Издержки в длительный период. Эффект масштаба
Характер изменения издержек в длительный период обусловлен эффектом масштаба. Эффект масштаба – это изменения средних издержек в зависимости от объема производства в долгосрочный период.
Различают положительный и отрицательный эффект масштаба. Положительный эффект масштаба заключается в том, что себестоимость продукции (средние издержки) сокращается при увеличении объемов производства. Отрицательный эффект масштаба проявляется в росте себестоимости продукции (средних издержек) при том же увеличении объемов производства. Графически эффект масштаба представлен на рисунке 9.
До точки А действует положительный эффект масштаба, после нее отрицательный эффект масштаба.
Рисунок 9. Эффект масштаба
Факторы положительного эффект масштаба означают такие преимущества крупного производства, которые способствуют снижению средних издержек.
Факторы положительного эффекта масштаба делятся на:
1) технические факторы;
2) экономический маркетинг;
3) финансовая экономия;
4) экономия, связанная с фактором риска.
1) Технические факторы экономичности – это, во–первых, увеличение возможности большей специализации работ на крупном предприятии, что позволяет повышать производительность труда; во–вторых, на крупном предприятии мощное оборудование может использоваться полностью, а на малом предприятии крупное оборудование практически нельзя загрузить полностью.
2) Крупные предприятия имеют возможности сокращать издержки производства за счет маркетинговых операций. Такие предприятия обычно делают оптовые закупки материалов (покупают крупные партии материалов). Когда материалы продаются оптом, цены на них снижаются. Таким образом крупная фирма экономит деньги за счет снижения цен, а также за счет сокращения затрат на погрузку, упаковку и транспортировку оптовых закупок. Кроме того, при размещении крупных заказов фирма может получать у поставщиков привилегии по качеству и срокам поставки товаров. Крупные фирмы могут нанимать специалистов по маркетингу для расширения рынков сбыта, контролю за поставками, качеством и ценами покупных материалов, что также позволяет получать снижение издержек. Объем расходов на рекламу у крупной фирмы значительно больше расходов малого предприятия, но в расчете на единицу продукции эти расходы будут значительно ниже у крупной фирмы.
3) Крупные компании имеют больше доверия у кредиторов при получении денег в долг: во–первых, они более известны; во–вторых, у них стоимость активов (имущества) намного больше, чем у какой–либо малой фирмы, поэтому банки считают, что заем крупной компании связан с меньшим риском. В результате крупные фирмы имеют доступ к большему числу кредиторов.
4) Крупная фирма распределяет риск торговых операций между несколькими видами продукции: падение спроса на один вид продукта может компенсироваться ростом спроса на другой вид. Крупная фирма бывает ориентирована не только на местный или национальный рынок, но и на внешний. Вследствие этого при падении спроса на продукт на внутреннем рынке фирма может увеличить объемы продаж на внешнем рынке, таким образом уйти от больших убытков.
Но фирма не может бесконечно увеличивать масштабы производства, так как вступает в силу фактор отрицательного эффекта масштаба.
Фактором отрицательного эффекта масштаба является сложность в управлении крупным производством. Рост бюрократизма, слабость контроля за многочисленными службами и отдаленность руководителей от рабочих способствуют развитию неэффективного производства.
Размер фирмы в той или иной отрасли определяется формой кривых средних издержек в длительный период. Выделяют три типа отраслей, отличия которых представлены на рисунке 10.
Рисунок 10. Три вида отраслей в зависимости от эффекта масштаба
Итогом хозяйственной деятельности фирмы выступает ее доход. Доход (выручка) – определенная денежная сумма, получаемая фирмой в результате производства и реализации благ или услуг за определенный период времени.
Различают общий, средний и предельный доход. Общий (валовой) доход (TR) есть общая сумма денежной выручки, полученная фирмой в результате реализации произведенной ею продукции. Он рассчитывается по формуле ТR = Р× Q,где Р – цена реализации единицы продукции, Q – количество единиц произведенной и реализованной продукции.
Средний доход (AR) – это величина денежной выручки, приходящаяся на единицу реализованной продукции. Средний доход рассчитывается по формуле:
АR = TR / Q = (P× Q) / Q = Р
Предельный доход (MR) есть приращение валового дохода, полученное в результате производства и реализации дополнительной единицы продукции. Предельный доход рассчитывается по формуле: МR =∆ТR / ∆Q, где ∆ТR – прирост валового дохода в результате реализации дополнительной единицы продукции; ∆Q – прирост объема производства и реализации на единицу продукции.
Для определения оптимального количества продукта Q, которое должна производить фирма, используется простая формула. Фирма хочет производить тот уровень продукта, при котором предельный доход равен предельным издержкам (MR = МС).
Производство, при котором MR = МС, позволяет получить следующие два результата.
- Оно минимизирует убытки фирмы, если фирма терпит убытки из-за низкой продажной цены на свой продукт.
- Оно максимизирует прибыль фирмы, если она может получать прибыль благодаря тому, что продажная цена достаточно высока.
