – это не полная собственность.
Согласно экономической теории прав собственности, не сам ресурс является собственностью, а «пучок прав». Любой акт обмена, согласно этой теории, есть обмен «пучками прав собственности». Отношения собственности в этой теории выводятся из редкости ресурсов: если не существует ограниченности ресурсов, то бессмысленно говорить о собственности. Если отсутствуют исключения из доступа к ресурсам, то они - ничьи, т.е. принадлежат всем. Такие ресурсы не являются собственностью.
«Пучок прав» собственности (перечень Оноре):
1. Право владения, т.е. исключительный физический контроль над благами.
2. Право использования - право применения полезных свойств благ для себя.
3. Право управления – право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ.
4. Право на доход – право обладать результатами от использования благ (частный извоз).
5. Право суверена - право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожения благ.
6. Право на безопасность - право на защиту от вреда со стороны внешней среды.
7. Право на передачу благ в наследство.
8. Право на бессрочность обладания благом.
9. Запрет на использование способом, наносящим вред внешней среде.
10. Право на ответственность в виде взыскания - возможность взыскания блага в уплату долга.
11. Право на остаточный характер - право на существование институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных прав.
Под интеллектуальной собственностью…понимаем исключительное право граждан или юридических лиц на результаты интеллектуальной творческой деятельности. К объектам относятся: изобретения, товарные знаки, литературные произведения, музыкальные записи и т.д.
Право интеллектуальной собственности- это имущественное право его обладателя использовать объект права интеллектуальной собственности любым не запрещенным законом способом и распорядиться им по своему усмотрению (статья 125 ГК РК).
Истории известны следующие типы собственности: общая и частная. В РК в соответствии с гражданским кодексом признаются частная, государственная, смешанная формы собственности:
1. частная собственностьвыступает как собственность граждан и негосударственных юридических лиц и их объединений;
2. государственная собственность-это такая система отношений, при которой управление и распоряжение объектами собственности осуществляют представители государственной власти.
3. коллективная собственность- это такая система отношений, при которой трудовой коллектив совместно владеет, пользуется и распоряжается средствами и продуктами
В рамках этих форм могут быть различные виды собственности:
1.Индивидуальная собственность
Личная собственность (не приносит дохода, используется в личных целях: дом, мебель, знание) | Частная трудовая приносит доход (семья живет своим трудом) | Нетрудовая, основанная на наемном труде (обогащение за счет чужого труда) |
2. Коллективная собственность
Товарищество | Кооператив | Акционерное общество | Совместное производство |
3. Государственная собственность
Республиканская (состоит из республиканской казны и имущества) | Коммунальная (состоит из местной казны и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами) |
Субъектом республиканской государственной собственности является РК. Субъектом коммунальной государственной собственности является административно-территориальная единица.
Не могут находиться в частной собственности земельные участки: сельхозназначения, обороны, лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий (статья 193 ГК РК).
Формы собственности могут переходить одна в другую и осуществляться разными методами:
-национализация - это переход частной собственности в государственную (земля, транспорт, промышленность);
-приватизация (лат.privatus – частный)- это передача государственной в частную. Приобретение юридическими и физическими лицами у государства объектов государственной собственности, а также долей АО, созданных путем преобразования государственных предприятий и организаций (не приватизируются объекты национального достояния, культурно-исторические ценности, заповедники);
-денационализация – возврат государством национализированного имущества прежним владельцам (распространение в странах Балтии);
-реприватизация - возврат в частную собственность государственной собственности, возникшей в результате произведенной ранее скупки предприятий, земли, акций и т.д. у частных собственников.
Формирование рыночной экономики вызвало закономерную необходимость преобразования отношений собственности. Оно осуществляется через разгосударствление и приватизацию.
Приватизация является частью более широкого процесса-разгосударствления экономики. Разгосударствление-это переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов.
Начиная с1991 г. Конституция РК впервые определила право частной собственности, тогда были предприняты первые меры по приватизации и разгосударствлению, целью которых было преобразование государственной собственности в другие формы, создание условий для перехода к рыночной экономике.
