Детерминанты совокупного предложения

Наш анализ формы кривой совокупного предло­жения показал, что реальный объем производства увеличивается, когда экономика движется слева на­право по горизонтальному и промежуточному от­резкам совокупного предложения. Эти изменения объема производства являются результатом движе­ния вдоль кривой совокупного предложения, и их необходимо отличать от сдвигов самой кривой. Сушествующая кривая совокупного предложения ус­танавливает взаимосвязь уровня цен и реального объема производства при прочих равных условиях. Но когда одно или несколько из этих «прочих ус­ловий» изменяется, смещается сама кривая сово­купного предложения.

Смещение кривой от ASl к АБ2 на рис. 11-6 ука­зывает на увеличение совокупного предложения. В области промежуточного и вертикального отрез­ков происходит сдвиг кривой вправо, свидетельст­вующий о том, что весь предпринимательский сек­тор теперь будет производить больше продукции при любом возможном уровне цен. Увеличение совокуп­ного предложения на горизонтальном отрезке кри­вой можно рассматривать как снижение уровня цен на любом уровне производства (сдвиг кривой сово­купного предложения вниз). В дальнейшем мы бу­дем называть увеличение совокупного предложения сдвигом кривой «вправо». А смещение кривой от А$х к А8% — это сдвиг «влево», указывающий на сокра­щение совокупного предложения. Это означает, что теперь предпринимательский сектор будет произ­водить меньше продукции при любом уровне цен (или назначит более высокие цены на любой объем производства).

На рис. 11-6 приводятся «прочие условия», при изменении которых кривая совокупного предложе­ния смешается. Такие факторы называются детер­минантами совокупного предложения, потому что все они, вместе взятые, «определяют», или устанавли­вают, положение кривой совокупного предложения. Эти детерминанты имеют одну обшую черту: когда они меняются, то меняются и издержки производ­ства в расчете на единицу продукции при каждом уровне цен. Эти переменные также влияют на уро­вень прибылей, в результате чего производители вынуждены изменять свой коллективный выпуск при каждом уровне цен. Таким образом, при изменении одной из детерминант, приведенных на рис. 11-6, происходит смешение кривой совокупного предло­жения. Снижение издержек на единицу продукции под влиянием этих факторов смещает кривую сово­купного предложения вправо, а повышение издер­жек на единицу продукции смешает кривую сово­купного предложения влево. Когда издержки на еди­ницу продукции изменяются не вследствие изменений реального объема производства, а по другим причи­нам, все вместе фирмы изменяют объем своего произ­водства при каждом уровне цен.

Давайте подробно разберем изменения совокуп­ного предложения, которые приведены на рис. 11-6.

Цены на ресурсы. Цены на ресурсы - в отличие от цен на готовую продукцию, из которых складыва­ется обший уровень цен, — представляют собой важ­нейшую детерминанту совокупного предложения. При прочих равных условиях повышение цен на ре­сурсы приводит к увеличению издержек произвол-

AS3 AS^ AS2

Сокращение совокупного

предложения

Увеличение

совокупного

предложения

О

Детерминанты совокупного предложения; факторы, смещающие кривую

совокупного предложения

1. Изменения цен на ресурсы

а, Доступность внутренних ресурсов а, - земля

а2 - труд

а3 ~- капитал

а4 - предпринимательская способность

б, Цены на импортные ресурсы

в, Господство на рынке

2. Изменения инвестиционных расходов

3. Изменения правовых норм

а. Налоги на бизнес и субсидии

б, Государственное регулирование

Реальный внутренний продукт, ВВП

Рисунок 11-6.Изменения совокупного предложения

Изменение одной или нескольких детерминант совокупного предложения приводит к изменениям совокупного предложения Увеличение совокупного предложения представлено смещением кривой AS вправо от AS, к AS2\ сокращение совокупного предло­жения - смещением кривой AS влево от AS, к AS3.

ства на единицу продукции и тем самым к сокра­щению совокупного предложения. Снижение иен на ресурсы дает противоположный результат. Цены на ресурсы зависят от ряда факторов.

