Анализ внутренней среды организации
Значение стратегического анализа внутренней среды
Современная организация — это часто сложная органическая система. Все, что находится внутри такой системы, называется внутренней средой организации.
Из такого определения логически следует необходимость и значимость анализа внутренней среды организации для выхода на ее эффективную конкурентоспособную стратегию. Исследование внутренней среди организации как части стратегического анализа представляет отдельный блок (рис. 1.).
Анализ внутренней среды организации, осуществляемый во имя ее стратегических целей, также как и стратегический анализ внешней среды, должен быть системным и многофакторным.
При стратегическом анализе вся внутренняя среда организации и ее отдельные подсистемы и компоненты рассматриваются как стратегический ресурс развития организации. Поэтому тождественными понятиями и синонимами термина «стратегический анализ внутренней среды организации» выступают термины «стратегический анализ внутренних ресурсов организации» и «стратегический анализ ресурсов организации».
Организация как сложная система допускает разные виды разбиения на подсистемы, элементы, компоненты и т.д. Причем конкретный вид разбиения организации на составляющие с последующим стратегическим анализом и органичным синтезом, который завершается выработкой стратегии, — это внутреннее дело организации.
Таким образом, стратегический анализ внутренней среды организации, и зависимости от конкретной ситуации, может быть в той или иной степени уникальным, но при этом обязательно должно соблюдаться главное условие — полнота стратегического анализа, его качество и конечная эффективность.
Наиболее известное внутреннее разделение — это выделение в организации структурных подразделений (департаменты, отделы, сектора и т.д.) в рамках традиционных функциональных подсистем (служба планирования, финансовая служба, служба маркетинга, служба по работе с персоналом и т.д.).
Важно отметить, что и мри стратегическом анализе, и при разработке, и при реализациикак отдельных специальных стратегий, так и стратегии в целом не следует чрезмерно увлекаться и фетишизировать, не только функциональное, но и любое другое разделение организации на ее подсистемы В стратегическом анализе внутренней среды как этапе или элементе стратегического управления организации решающее значение имеет именно полнота и правильное стратегическое видение организации в целом.
Учитывая современное состояние стратегического менеджмента, в данном модуле рекомендуется следующая структура стратегического анализа внутренней среды организации:
1) отдельных бизнесов организации;
2) функциональных подсистем организации;
3) основных структурных подразделений организации;
4) всех бизнес-процессов организации.
Такой структуре стратегического анализа внутренней среды организации соответствует структурное построение процесса разработки общей стратегии организации и соответственно итоговая структура ее корпоративной стратегии. Поэтому именно такое построение лежит в основе структуры учебного элемента №3, который как раз и посвящен разработке стратегии.
SNW – подход к анализу внутренних ресурсов
Наиболее традиционный подход к стратегическому анализу внутренней среды как ресурсу организации — это уже упоминавшийся SWOT-подход, но только в части SW, т.е. с позиции сильных и слабых сторон организации.
Управленческие цели традиционного SW - подхода очевидны: сильные стороны как хороший ресурс организации сохранить и постараться дополнительно усилить; а слабые стороны — т.е. плохой внутренний ресурс — устранить.
Следовательно, выявленные в результате стратегического анализа внутренней среды первичные элементы ее силы надо использовать как «кирпичики» для построения уникального конкурентного преимущества именно данной организации. И, наоборот, выявленные слабости, т.е. первичную основу конкурентного недостатка, — «ликвидировать как класс, который для данной организации является вредным и чуждым».
SNW — это аббревиатура трех английских слов, которые означают: S— Strength — сильная позиция (сторона), TV —Neutral — нейтральная позиции, W- Weakness слабая позиция (сторона).
Таким образом, при SNW подходе или стратегическом SNW -анализе все изложенноепро SW подход сохраняется, но при этом еще добавляемся особая нейтральная, т.е. N --ПОЗИЦИЯ.
Как показала практика в ситуации стратегического анализа внутренней среды организации в качестве нейтральной позиции лучше всего фиксироватьсреднерыночное состояние для данной конкретной ситуации.
В результате получаем: во-первых, при SNW -подходе все достоинства SW -подхода остаются в силе; во-вторых, при SNW '-анализе четко фиксируется ситуационное среднерыночное состояние, т.е. своеобразная нулевая точка конкуренции.
Поэтому для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем— кроме одной — ключевым позициям или факторам находится в состоянии N (нейтральная) и только по одному фактору — в состоянии S (сильная).
Следовательно, SNW-подход — это значимое развитие SW/ SWOT-подхода.
В целях получения более конструктивного и конкретного представления о стратегическоманализе внутренней среды организации на основе SAW-подхода предлагается заполнить табл. 2..
В табл. 2. все 30 позиций должны быть заполнены по материалам именно Вашей организации. При этом, разобравшись с логикой иструктурой трафарета, Вы можете изменить и количество, и содержание его конкретных позиций в зависимости от Вашей конкретной ситуации.
Вместо знака «t» следует поставить конкретную цифру, которая определяет исследуемую Вами стратегическую перспективу, т.е. 2 или 1 года,5 лет и т.д.
Техника работы с табл 2 предельно проста. В каждой строке трафарета Вы должны поставитьтолько один крестик: или в колонке S, или и колонке N, или в колонке W. «Крестик» означает выбор одной из трех указанных альтернативных позиций.
Причем альтернатива — это интегральная качественная оценка соответствующей конкретной позиции внутренней среды Вашей организации в данной конкретной ситуации относительно ее ситуационного среднерыночного состояния.