Идея, заключенная в равенстве MR и МС, очень проста. К ней приводит анализ затрат и выгод. Если производство и продажа единицы товара приносит больше дохода, чем затраты на ее производство, значит, ее нужно делать и соответственно наоборот.
От величины дохода в значительной степени зависит и прибыль фирмы. В количественном отношении прибыль представляет собой разность между общей выручкой и издержками, но если существуют два подхода к определению и измерению издержек, то и содержание понятия «прибыль» следует рассматривать в двух аспектах – бухгалтерском и экономическом.
Бухгалтерская прибыль есть разность между общей выручкой и внешними издержками. Напомним, что к последним относят явные, фактические издержки: заработную плату, затраты на топливо, энергию, вспомогательные материалы, проценты по ссудам, арендную плату, амортизацию и т.д.
Разность между общей выручкой и экономическими издержками образует экономическую, или чистую, прибыль. Экономическая прибыль есть определенный излишек совокупного дохода над экономическими затратами. Ее наличие заинтересовывает производителя именно в данной сфере бизнеса.
Вопросы для подготовки к занятию
1. Что представляют собой издержки предприятия?
2. На какие группы делятся издержки по отношению к объему производства? Чем они отличаются?
3. Как принято обозначать постоянные, переменные и общие (валовые) издержки?
4. Как меняется структура издержек в зависимости от периода времени, за который они рассматриваются? Почему в долгосрочном периоде присутствуют только переменные издержки, а в краткосрочном – и те и постоянные?
5. Что такое средние издержки? Для чего их рассчитывают?
6. Как рассчитываются средние постоянные и средние переменные издержки?
7. Что такое предельные издержки? Для чего и как они рассчитываются?
8. Как вы думаете, отличаются ли понятия «выручка» и «прибыль»?
9. Когда фирма начинает в результате своей деятельности получать выручку, а когда прибыль?
10. Дайте определение бухгалтерской и экономической прибыли.
Тесты
Выберите правильный ответ из предложенных и прокомментируйте его.
1. Постоянные издержки фирмы – это:
а) затраты на ресурсы по ценам, действовавшим на момент их приобретения;
б) минимальные издержки производства любого объема продукции при наиболее благоприятных условиях производства;
в) издержки, которые несет фирма даже в случае, если продукция не производится;
г) альтернативные издержки;
д) ни один из ответов не является правильным.
2. Общая сумма затрат, деленная на количество произведенных единиц продукции, носит название:
а) маржинальных затрат;
б) общих затрат;
в) средних затрат;
г) переменных затрат.
3. Затраты, которые изменяются вместе с изменением уровня производства продукции, называются:
а) переменные затраты;
б) маржинальные затраты;
в) необратимые затраты;
г) производственные затраты.
4. Какие из перечисленных издержек можно считать постоянными?
а) оплата труда управленческого персонала;
б) налог на собственность фирмы;
в) арендная плата за используемое помещение;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
5. К переменным издержкам в краткосрочном периоде можно отнести:
а) страховые взносы фирмы;
б) расходы на приобретение сырья;
в) процент за взятый фирмой кредит;
г) амортизационные отчисления;
д) все ответы верны.
6. Принципиальное различие долговременного и кратковременного периодов состоит в том, что:
а) долговременный период всегда более продолжителен, чем кратковременный;
б) в кратковременном периоде часть факторов производства постоянны, а в долгосрочном все факторы переменны;
в) в долгосрочном периоде снижение издержек на единицу продукции происходит за счет изменения объемов и постоянных и переменных факторов, а в краткосрочном–только переменных;
г) все ответы неверны.
7. Предельные (маржинальные) затраты – это:
а) общие затраты, деленные на количество произведенных единиц товара;
б) изменение общих затрат производителя в результате производства одной
дополнительной единицы продукции;
в) затраты, связанные с расширением масштабов производства на 100%;
г) затраты, которые меняются, если меняется количество производимых единиц продукции.
8. Общие издержки при нулевом объеме производства равны:
а) постоянным издержкам;
б) экономическим издержкам;
в) заработной плате;
г) расходам на сырье.
9. Зарплата рабочих – это:
а) предельные издержки;
б) альтернативные издержки;
в) постоянные издержки;
г) переменные издержки.
10. Чему равны средние валовые издержки?
а) (TFC+TVC):QxP;
б) TVC : Q;
в) (TVC–TFC) : Q;
г) (TFC+TVC) : Q.
11. В краткосрочном периоде фирма производит 500 единиц продукции. Средние переменные издержки составляют 2 долл., средние постоянные издержки – 0,5 долл. Общие издержки составят:
а) 2,5 долл;
б) 1250 долл;
в) 750 долл;
г) 1100 долл;
д) невозможно определить на основе имеющихся данных.
12. Гражданин Маркелов купил у фирмы «Честная коммерция» одну единицу товара. Сумма, заплаченная Маркеловым, является:
а) для него – затратами, для фирмы – прибылью, для него и для фирмы – ценой;
б) для него – убытком, для фирмы – прибылью, для него и для фирмы – ценой;
в) для него – затратами, для фирмы – выручкой, для него и для фирмы – ценой;
г) для него – полезностью, для фирмы – выручкой, для него и для фирмы – прибылью.