Доступность внутренних ресурсов. Рост предло­жения внутренних ресурсов снижает иены на них, а следовательно, и издержки производства на единицу продукции; в результате — кривая совокупного пред­ложения смещается вправо. На каждом конкретном уровне иен вес компании вместе будут производить и предлагать для продажи больше реального продук­та, чем раньше. И наоборот, уменьшение предложе­ния ресурсов приведет к росту иен на них и смеше­нию кривой совокупного предложения влево.

Каким образом большая или меньшая доступ­ность таких ресурсов, как земля, рабочая сила, ка­питал и предпринимательская способность, может воздействовать на кривую совокупного предложе­ния и смещать ее? Попробуем разобраться в этом вопросе на нескольких примерах.

1. Земля. Доступных для использования земель­ных ресурсов может стать больше благодаря откры­тию новых месторождений полезных ископаемых, орошению, техническим новшествам, которые поз­воляют нам превратить то, что прежде не было «ре­сурсом», в иенные факторы производства. Увеличе­ние предложения земельных ресурсов приводит к сокращению затрат (иены) на землю и тем самым к снижению издержек производства на единицу про-

дукции. Например, вполне обоснованно ожидать, что недавнее открытие широко доступных матери­алов, которые при низких температурах обладают сверхпроводимостью, позволит снизить производ­ственные издержки на единицу продукции, так как использование подобных материалов сокращает по­тери при передаче электроэнергии. Вследствие это­го пена на электроэнергию падает, что способствует росту совокупного предложения.

Можно также привести два примера, свидетель­ствующих об уменьшении доступности земельных ресурсов: 1) широко распространенное во многих странах истощение подземных вод из-за ирригации; 2) уничтожение верхнего слоя почвы в результате интенсивного земледелия. В конечном счете каж­дый из этих факторов может поднять иены на ре­сурсы и тем самым сместить кривую совокупного предложения влево.

2, Труд. Около 75% производственных издержек предпринимательского сектора составляет заработ­ная плата рабочим и служащим. Следовательно, при прочих равных условиях изменения размера зара­ботной платы оказывают существенное влияние на величину издержек на единицу продукции и поло­жение кривой совокупного предложения. Увеличе­ние численности доступных трудовых ресурсов при­водит к снижению иены на рабочую силу, а умень­шение их численности — к повышению этой цены. Можно привести несколько примеров. Так, приток женщин в состав рабочей силы США в последние два десятилетия приостановил рост заработной пла­ты и тем самым способствовал увеличению сово­купного предложения. Эмиграция трудоспособного населения из-за границы на протяжении всей исто­рии Америки также увеличивала численность дос­тупных трудовых ресурсов в США и снижала их сто­имость.

И наоборот, крупные людские потери Соеди­ненных Штатов во время второй мировой войны привели к значительному сокращению трудовых ре­сурсов в послевоенные годы и тем самым к увели­чению издержек производства на единицу продук­ции. В настоящее время эпидемия СПИДа грозит стране уменьшением предложения рабочей силы и, следовательно, сокращением совокупного предло­жения реального продукта.

3. Капитал, Совокупное предложение обычно возрастает, когда общество наращивает запасы ка­питала. Накопление капитала происходит в том случае, если общество откладывает большую часть своего дохода в качестве сбережений и затем на­правляет эти сбережения на покупку инвестицион­ных товаров. Улучшение качества капитала в не меньшей степени способствует снижению издержек производства и увеличению совокупного предложе­ния. Так, со временем фирмы избавляются от низ­кокачественного оборудования и заменяют его но­вым, более совершенным.

И наоборот, совокупное предложение сокраща­ется, если уменьшается объем и ухудшается качест­во накопленного капитала страны. Например, в раз­гар Великой депрессии 30-х годов состав капитала и США заметно ухудшился, поскольку новых заку­пок было недостаточно для возмещения обычного текущего износа и полного выбытия устаревших предприятий и оборудования. Кривая совокупного предложения стала нисходящей.

