Общая характеристика сложившейся системы управления социально-экономическим развитием на региональном уровне
Анализ социально-экономических процессов и проблем развития Московской области, а также разработкой и реализацией прогнозов социально-экономического развития Московской области координирует Министерство экономики Московской области с разветвленной структурой подразделений, входящих в его состав.
Правовую основу деятельности Министерства составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, Устав Московской области, законы и другие нормативные акты Московской области.
Основными задачами Министерства являются[18]: 1. Разработка и анализ реализации прогнозов социально- экономического развития Московской области. 2. Создание системы мер и механизмов по увеличению налогооблагаемой базы консолидированного бюджета Московской области. 3. Формирование и реализация государственной экономической политики, направленной на развитие потенциала территорий. 4. Анализ социально-экономических процессов и проблем развития Московской области. 5. Обеспечение реализации Стратегии развития Московской области до 2030 года. 6. Координация деятельности органов исполнительной власти по разработке и реализации областных целевых программ и участию в федеральных программах. 7. Формирование и мониторинг реализации Областной целевой программы развития социальной и инженерной инфраструктуры. 8. Формирование и развитие корпоративных информационных ресурсов и информационно-аналитических систем органов исполнительной власти Московской области в сфере социально-экономического развития области. 9. Организация выполнения на территории Московской области государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации. 10. Реализация государственной ценовой политики.
Перечень информационных систем, находящихся в ведении министерства: 1. Информационно-аналитическая система мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития Московской области (ИАС «Аналитика»). В рамках ИАС «Аналитика» решаются следующие основные задачи:
- ведение комплекса баз данных социально-экономических показателей Московской области; - обеспечение и поддержка процессов сбора, накопления, обработки и передачи данных; - проведение мониторинга, анализа и прогнозирования социально- экономического развития области; - автоматизация процессов подготовки аналитической отчетности управлений; - визуализация данных в табличном, графическом и картографическом видах. ИАС «Аналитика» содержит следующие подсистемы: - подсистема управления целевыми и адресными инвестиционными программами; - подсистема информационного взаимодействия органов исполнительной власти с органами местного самоуправления по социально- экономическому развитию территорий; - подсистема мониторинга программ развития производительных сил муниципальных районов и городских округов Московской области; - подсистема мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области; - подсистема мониторинга эффективности деятельности органов исполнительной власти Московской области. 2. Централизованное хранилище статистических данных социально- экономических показателей Московской области (ЦХД). С помощью ЦХД обеспечены оперативный доступ специалистов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления к накопленным статистическим данным и автоматическая загрузка их в ИАС «Аналитика».
2.3. Эффективность и проблемы системы управления социально-экономическим развитием на региональном уровне на примере Московской области
В Московской области впервые в российской практике применяется подход к стратегическому планированию, в рамках которого разработка генеральных планов всех муниципальных образований региона осуществляется синхронно и скоординировано с разработкой Стратегии социально-экономического развития области. Такой подход позволяет увязать планы по локализации мест приложения труда с резервированием земель под различные функции и развитием инфраструктуры. Для эффективной координации социально-экономического и пространственного развития в Московской области выделяется двенадцать групп муниципальных образований. Эти группы формируется путем наложения трех поясов и четырех секторов.
Пояса дальности выделялись по единственному критерию: расстояние от МКАД до центра муниципального образования (городского округа или муниципального района): - ближний: 10 км от МКАД; - средний: 10- 60 от МКАД; - дальний: более 60 км от МКАД. Границы поясов проходят по границам муниципальных районов и городских округов. Исключением стал Одинцовский район, разделенный между ближним и средним поясом на две примерно равные по площади части. Для выделения секторов было проведено комплексное географическое районирование по многим критериям (географическим, историческим, социально-экономическим). Выделены: западный, северо-западный, северо-восточный и юго-восточный сектора. Ключевые принципы проведения границ секторов: - границы секторов не должны пересекать границы муниципальных районов (МР) и городских округов (ГО); - минимальное значение численности населения сектора – 1 млн чел; каждый сектор является целостным с точки зрения конфигурации транспортной системы: из каждого центра МР или ГО быстрее всего добраться по «вылетной» магистрали, расположенной в данном секторе. Все двенадцать групп муниципальных образований, полученных на пересечении поясов и секторов, внутренне неоднородны. Внутри каждой из них есть муниципалитеты с разным уровнем социально-экономического развития, разным профилем конкурентных преимуществ и ограничений.
Рисунок 5 - Пояса, сектора и макропроекты Московской области[19]
Двенадцать групп муниципальных образований станут объектом территориальной социально-экономической политики на региональном уровне и основными единицами мониторинга социально-экономического развития.