Приватизация направлена на достижение следующих целей:
· сокращение правительственных расходов
· формирование слоя частных собственников
· создание конкурентной среды
· повышение эффективности предприятий
· содействие демонополизации экономики
· привлечение иностранных инвесторов.
Приватизацию осуществляет Госкомитет РК по государственному имуществу и его территориальные органы с участием министерств, ведомств и местных администраций.
Выделяют следующие способы приватизации
1. Купля-продажа по конкурсу на аукционе(продажа объектов гос. собственности при предложении максимальной цены и согласии покупателя на выполнение поставленных условий) | 2. Продажа долей (акции) в капитале предприятия (критериями победы являются объем и сроки инвестиций в объект приватизации) | 3. Выкуп имущества предприятия, сданного в аренду (аукцион-продажа предприятий на открытых торгах, когда от покупателя ничего не требуется, кроме предложения максимальной цены) |
В РК процесс разгосударствления и приватизации проводился согласно «Национальной программе разгосударствления и приватизации». Приватизация имела 3 основных направления (виды):
1. Малая приватизация - с численностью работающих до 200 человек.
2. Массовая приватизация - рассчитана на средние и крупные предприятия (более 200 чел.), основывается на распределении приватизационных купонов среди населения.
3. Приватизация по индивидуальным проектам (более 5000чел.) – крупные, стратегические отрасли промышленности.
Приватизация государственной собственности в Казахстане. Со времени провозглашения Казахстаном суверенитета и началом перехода к рынку важнейшей частью экономических реформ являлась приватизация государственной собственности. Для ее успешного проведения, прежде всего, была создана необходимая институционально правовая основа. Указами Президента Республики Казахстан был образован Государственный комитет по государственному имуществу, на который возлагалась ответственность за разработку и проведение единой в данной области политики. Также были приняты такие основополагающие законодательные акты, как Закон Республики Казахстан «О защите и поддержке частного предпринимательства», Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, «О приватизации» и некоторые другие, в которых для частных предпринимателей предусматривались различные льготы в области налогообложения, кредитования, регистрации и т. д.
Приватизация в стране осуществлялась поэтапно. На каждом из этапов в качестве основного инструмента управления этими процессами выступали государственные программы.
На первых двух этапах, охватывающих период с 1991 по 1992 г.
(1 этап) и с 1993 по 1995 г. (2 этап),основная цель заключалась в создании необходимых условий для перехода от централизованной плановой к рыночной экономике. Приватизация осуществлялась на платной и бесплатной основе. Трудовым коллективам государственная собственность предприятий, на которых они работали, передавалась на льготных условиях посредством акционирования.
На втором этапе в 1993 г. была принята Национальная программа разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан на 1993–1995 гг. Эта программа предусматривала проведение приватизации крупных и уникальных объектов по индивидуальным проектам, массовую приватизацию средних предприятий и малую приватизацию, осуществляемую посредством аукционов, конкурсов.
Под уникальными объектами подразумевались предприятия, выпускающие продукцию или выполняющие работы особой социальной значимости, а также являющиеся естественной монополией государства.
Малая приватизация охватывала предприятия розничной торговли, общественного питания, сферы бытовых услуг с численностью работающих менее 200 человек. Ее планировалось завершить до конца 1994 г.
Для проведения массовой приватизации была учреждена система инвестиционных приватизационные фондов, работающих на коммерческой основе. Все жители республики получили приватизационные инвестиционные купоны, которые можно было обменять на акции инвестиционных фондов, приобретающих акции предприятий на купонных аукционах. Введение ПИКов (приватизационно- инвестиционных купонов) должно было облегчить участие всего населения в массовой приватизации. Каждый гражданин РК получил по 100 купонов (120-в сельской местности), которые подлежали продаже и могли быть использованы лишь для вклада в инвестиционные приватизационные фонды.
На купонные аукционы выставлялись пакеты акций крупных и средних предприятий республики, которые до 1994 г. преобразовывались в основном в акционерные общества закрытого или открытого типа, коллективные предприятия или сдавались в аренду с последующим выкупом. Организация аукционных продаж акций приватизируемых предприятий осуществлялась Государственным приватизационным фондом.