4. Предпринимательская способность. Наконец, отметим, что количество предприимчивых людей в экономике с течением времени изменяется, и по­этому кривая совокупного предложения смещает­ся. Например, под воздействием средств массовой информации, которые в последнее время усиленно привлекают внимание к таким персонам, как Тед Тернер {Ted Tamer) или Билл Гейтс (Bill Gates), то есть к тем, кто нажил состояние и достиг больших успехов благодаря своей предприимчивости, число людей, проникнутых духом предпринимательства, вполне возможно, существенно возрастет. И если это случится, то кривая совокупного предложения может сместиться вправо.

Цены на импортные ресурсы. Точно так же как спрос на американские товары со стороны иност­ранцев вливается в совокупный спрос США, им­порт ресурсов из-за рубежа вносит свой вклад в совокупное предложение Соединенных Штатов.

Ресурсы, независимо от того, внутренние они или импортные, увеличивают производственные воз­можности экономики, В общем, снижение цен на импортные ресурсы обычно способствует увеличе­нию совокупного предложения внутри страны; рост цен на эти ресурсы сокращает совокупное предло­жение.

Колебания валютных курсов меняют цены на импортные ресурсы. Предположим, что цена ино­странной валюты в долларовом выражении упала, то есть стоимость доллара повысилась, благодаря чему у американских фирм появилась возможность получать больше иностранной валюты за каждый американский доллар. Это означает, что для амери­канских производителей цена на импортные ресур­сы, выраженная в долларах, понизилась. В этих ус­ловиях следует ожидать увеличения импорта зару­бежных ресурсов со стороны американских фирм и снижения производственных издержек на единицу продукции на любом уровне производства. Такое снижение издержек на единицу продукции смеща­ет кривую совокупного предложения в США впра­во.

И наоборот, в случае увеличения долларовой цены на иностранную валюту, то есть в случае обес­ценения доллара, цены на импортные ресурсы по­высятся. В результате этого американский импорт ресурсов сократится, издержки на единицу продук­ции взлетят вверх и кривая совокупного предложе­ния сместится влево.

Господство на рынке. Ослабление или усиление господства на рынке, или рыночной монополии, которой обладают поставщики ресурсов, также мо­жет влиять на цены на ресурсы и совокупное пред­ложение. Господство на рынке — это возможность устанавливать цены выше конкурентных. Убедитель­ными примерами могут служить возникновение и крах рыночной монополии стран ОПЕК в течение последних 30 лет. Десятикратный рост цен на нефть, которого сумели добиться страны ОПЕК в 70-х го­дах, затронул и американскую экономику, взвинтил издержки производства на единицу продукции и сдвинул кривую совокупного предложения в США влево. Но последующее существенное ослабле­ние господства на рынке стран ОПЕК в середи­не 80-х годов повлекло за собой снижение издер­жек производства и транспортировки продукции и, как прямое следствие, увеличение американского совокупного предложения.

Изменение положения профсоюзов тоже может повлиять на кривую совокупного предложения. Некоторые обозреватели считают, что заметное уси­ление влияния профсоюзов в 70-х годах вызвало повышение зарплаты членов профсоюза и увеличи­ло разрыв в заработках рабочих, входящих и не вхо­дящих в профсоюз. Это повышение зарплаты впол­не могло увеличить издержки производства на единицу продукции и привести к смещению совокуп­ного предложения влево. А в 80-х годах влияние профсоюзов в значительной степени ослабло. По­этому во многих отраслях цена труда членов проф­союза упала, вызвав уменьшение издержек на еди­ницу продукции. В результате этого совокупное предложение увеличилось.

Производительность. Производительность - это отношение реального объема национального про­изводства к количеству использованных в нем ре­сурсов. Другими словами, производительность — это показатель среднего реатьного объема производства, или реальный объем производства в расчете на еди­ницу затрат:

Производительность

Реальный объем

производства

Совокупные затраты

Более высокая производительность означает, что из имеющегося объема ресурсов (затрат) экономи­ка способна получить больший объем реального продукта.