В качестве опорных точек роста выступают крупнейшие исторические города, расположенные на «вылетных» магистралях (по два на каждой – в дальнем и среднем поясе), а также 8 наукоградов. На территориях с наиболее разреженной сетью крупных населенных пунктов могут формироваться новые населенные пункты, интегрирующие создание рабочих мест и жилья (пример – Новый Город в Рузском районе). Всего в качестве опорных точек роста выделяется 26 муниципальных образования (городских округа или поселения), локализация которых представлена на карте в разделе 6. Изменение размещения экономики и расселения в направлении среднего и дальнего поясов поддерживается реализацией перечисленных в предыдущем параграфе сетевых проектов, формирующих инфраструктуру сбалансированного регионального развития. Задача сбалансированного развития требует сравнительно равномерного распределения приоритетных инвестиционных проектов по двенадцати территориальным ячейкам.
Выявление диспропорций в экономике Московской области необходимо осуществлять параллельно с оценкой возможностей достижения целевых параметров развития, определённых в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г., в Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2030 г., в долгосрочных стратегиях развития отраслей и секторов экономики, в Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2030 г.
В результате проведенного исследования выявлены основные проблемы и диспропорции экономического развития Московской области. Установлены факторы, негативно повлиявшие на устойчивость экономического развития региона. Преимущественное влияние на экономику Московской области оказывают негативные внешние факторы, связанные с неблагоприятной конъюнктурой. Масштабное негативное влияние на экономическое состояние экономики Московской области оказал мировой финансовый кризис 2008–2010 гг., в результате которого ухудшились значения практически всех параметров, характеризующих социально-экономическое состояние региона. Мировой финансовый кризис в значительно большей степени ухудшил экономическое состояние Московского региона, чем режим санкций, введенных в 2014 г. Из этого можно сделать вывод, что правительственные структуры Московской области сумели адаптироваться к жесткому влиянию внешних факторов, и в результате регулирующих воздействий удалось не допустить в Московской области глубокий экономический спад.
Тем не менее возникли внутренние диспропорции и ограничения развития экономики региона: замедление темпов экономического роста, определяемое показателем валового регионального продукта; снижение темпов прироста стоимости основных фондов при одновременном повышении степени износа; снижение темпов роста инвестиций в основной капитал; нестабильные поступления иностранных инвестиций; недостаточное развитие сельскохозяйственного производства — в результате оценки показателя производства сельскохозяйственной продукции на душу населения выявлена проблема дефицита сельскохозяйственного производства, необходимого для самообеспечения Московского региона основными продуктами питания; подверженность оборота оптовой и розничной торговли действию кризисных процессов и снижения платежеспособного спроса населения; недостаточность собственных средств организаций Московской области; низкая стимулирующая функция инвестиционных расходов федерального бюджета на территории Московской области и низкая инвестиционная составляющая расходов консолидированного бюджета Московской области; недостаточное развитие собственного производства, конкурентоспособность продукции региональных производителей, рассчитанной на массовый потребительский спрос. Проведя сравнительный анализ социально-экономической системы Московской области и ряда регионов, мы видим, что экономика Московской области входит в число крупнейших в РФ. Значение основных социально-экономических показателей Московской области превышает средние показатели по России и соответствуют средним значениям по Центральному федеральному округу. Регион обладает необходимым набором ресурсов (человеческих, природных, финансовых и др.) и способен внести значительный вклад в формирование новой модели устойчивого развития страны.
Имеется значительный трудовой потенциал региона, выраженный в доле трудоспособного населения, не занятого в экономике (помимо безработных), что свидетельствует о возможности расширения сферы производства без необходимости привлечения рабочей силы из других регионов. Тем самым возрастут показатели не только масштаба экономики, но и социальной сферы, возрастут уровень и качество жизни населения области. Близость Москвы и формирование крупнейшей агломерации обусловливает большой общий потребительский рынок: совокупная численность населения Москвы и Московской области составляет 19,4 млн чел.
