Сущность и задачи управления социально-экономическим развитием на региональном уровне
В современных условиях хозяйствования стратегическое управление приобретает особое значение для обеспечения эффективного управления развитием регионов. Однако неопределенность некоторых вопросов, связанных с организацией этого процесса, обуславливает потребность в дальнейших разработках в этом направлении. Учитывая сказанное выше, цель заключается в исследовании проблемы стратегического планирования развития регионов. Для этого необходимо решить следующие задачи:[1]
- определить сущность стратегического планирования развития регионов в теории и на практике;
- доказать важную роль стратегии в обеспечении устойчивого развития регионов;
- сформулировать алгоритм стратегического планирования развития регионов.
Понятие стратегического управления появилось еще в середине 50-х годов в США, в период, когда большинство отраслей американской промышленности находилась в стадии кризиса. По мнению ведущих американских ученых, это был кризис экономической мысли, когда стремительные изменения в материальной сфере жизни общества, системе производства и распределения благ значительно опережали развитие методов управления и национальном уровне и на уровне отдельных хозяйственных структур. Как ответ на требования времени была выдвинута и систематизированная теория стратегического управления и планирования. Однако и она не стала окончательной. Подход к осмыслению общей роли и места методов стратегического управления и планирования неоднократно менялся, пройдя в своем развитии несколько этапов.
Само понятие «стратегическое управление» было введено в оборот для того, чтобы выяснить различия между текущим управлением на уровне отдельных производственных задач и управлением, ориентированным на выявление и использование долгосрочных возможностей развития. Как ведущая идея, которая обусловила переход от оперативного управления к стратегическому, была выбрана идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на внешнюю среду, чтобы вовремя и соответствующим образом реагировать на изменения, которые происходят в нем.
«Стратегическое региональное управление ― это система мер государственного регулирования (управления) посредством стратегирования долгосрочного социально-экономического развития регионов, состоящая в определении стратегических целей и приоритетов, способов и средств их достижения и формировании основ механизма их реализации.»[2] Стратегическое управление в соответствии с Основами стратегического планирования в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 12 мая 2009г., осуществляется путем разработки концепций, доктрин, стратегий, программ – проектов (планов) устойчивого развития Российской Федерации с учетом задач обеспечения национальной безопасности.
Основу стратегического управления составляет комплекс стратегий: социальных, экономических, экологических и т.д. Такое многообразие стратегий является модификацией нескольких базовых стратегий, каждая из которых оказывается эффективной лишь в определенной ситуации. Именно поэтому важно рассматривать причины выбора отдельных вариантов.
Стратегия имеет несколько отличительных особенностей:
1. Процесс ее разработки не завершается каким-либо немедленным действием. В конце только устанавливаются общие направления.
2. Стратегия составляет базис разработки проектов. Ее роль заключается в том, чтобы помочь сосредоточить внимание на определенных участках и возможностях и отклонить все другие, несовместимые с ней.
3. Потребность в стратегии отпадает, когда реальный ход развития организации приводит к желаемым событиям.
4. В ходе формулирования стратегии нельзя предусмотреть все возможности, которые появляются при разработке проекта конкретных мероприятий, поэтому приходится пользоваться обобщенной, не всегда в полной и точной информацией.
5. Лишь когда в процессе поиска находятся конкретные альтернативы, появляется и более точная информация. Однако она может поставить под сомнение обоснованность первоначального стратегического выбора, поэтому успешное использование стратегии невозможно без обратной связи.
6. Для отбора проектов применяются и стратегии и ориентиры. Ориентир представляет собою цель, которой стремится достичь организация, а стратегия - средство достижения этой цели. Ориентиры - это более высокий уровень принятия решений. Стратегия же, оправдана при одном наборе ориентиров, не будет такой, если ориентиры организации изменятся.
7. Стратегия и ориентиры взаимозаменяемы и в отдельные моменты, и на разных уровнях организации.
В последнее время в России существенно повысилась самостоятельность регионов, территории несут все большую ответственность за результаты своего экономического развития. Социально-экономическое положение регионов определяется и объективными (макроэкономические условия, положения региона в общественном разделении труда, отраслевая структура, географическое положение, природные ресурсы), и субъективными факторами, а в первую очередь - методами регионального управления. В сложных условиях выхода из кризиса преимущество будут иметь те территории, которые используют эффективные методы и инструменты управления и имеют хорошо разработанную стратегию развития.
Современным проблемам стратегического управления посвящают свои труды такие известные ученые, как Л.И. Абалкин[3], И.Х. Ансофф[4], К. Боумен[5], А.С. Виханский[6], О.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин[7], Г.Я. Гольдштейн[8], О.Г. Гранберг, Д.С. Львов, Г. Минцберг[9], Дж. Пирс, Г. Робертсон, А. Дж. Стрикленд, А.А. Томпсон[10], К. Хаттен, Д. Шендел, Дж. Хиггенс и многих других. Сегодня существует несколько определений понятия «стратегическое управление». Так, Д. Шендел и К. Хаттен рассматривают его как «процесс определения связи организации с ее окружением, который заключается в реализации намеченных целей и попытках достигать желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, что позволяет эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям». По мнению Дж. Хиггенса, «стратегическое управление - это управление целью осуществления миссии организации через управление процессом взаимодействия организации с ее окружением». Дж. Пирс и Г. Робертсон определяют стратегическое управление как «набор решений и действий с формулирования и выполнения стратегий, которые разрабатывают для того, чтобы достигать целей организации». Г. Гольдштейн понимал под этим явлением «деятельность, направленную на достижение поставленных целей и задач организации, определенных на основе прогнозирования возможных изменений в окружающей среде и потенциала организации, путем координации и распределения ресурсов»[11].
Рисунок 1. Функциональные элементы и структура механизма реализации стратегии социально-экономического развития регионов[12]
Планирование стратегии предусматривает выполнение таких подфункций, как мониторинг состояния региональной системы, анализ и оценка данных, прогнозирования.
Составляющей стратегического плана развития регионов является план действий региона с реализации мероприятий. Процесс разработки стратегического плана социально-экономического развития регионов состоит из нескольких этапов:
1. Оценка достигнутого уровня и особенностей социально-экономического развития территории, проведение анализа ресурсной базы;
2. Формирование концепции развития экономики региона, выработка сценариев модернизации территориального хозяйства с целью адаптации последнего к новой системы межрегиональных связей и взаимоотношений;
3. Выбор и обоснование направлений развития регионов.
Исходным пунктом разработки концепции развития экономики региона является определение стратегических целей и отраслевых приоритетов. Следует помнить, что основная цель развития регионов заключается в решении проблемы обеспечения самодостаточности территории, а основным целевым ориентиром стратегического плана развития регионов является повышение уровня и качества жизни населения. Стратегия социально-экономического развития должна предусматривать:
- проведение целенаправленной структурной, научно-технической и инвестиционной политики;
- решение социальных и экологических проблем при реформировании экономики;
- стимулирование деловой активности реального сектора экономики.
Какая-либо стратегия основывается на общих принципах, на основе которых принимаются решения, предназначенные обеспечить координированное и благоустроенное достижения цели в долгосрочном периоде.
В этих условиях все более актуальным становится поиск новых путей стабилизации регионального развития и повышения конкурентоспособности территориального производства.