Каким образом рост производительности влияет на кривую совокупного предложения? Прежде все­го необходимо выяснить, как меняются производ­ственные издержки на единицу продукции в резуль­тате изменений производительности. Предположим, что реальный продукт состоит из 10 единиц, коли­чество ресурсов, необходимых для производства такого объема продукта, составляет 5 единиц, а пена каждой единицы ресурсов равна 2 дол. Текла:

Производительность

Реальный объем

производства

Совокупные затраты

о-

Издержки

производства на единицу

продукции

Совокупные

издержки производства

Количество

единиц продукции

2 дол. х 5 10

- I дол

Заметьте, что мы получим полные затраты путем умножения издержек на единицу на число исполь­зованных единиц.

Теперь предположим, что производительность возросла настолько, что выпуск продукции вырос до 20 единиц, а иена и количество ресурсов оста­лись неизменными, а именно составляют 2 дол. и 5 единиц. Следует применить наши уравнения и подтвердить, что производительность возросла с 2 до 4 единиц, а единичные издержки снизились с 1 до 0,50 дол. Это означает, что удвоение произво­дительности повлекло за собой двукратное сниже­ние издержек на единицу продукции.

Повышение производительности, означающее со­кращение издержек на единицу продукции, смещает кривую совокупного предложения вправо; и наоборот, снижение производительности, которое выражается в росте издержек на единицу продукции, смещает кривую совокупного предложения влево.

В главе 18 мы увидим, что рост производитель­ности является основным фактором, объясняющим долгосрочное увеличение совокупного предложения в Соединенных Штатах и соответствующий рост ре­ального ВВП. Благодаря использованию большего количества механизмов и оборудования в расчете на одного рабочего, совершенствованию производ­ственных технологий, появлению более подготов­ленной и квалифицированной рабочей силы, внед­рению более эффективных организационных форм бизнеса, производительность растет, совокупное предложение увеличивается.

Организационно-правовые нормы. Изменение орга­низационно-правовых норм, на основе которых действует весь предпринимательский сектор, может изменить величину издержек на единицу продук­ции и сместить кривую совокупного предложения. Такие изменения можно разделить на две катего­рии: 1) изменение налогов и субсидий; 2) измене­ние масштабов регулирования.

Налоги и субсидии. Повышение налогов на биз­нес, таких, как налог с оборота, акциз, налог на заработную плату, увеличивает издержки на едини­цу продукции и сокращает совокупное предложе­ние в не меньшей степени, чем рост заработной платы. Например, увеличение взносов в систему социального обеспечения (налога на заработную плату, взимаемого с нанимателей) повышает произ­водственные издержки и сокращает совокупное предложение.

Субсидии бизнесу, то есть прямые правительст­венные платежи фирме или налоговые льготы, в свою очередь, уменьшают издержки производства и увеличивают совокупное предложение. Например, в 70-х годах правительство субсидировало произво­дителей электроэнергии, использующих альтерна­тивные источники, такие, как ветер, сланцы или солнечная энергия. Цель этого состояла в том, что­бы сократить издержки производства и способство­вать развитию источников энергии, которые могли бы заменить нефть и природный газ. В той степе­ни, в какой эти субсидии достигли цели, кривая со­вокупного предложения сместилась вправо.

Государственное регулирование. В большинстве случаев государственное регулирование дорого об­ходится бизнесу. Исполнение правительственных предписаний увеличивает издержки производства на единицу продукции и сдвигает кривую совокупного предложения влево. Сторонники дерегулирования экономики исходя из интересов предложения яростно доказывают, что, способствуя повышению эф­фективности и уменьшая объем канцелярской ра­боты, присущей масштабному регулированию, де­регулирование снизит производственные издержки на единицу продукции. При этом кривая совокуп­ного предложения сместится вправо. И наоборот, усиление регулирования приведет к повышению издержек производства и сокращению совокупного предложения.

♦ Кривая совокупного предложения состоит из трех отдельных отрезков: горизонтального, восходя­щего промежуточного и вертикального.

