Издержки в долгосрочном периоде. Эффект масштаба производства

В длительном периоде на рынке могут появиться новые и исчезнуть старые предпринимательские фирмы. Могут измениться общие условия хозяйствования, произойти смена правительства, государственной доктрины экономического развития, международные параметры. В границах отрасли могут также измениться ее масштабы. В длительный период времени предпринимательская фирма более свободна в выборе факторов производства и их комбинации.

Главной особенностью издержек в долгосрочном периоде является тот факт, что все они носят переменный характер — фирма может увеличить или сократить мощности, а также у нее достаточно времени, чтобы принять решение покинуть данный рынок или вступить на него, прейдя из другой отрасли. Поэтому в долгосрочном периоде не выделяют средних постоянных и средних переменных издержек, а анализируют средние издержки на единицу продукции (LATC), которые по сути своей являются одновременно и средними переменными издержками.

В долгосрочном периоде также существуют и предельные издержки. Долгосрочные предельные издержки (LMC) показывают изменение общей суммы издержек предприятия в связи с изменением объема выпуска готовой продукции на одну единицу в том случае, когда фирма свободна изменять все виды затрат.

Положительный эффект масштаба производства (эффект массового производства, экономия, обусловленная ростом масштаба производства, возрастающая отдача от масштаба производства) связан со снижением издержек на единицу продукции по мере наращивания объемов выпускаемой продукции. Возрастающая отдача от масштаба производства имеет место в ситуации, когда объем производства растет быстрее, чем растут издержки, и, следовательно, средние издержки на единицу продукции предприятия падают. Объясняется это расширением масштабов деятельности, которое влечет за собой: 1. Рост специализации труда. 2. Рост специализации управленческого труда. 3. Эффективное использование капитала (средств производства). 4. Экономию от использования вторичных ресурсов.

Положительный эффект масштаба производства в долгосрочном периоде не является беспредельным. Со временем расширение предприятия может привести к отрицательным экономическим последствиям, вызвать отрицательный эффект масштаба производства, когда расширение объемов деятельности фирмы сопряжено с ростом издержек производства на единицу продукции. Отрицательный эффект масштаба имеет место, когда издержки производства растут быстрее его объема и, следовательно, средние издержки на единицу продукции растут по мере увеличения выпуска.

Государственное регулирование рыночной экономики

Государственное регулирование экономики (госрегулирование) — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции).

Объекты ГРЭ — это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия соц.-эк. жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования эк. и поддержания соц. стабильности. Основные объекты ГРЭ: эк. цикл; секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства; · условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; платежный баланс;· цены;· условия конкуренции;· социальные отношения, социальное обеспечение;· подгот. и переподг. кадров;· окр. среда;· внешнеэк. связи.

Цели ГРЭ

Имеется своего рода пирамида целей госрегулирования. Высшими, центральными целями неизменно являются формирование наиболее благоприятных условий для поддержания экономического развития (включая его социальные сферы) и общественной стабильности.

4 главные цели госрегулирования (цели первого порядка), объединяемые понятием «магический четырехугольник»: обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных хозяйственному потенциалу страны; минимизация безработицы; стабильность цен; внешнеэкономическое равновесие, выражающееся в бездефицитном или умеренно-дефицитном платежном балансе. «Магия» состоит в том, чтобы двигаться во всех четырех направлениях более или менее равномерно.

цели 2го порядка. н-р, создание благоприятных институциональных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции, стимулирование умеренного экономического роста, непрерывную модернизацию производственного аппарата в соответствии с требованиями НТР, сглаживание экономического цикла, обеспечение социально приемлемого уровня занятости самодеятельного населения, поддержание высокой конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке, поддержание внешнеэкономического равновесия (т.е. обеспечение бездефицитности платежного баланса или по меньшей мере терпимого дефицита), удовлетворительное состояние ОС.

Административные средства меры запрета, разрешения и принуждения. инструменты:· фискальная политика,· денежная политика;· политика регулирования доходов;· социальная политика;· государственное регулирование ценообразования;· внешнеэкономическое регулирование. Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом ГРЭ является гос. сектор в экономике.

Основные экономические средства:· регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая Центральным банком);· установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в Центральном банке;· операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

Осн. формы ГРЭ 1. Обеспечение правовой инфраструктуры. Экономическое законодательство слагается из элементов:Антимонопольное законодательство. Зак. о собственности. Налоговое зак.. Законодательство о труде и социальной защите. Законодательство об охране природы. Законодательство о защите прав потребителей. 2. Государственное предпринимательство (инфраструктура, транспорт и связь, военная промышленность), которые производят общественные блага - + естественные монополии (газоснабжение, производство электроэнергии и электроснабжения т.д.). 3. Социальная политика 4. Бюджетно-финансовая (фискальная) политика

Государственный бюджет - это финансовый план правительства, сопоставляющий доходы с необход-ми расходами.

Методы гос. рег. внешнеэк. деят. по своему характеру делятся на тарифные, нетарифные Административные методы. Международные торговые договоры.Таможенные формальности. Контингентирование и лицензирование. Лицензирование - Контингентирование осущ. установлением режима выдачи инд-х лицензий, при этом общий объем экспорта (импорта) по этим лицензиям не должен превышать объема установленной квоты. Используются следующие виды экспортных (импортных) квот (контингентов): глобальные, групповые, индивидуальные. По каждому виду товара устанавливается лишь один вид квоты.

Антидемпинговые процедуры.Ценовые преференции. Технические процедуры. (стандарты. сертификации продукции, товаров) Импортные процедуры. Оперативное регулирование ВЭД. (приостановить операции в случае недоброкачественной продукции)

Диверсификация форм сотрудничества. Научно-техническое сотрудничество и промышленная кооперация Валютно-финансовые отношения.

направления: внешнеторговые, инвестиционные, связанные с экспортно-импортными потоками капиталов (включающие научно-техническое сотрудничество и промышленную кооперацию) и валютно-финансовые.

В зав. от способа: административные и экономические формы регулирования. Соотношение экономических и административных форм воздействия определяют характер внешнеэкономической политики государства. Выделяют протекционистскую, умеренную и политику открытой экономики, называемую иногда политикой свободной торговли или фритредерства

Наши рекомендации