Следует отметить, что несмотря на высокие рейтинговые позиции Московской области, выявлены проблемы, о которых свидетельствуют отдельные включенные в рейтинги показатели. В результате изучения позиций области в социально-экономическом рейтинге, проводимом рейтинговым агентством РИА РЕЙТИНГ, обнаружилась негативная тенденция: по показателям масштаба экономики у Московской области наиболее высокие места в рейтинге, а по позициям эффективности экономики, оцениваемой посредством удельных показателей, места значительно ниже. Имеющиеся производственные мощности позволяют области вернуть свои позиции в обрабатывающей промышленности. Индустриализация экономики необходима по ряду причин, например, из-за снижения покупательной способности населения, обусловленной удорожанием импортных потребительских товаров. Импортозамещение сегодня приобретает не только экономический, но и социальный смысл. Московская область обладает возможностями стать одним из лидеров по развитию не сырьевых отраслей, к которым относятся строительство, автомобилестроение, железнодорожное машиностроение, легкая промышленность. Все эти отрасли широко представлены на территории Московской области и могут получить дополнительный импульс за счет средств инвесторов. Можно сказать, что кризисные явления в развитии экономики Московской области экзогенные, порождены факторами, действующими за пределами региона и находящимися вне поля влияния региональных и муниципальных властей или других экономических субъектов, действующих на территории области. К этим факторам относятся падение цен на нефть и другие сырьевые товары российского экспорта, внешнеэкономические санкции. Действие этих факторов приводит к снижению экспортной выручки.
Изучена обширная система экономических параметров, включающая две группы статистических показателей — экономический блок и социальный блок. В экономический блок вошли показатели, характеризующие демографическую ситуацию; в социальный блок включены показатели, которые отражают наиболее проблемные аспекты муниципальных образований, включая доходы населения, жилищные условия, а также состояние по отдельным позициям здравоохранения, образования, культуры, физкультуры, туризма, транспортной ситуации и транспортной обеспеченности в муниципальном образовании. В результате анализа численности населения выявлены муниципальные образования с растущей, стабильной и снижающейся численностью населения. Анализ экономических показателей позволил сделать вывод о значительной дифференциации муниципальных образований, среди которых выделяются высокоразвитые, среднеразвитые и депрессивные муниципальные образования. В муниципальных образованиях сформировалась структура промышленности со значительным перевесом в сторону обрабатывающих производств, при этом в муниципальных районах доля этого вида составляет 85–90%, в городских округах несколько ниже — 76–86%.
Заключение
Московская область 2030г. – это территория прогресса, здоровья, комфорта и культуры. Главная стратегическая цель – обеспечение высокого качества жизни населения; повышение эффективности использования накопленного потенциала и ресурсов региона; устойчивое и сбалансированное развитие всех отраслей экономики.
В результате проведенного исследования выявлены основные проблемы и диспропорции экономического развития Московской области. Установлены факторы, негативно повлиявшие на устойчивость экономического развития региона. Преимущественное влияние на экономику Московской области оказывают негативные внешние факторы, связанные с неблагоприятной конъюнктурой. Масштабное негативное влияние на экономическое состояние экономики Московской области оказал мировой финансовый кризис 2008–2010 гг., в результате которого ухудшились значения практически всех параметров, характеризующих социально-экономическое состояние региона. Мировой финансовый кризис в значительно большей степени ухудшил экономическое состояние Московского региона, чем режим санкций, введенных в 2014 г. Из этого можно сделать вывод, что правительственные структуры Московской области сумели адаптироваться к жесткому влиянию внешних факторов, и в результате регулирующих воздействий удалось не допустить в Московской области глубокий экономический спад.
Тем не менее возникли внутренние диспропорции и ограничения развития экономики региона: замедление темпов экономического роста, определяемое показателем валового регионального продукта; снижение темпов прироста стоимости основных фондов при одновременном повышении степени износа; снижение темпов роста инвестиций в основной капитал; нестабильные поступления иностранных инвестиций; недостаточное развитие сельскохозяйственного производства — в результате оценки показателя производства сельскохозяйственной продукции на душу населения выявлена проблема дефицита сельскохозяйственного производства, необходимого для самообеспечения Московского региона основными продуктами питания; подверженность оборота оптовой и розничной торговли действию кризисных процессов и снижения платежеспособного спроса населения; недостаточность собственных средств организаций Московской области; низкая стимулирующая функция инвестиционных расходов федерального бюджета на территории Московской области и низкая инвестиционная составляющая расходов консолидированного бюджета Московской области; недостаточное развитие собственного производства, конкурентоспособность продукции региональных производителей, рассчитанной на массовый потребительский спрос. Проведя сравнительный анализ социально-экономической системы Московской области и ряда регионов, мы видим, что экономика Московской области входит в число крупнейших в РФ.
Значение основных социально-экономических показателей Московской области превышает средние показатели по России и соответствуют средним значениям по Центральному федеральному округу. Регион обладает необходимым набором ресурсов (человеческих, природных, финансовых и др.) и способен внести значительный вклад в формирование новой модели устойчивого развития страны.