♦ На промежуточном отрезке издержки произ­водства на единицу продукции, а следовательно, и уровень цен повышаются по мере приближения про­изводства к уровню полной занятости (или превыше­ния этого уровня).

♦ Изменение издержек производства на единицу продукции под воздействием определенных факто­ров (рис. 11-6), помимо изменений объема произ­водства, приводит к смещению кривой совокупного предложения.

4-Увеличение совокупного предложения приводит к сдвигу кривой вправо, а сокращение - влево.

РАВНОВЕСИЕ: РЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА И УРОВЕНЬ ЦЕН

В главе 3 мы видели, что пересечение кривых спро­са на данный продукт и его предложения определя­ет равновесную цену и равновесный объем произ­водства. То же демонстрируют рис. 11-7 (Ключевой график): пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный реальный объем внутрен­него продукта.

На рис. 11 -7а, где кривая совокупного спроса пересекает кривую совокупного предложения на ее промежуточном отрезке, равновесный уровень цен и равновесный реальный объем производства обозна­чены Ре и Qe соответственно. Для того чтобы пока­зать, почему Ре представляет собой равновесную цену, a Qe — равновесный реальный объем производства, предположим, что уровень цен соответствует точ­ке Р,, а не Ре, Кривая совокупного предложения по­казывает, что уровень цен Р{ побуждает фирмы про­изводить реальный продукт в объеме не свыше Qx. А какой объем реального продукта готовы приобрес­ти внутренние потребители, фирмы и правительство, а также иностранные покупатели при уровне иен Р{! Кривая совокупного спроса показывает, что этот объем равен Q2. Конкуренция среди покупателей, которым при таком уровне спроса доступен реаль­ный продукт в объеме лишь £),, взвинтит уровень пен до Ре.

Как показывают стрелки на рис. 11 -7а, повыше­ние уровня цен с Р, до Р0 заставит производителей увеличить объем производства с Qx до Qp, а потре­бителей — уменьшить объем своих покупок с Q2 до 0е. Когда реальные объемы произведенного и купленного продукта сравняются, как это проис­ходит на уровне Р в экономике наступит равно­весие.

На рис. 11-76 кривая совокупного спроса пере­секает кривую совокупного предложения на гори­зонтальном отрезке. В этом случае уровень цен не играет никакой роли в формировании равновес­ного реального объема производства. Чтобы по­нять, почему это происходит, сначала отметим, что на рис. 11-76 равновесная цена и равновесный ре­альный объем производства обозначены Ре и Q„ Если предпринимательский сектор произведет боль­ший объем продукта, например Q2, им не удастся полностью его продать. Совокупного спроса не хва­тит, чтобы скупить на рынке весь »roi объем про­дукта. Столкнувшись с нежелательными запасами товаров, фирмы сократят производство до равно­весного уровня Qt (что показано стрелкой, направ­лен по и влево), и рынок опустеет-

И наоборот, если фирмы произведут продукт в объеме лишь Qh их товарные запасы быстро ис­тощатся, потому что объем востребованного спроса Qe превысит объем производства. В ответ на это фирмы расширят производство, и объем произве­денного продукта увеличится до равновесного уров­ня, что показано стрелкой, направленной вправо: объем выпуска увеличится с Q{ до равновесного уровня Qe.

ИЗМЕНЕНИЯ РАВНОВЕСНОГО

состояния

Теперь давайте разберемся, как смещение кривых совокупного спроса и совокупного предложения влияет па реальный объем производства и уровень цен.

Смещение кривой совокупного спроса

Предположим, что домохозяйства, фирмы и прави­тельство решили увеличить свои расходы. Это вы­зовет смещение кривой совокупного спроса впра­во. В нашем перечне детерминант совокупного спроса (рис. 11-3) указаны некоторые возможные причины такого смещения. Например, потребите­ли стали более оптимистично оценивать будущую экономическую конъюнктуру. Эти радужные ожи­дания могут быть связаны с новыми технологпчес-

КЛЮЧЕВОЙ ГРАФИК

Детерминанты совокупного предложения - student2.ru

О От Qe 02

Реальный внутренний продукт, ВВП

а] Равновесие на промежуточном

отрезке кривой совокупного предложения

х

О) ZT

А X О)

M о

Р

е

Детерминанты совокупного предложения - student2.ru

Рисунок 11-7.