Третий этап проходил с 1996 по 1998 г. Основная его отличительная особенность заключалась в том, что приватизация проводилась только на платной основе. Работы осуществлялись в соответствии с Программой приватизации и реструктуризации государственной собственности Республики Казахстан на 1996–1998 гг. В ее рамках были реализованы секторальные программы в электроэнергетическом; нефтегазовом и нефтехимическом, металлургическом и горнорудном, транспортно-коммуникационном (наземный, воздушный транспорт, связь), агропромышленном комплексах и социальной сфере (здравоохранение, образование, культура, туризм и спорт).
На заключительном четвертом этапе была реализована «Программа приватизации и повышения эффективности управления государственным имуществом на 1999–2000 годы», в ходе которой была проведена передача права владения и пользования государственными пакетами акций отраслевым министерствам и ведомствам.
Отличительной особенностью данного этапа является то, что в результате выполнения запланированных работ было осуществлено разделение государственного имущества на республиканское и коммунальное, что привело к увеличению доходов местных бюджетов.
В целом в результате приватизации государственной собственности было получено 232 млрд тенге. При этом в республиканский бюджет поступило 225,5 млрд тенге, в местный бюджет – 4,5 млрд тенге
В заключение следует отметить, что рассмотренные радикальные меры были приняты для максимально быстрой приватизации объектов государственной собственности. Необходимость этого была обусловлена развалом прежней политической и экономической системы, что привело к спаду производства, макроэкономической дестабилизации и росту социальной напряженности.
В сложившихся условиях, вопреки мировой практике, которая свидетельствует, что передача в частную собственность, например, крупных объектов занимала более десяти лет, в Казахстане процессы приватизации нужно было осуществлять форсированным путем (ускоренно). В связи с этим, несмотря на допущенные просчеты, которые в сложившейся ситуации были неизбежны, основные цели приватизации были достигнуты. В настоящее время в стране сформирована оптимальная структура частной собственности, соответствующая рыночной экономике (рис.3).
Рис. 3. Структура частной собственности в Казахстане
Положительными моментами приватизации является следующее:
-приватизация способствует росту эффективности производства за счет снижения его издержек, быстрой адаптации к спросу, введения рациональных методов и расширение возможностей финансирования;
-связь с рынком обеспечивает более эффективный контроль;
-оздоровление бюджета создают возможности более эффективного расходования его средств;
-демонополизация, восстановление здоровой конкуренции способствует созданию гибких мобильных производственных структур, внедрению новых технологий;
-разделение экономики и политических факторов приводят к росту экономической ответственности за принятие инвестиционных решений.
Отрицательными чертами можно считать следующее:
-приватизация с 1993г. стала основным источником развития теневого капитала, т.к. ее основным методом в этот период стали передача предприятий в доверительное управление с последующим их выкупом или закрытые тендеры по заведомо заниженной цене;
-реализация закона о приватизации усилила социальные противоречия в обществе;
-снижаются возможности обеспечения предприятий ресурсами;
-растет ущерб, наносимый окружающей среде;
-реализация краткосрочных целей, максимизации прибыли наносит ущерб долгосрочным интересам предприятий;
-возникает опасность скупки национальных предприятий иностранными инвесторами;
-возрастают шансы роста цен на товары и услуги, сниженная обеспеченность рабочими местами.
Анализируя достоинства и недостатки приватизации, следует отметить, что эффективность рыночного хозяйства зависит от существования частной собственности. Именно частный собственник в силу своей личной выгоды выбирает наиболее рациональный способ хозяйствования.
1.Почему собственность определяется не как отношение человека к вещи, а как отношения между людьми по поводу присвоения вещей?
2.Что выражает экономическое содержание собственности?
3.Что выражает юридическое содержание собственности?
4.Какие права собственности различаются в экономической литературе?
5.Что такое присвоение и отчуждение?
6.Кто является субъектом собственности?
7.Что является объектом собственности?
8.Что такое «форма собственности»?
9.Какие различают основные типы собственности?
10.Что такое государственная собственность?
11.Что такое частная собственность?
12.Назовите формы частной собственности.
13.Что такое разгосударствление?
14.Что такое приватизация?