Цель Стратегии - обеспечить за 10 лет устойчивое положение Московской области в тройке лидеров среди несырьевых субъектов Российской Федерации и в 1,5 раза сократить отрыв от Москвы по уровню экономического развития и качеству жизни благодаря созданию высокопроизводительных рабочих мест и позиционированию московской области как территории прогресса, здоровья, комфорта и культуры. В качестве индикаторов цели выбраны показатели «верхнего уровня», каждый из которых отражает как социальные, так и экономические аспекты цели. Цель Стратегии ориентирует на повышение качества развития Московской области благодаря: созданию качественных рабочих мест усилению его социальной направленности экономического развития достижению устойчивости экономического роста и вовлечению его новых источников Цель Стратегии достигается благодаря развитию Московской области как территории: Прогресса, Комфорта, Здоровья, Культуры Задачи Стратегии представлены в виде трехуровневой системы.
Реализация Стратегии позволит Московской области прочно занять место в тройке несырьевых регионов-лидеров России по уровню развития экономики (сейчас 6 место по ВРП на душу населения среди несырьевых регионов). В ходе целевого изменения отраслевой структуры области к концу планируемого периода возрастут значения важнейших индикаторов качества развития. Изменятся драйверы экономического роста. Усилится роль высокотехнологичных секторов экономики и услуг с высокой добавленной стоимостью (с 19% до 27% в 2030 г.) и социального сектора (с 9% до 11% в 2030 г.). Стабилизируется доля обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и строительства. Сократится доля государственного управления (с 7% до 4%).
Все поставленные задачи были решены, а цель была достигнута.
Список литературы
1. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ: принят Гос. Думой Фед. Собр. Рос. Федерации 23 июня 1995 г. с изменениями и дополнениями по состоянию на 9 июля 1999 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1995. - № 30, ст. 2871
2. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления : указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601// Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2012. - № 19, ст. 2338.
3. Федеральный Закон РФ от 23 июля 1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» N 115-ФЗ
4. Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф.— М. : Экономика, 2017. — 519 с.
5. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / К. Боумэн. — [пер. с англ.] / под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой.— М. : ЮНИТИ, 2017. —175 с.
6. Виханский О. С. Стратегическое управление : учебник / О. С. Виханский. — М. : Экономистъ, 2016.—293 с.
7. Галушка И. Эффективность систем управления // Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Методика. 2016. Т. 4. С. 121-134.
8. Гапоненко А. Л. Стратегическое управление / А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. — М. : Омега-Л, 2016 г. — 464 с.
9. Гольдштейн Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент : учеб. пособ. / Г. Я. Гольдштейн. — Таганрог: ТРТУ, 2014. — 267 с.
10. Минцберг Г. Стратегический процесс / Г. Минцберг, Дж. Б. Куинн, С. Гошал. — СПб. : «Питер», 2015.—688 с.
11. Организация местного самоуправления: учебное пособие. / Р.В. Бабун– 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2017. – 280 с.
12. Развитие региональной инфраструктуры и связей между округами Российской Федерации: Монография/Рыкалина О. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 228 с.
13. Развитие региональной инфраструктуры и связей между округами Российской Федерации: Монография / Рыкалина О.В. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 228 с.
14. Развитие регионов: диагностика региональных различий : монография / З.В. Брагина, И.К. Киселев. — М. : ИНФРА-М, 2018. – 152 с.
15. Развитие регионов: диагностика региональных различий: Монография/Брагина З. В., Киселев И. К. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 152 с.
16. Региональная экономика : учебник / под ред. В. И. Видяпина и М. В. Степанова. — М. : ИНФРА-М, 2015.
17. Региональная экономика и управление территориальным развитием: Учебник для магистров / Буров М.П. - М.:Дашков и К, 2017. - 446 с.
18. Региональное управление и территориальное планирование: стратегическое партнерство в системе регионального развития : учеб. пособие / Н.А. Каменских. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 127 с.
19. Региональные технологические платформы – как инструмент инновационного развития территории: монография - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 320 с.
20. Рохчин В.Е. Стратегическое управление развития регионов России: методология, организация. - СПб.: Наука, 2015.
21. Семенов, В.А. Социально-экономическое развитие современной России (географический аспект). Часть 1 [Электронный ресурс] : Учебное пособие / В.А. Семенов. - М.: РГУП, 2015. - 188 с.
22. Система управления региональным развитием на основе инновационно-инвестиционной модели: Монография. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. — 204 с.
23. Социально-экономическое развитие России как объект государственного регулирования: Монография/Под ред. Н.В.Спасской, Е.В.Такмаковой - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 216 с.