13. Кривая спроса на товар А задана выражением Q = 5 – 2P. Каким выражением будет задана общая выручка от продажи товара А (ТR)?
а) ТR = 10 – 4Р;
б) ТR = 5Р – 2Р2;
в) ТR = 25 – 20Р + 4Р2;
г) Общую выручку исходя из приведенных данных определить нельзя.
14. Предельная выручка – это:
а) сумма денежных поступлений, получаемых фирмой от продажи определенного количества блага;
б) поступления, приходящиеся на единицу проданного блага;
в) приращение выручки, которое возникает за счет продажи очередной единицы продукции;
г) разность между совокупной выручкой и совокупными издержками за определенный период времени.
15. Зависимость общих затрат (TC) фирмы, действующей на рынке совершенной конкуренции, от величины выпуска описывается формулой: TC = 80Q2 – 60Q + 80 (Q – величина выпуска в тыс. единиц). Если на рынке установилась цена, равная 260 руб. за единицу, то максимальную прибыль фирма получит, произведя и продав ...:
а) 2 тыс. единиц; б) 3 тыс. единиц; в) 375 единиц; г) нельзя определить.
Задачи
1. Постоянные издержки фирмы (FC) составляют 10 000 ден. ед. в месяц. Если переменные издержки (VC) составляют 20 000 ден. ед. и фирма производит 3 000 ед. продукции, определите совокупные издержки (TC), средние издержки (АС), средние переменные (АVC) и средние постоянные издержки (АFC).
2. Дана зависимость объема производства и издержек. Определить все виды издержек: постоянные (FC), переменные(VC), средние постоянные (AFC), средние переменные (AVC), средние общие(ATC) и предельные издержки (MC), доход и прибыль фирмы, при условии что цена составляет 15 ден. ед.
Объем производства, шт. | ||||||
Общие издержки (ТС), ден. ед. |
3. Рассчитайте недостающие значения:
3.1
Q | TC | FC | VC | ATC | AFC | AVC | МC |
20,9 | |||||||
3.2
Q | |||||||||||
FC | |||||||||||
VC | |||||||||||
TC | |||||||||||
AFC | – | ||||||||||
AVC | – | ||||||||||
ATC | – | ||||||||||
MC | |||||||||||
3.3
Q | |||||||||||
TC | |||||||||||
VC | |||||||||||
FC | |||||||||||
ATC | |||||||||||
AVC | |||||||||||
AFC | |||||||||||
MC | |||||||||||
3.4
Q | ||||||||||||
TC | ||||||||||||
VC | ||||||||||||
FC | ||||||||||||
ATC | 19,5 | |||||||||||
AVC | 3,75 | |||||||||||
AFC | ||||||||||||
МС | ||||||||||||
3.5
Q | TC | FC | VC | ATC | AFC | AVC | MC |
- | - | - | |||||
12,75 | |||||||
4. При каких объемах у фирмы будет максимальный валовой доход, минимальные средние переменные издержки?
Q | ||||||||||||
P | ||||||||||||
VC | 53,2 | 61,2 | 66,7 | 72,1 | 78,5 | 95,2 |
5. На фирме постоянные издержки составляют 120 ден. ед. Переменные издержки при объеме от 0 до 6 ед. составляют соответственно 0, 60, 80, 90, 105, 140, 210. Используя данные, постройте кривые: общей выручки (дохода), общих издержек, средних издержек, предельных издержек, предельного дохода. Найти точку нулевой прибыли, если цена на рынке – 100 ден. ед.
6. Дана зависимость объема производства и издержек. Рассчитать размер выручки (дохода) для каждого объема производства и определить объем производства максимизирующий прибыль, если цена единицы изделия составляет 200 ден.ед.
Объем производства, шт. | ||||||
Средние издержки (АС), ден. ед. |
7. При производстве 5 тыс. стульев в месяц предельные затраты равны 10 ден. ед., а средние 15 ден. ед. Следует ли фирме увеличить или уменьшить месячный выпуск, для того чтобы достичь оптимального сочетания постоянного и переменного факторов производства.
8. Функция общих затрат предприятия имеет вид: ТС = 3000 + 160Q – 2Q2 + 0,01Q3. Определите алгебраически выражения для TFC, TVC, AC, AFC, AVC, MC. Докажите, что кривые АС, АVС, МС будут иметь U–образную форму, во всяком случае, для ряда значений.
9. В конкурентной отрасли действует 30 фирм. Общие издержки каждой фирмы равны TC = q3 – 6q2 + 18q. Спрос составляет величину Q = 180 – 3P, где Р – цена товара. Что произойдет с отраслью в долгосрочном периоде (как изменится число фирм)?
10. Общие годовые издержки (млн. долл.) сталелитейной фирмы задаются формулой ТС = 80 +55Q, где Q – годовой объем производства (млн. тыс.). Рыночная цена тонны стали устанавливалась на уровне 110 долл. Каков объем производства этой фирмы, если она является предельной?