24. Фетисов Г. Г. Региональная экономика и управление : учебник / Г. Г. Фетисов, В. П. Орешин.— М.: ИНФРА-М, 2013. — 416 с.
25. Фетисов Г. Г. Региональная экономика и управление : учебник / Г. Г. Фетисов, В. П. Орешин.— М. : ИНФРА-М, 2017. — 416 с.
26. Абалкин Л. Стратегия России: взгляд в завтрашний день (методологические размышления) / Л. Абалкин // Экономист.—2014.— №7.
27. Асланова С.Х., Топсахалова Ф.М.-Г. Стратегическое управление социально –экономическим развитием на региональном уровне // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-11. – С. 2389-2393; URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37453 (дата обращения: 15.12.17).
28. Гретченко А.И. Актуальные проблемы местного само- управления в России. Экономический рост Республики Беларусь: материалы IX Международной научно-прак- тической конференции (Минск, 19–20 мая 2016 г.): в 2 т. Минск: БГЭУ, 2016. Т. 1.
29. Деменко О.Г., Гретченко А.А. Государственное регулирование инновационной деятельности в промышленности: пути развития на современном этапе // Вестник Алтайской науки. — 2015. — № 3–4. — С. 210–214
30. Маликов Д. Г. Формирование концепции оценки инвестиционной привлекательности муниципального образования на основе анализа существующей методической базы [Текст]/ Д. Г. Маликов // Научное сообщество студентов: материалы IX Междунар. студенч. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 мая 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 201–204. — ISBN 978-5-9908358-0-1.
31. Портнягин А.И. Особенности консультирования органов государственного управления//Вестник РГГУ № 10 (90) 2017 г. С.90-102
32. Тихомиров С.А. Инновационное направление регионального развития // Инновации.- 2016. - № 7.
33. http://mosreg.ru/dokumenty/statistika-i-otchety/statistika(дата обращения: 15.12.17).
34. http://msr.mosreg.ru/(дата обращения: 15.12.17).
35. http://sp.lifttothefuture.ru/uploads/priority/files/0c6c08c0fe794cdcd1a3eca58e88ccf328e6e770.pdf(дата обращения: 15.12.17).
36. https://i-podmoskovie.ru/php/podmoskovje/news/4154-naselenie-podmoskovya-mozhet-uvelichitsya-na-dva-milliona-chelovek.html(дата обращения: 15.12.17).
37. www.mosoblduma.ru/upload/site1/document_file/gqEnPUmGun.pdf(дата обращения: 15.12.17).
[1] Региональная экономика : учебник / под ред. В. И. Видяпина и М. В. Степанова. — М. : ИНФРА-М, 2015. — С.77
[2] Тихомиров С.А. Инновационное направление регионального развития // Инновации.- 2016. - № 7. - С. 32
[3] Абалкин Л. Стратегия России: взгляд в завтрашний день (методологические размышления) / Л. Абалкин // Экономист.—2014.— №7.
[4] Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф.— М. : Экономика, 2017. — 519 с.
[5] Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / К. Боумэн. — [пер. с англ.] / под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой.— М. : ЮНИТИ, 2017. —175 с.
[6] Виханский О. С. Стратегическое управление : учебник / О. С. Виханский. — М. : Экономистъ, 2016.—293 с.
[7] Гапоненко А. Л. Стратегическое управление / А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. — М. : Омега-Л, 2016 г. — 464 с.
[8]Гольдштейн Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент : учеб. пособ. / Г. Я. Гольдштейн. — Таганрог: ТРТУ, 2014. — 267 с.
[9] Минцберг Г. Стратегический процесс / Г. Минцберг, Дж. Б. Куинн, С. Гошал. — СПб. : «Питер», 2015.—688 с.
[10] Томпсон А. А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуациидля анализа = StrategicManagement: ConceptsandCases / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд.— М. : «Вильямс», 2017. — 328 с.
[11] Региональная экономика : учебник / под ред. В. И. Видяпина и М. В. Степанова. — М. : ИНФРА-М, 2015. — 666 с.
[12]Рохчин В.Е. Стратегическое планирование развития регионов России: методология, организация. - СПб.: Наука, 2015.
[13] Портнягин А.И. Особенности консультирования органов государственного управления//Вестник РГГУ № 10 (90) 2017 г. С.90-102
[14] По данным Министерства экономики Московской области
[15] По данным Министерства экономики Московской области
[16] По данным Министерства экономики Московской области
[17] По данным Министерства экономики Московской области
[18] По данным Министерства экономики Московской области
[19] По данным Министерства экономики Московской области