и о1 ое о2

Реальный внутренний продукт, ВВП

б] Равновесие на горизонтальном

отрезке кривой совокупного предложения

Равновесный уровень цен и равновесный реальный ВВП

Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения опре­деляет равновесный уровень цен и равно­весный реальный объем производства. На рис. а кривая совокупного спроса пере­секает кривую совокупного предложения на промежуточном отрезке, где возможно изменение уровня цен, что исключает пе­репроизводство или дефицит товаров; на рис. б кривая совокупного спроса пересе­кает кривую совокупного предложения на горизонтальном отрезке, где движение к равновесному реальному объему произ­водства не сопровождается изменением уровня цен.

Быстрый тест 11-7

L Кривая AD будет и исходя щей, поскольку:

а) с ростом ВВП сокращаются издержки на про­изводство единицы продукции;

б) действуют эффекты дохода и замещения;

в) изменение параметров детерминант кривой AD влияет на объем востребованного реального ВВП при каждом уровне цен;

г) снижение уровня цен дает толчок росту бо­гатства (или наличных доходов), росту процентной ставки и зарубежных закупок, что способствует ро­сту востребованного реального ВВП.

2. По мере движения кривой AS вверх на ее проме­жуточном участке:

а) затраты на производство единицы продук­та растут с ростом объема реального ВВП в направ­лении полной занятости и за пределы этого уровня;

б) действуют эффекты замещения и дохода;

в) изменения детерминант кривой Л£также вли­яют на объем реального ВВП, возникающего при каждом уровне цен;

г) рост уровня цен дает толчок эффекту роста богатства, процентных ставок и зарубежных заку­пок, что способствует росту востребованного объе­ма реального ВВП.

3. При уровне цен I*, на рис. а:

а) возникает избыток ВВП на величину Q2 за вычетом О,, что толкает цены вверх на уровень Р0:

б) возникает нехватка ВВП на величину Q2 за вычетом Qu что толкает цены вверх на уровень Ре;

в) совокупный объем востребованного реально­го ВВП превышает совокупный объем созданного реального ВВП;

г) экономика находится на грани «равновесной безработицы».

4. Предположим, что объем произведсшшого ВВП равен (2з> как на рис. б. Тогда мы ожидаем, что:

а) уровень цен опустится ниже Ре\

б) кривая AD сместится право до пересечения с кривой AS реального ВВП на уровне Q2;

в) уровень цен превысит Ре\

г) производственные запасы увеличатся, что зас­тавит компании сократить объем производства до Qc.

Ответы: *j -р '.д •£ tv £ -J I

кими достижениями в США, которые способны повысить конкурентоспособность американских товаров как на внутреннем, так и мировом рынке, а следовательно, и увеличить реальные доходы в бу­дущем. В результате потребители могут принять ре-щение тратить большую (сберегать меньшую) часть своих текущих доходов. Также и фирмы могут ожи-

дать, что будущая деловая конъюнктура даст воз­можность увеличить прибыли от нынешних инвес­тиций в новое оборудование. Поэтому для расши­рения производственных мощностей они увеличат свои инвестиционные расходы на приобретение нового оборудования и установок, связанных с но­вейшей технологией.

Реальный внутренний продукт, ВВП

в) Увеличение спроса на промежуточном

отрезке

Рисунок 11-8.Последствия увеличения совокупного спроса

Последствия увеличения совокупного спроса зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения оно происходит: а] увеличение совокупного спроса на горизонтальном отрезке приводит к увеличению реального объема производства, но не затра­гивает уровень цен; б] на вертикальном отрезке увеличение совокупного спроса приводит к повышению уровня цен, но реальный объем производства не может превысить уровень полной занятости; в) увеличение совокупного спроса на промежуточном отрезке приводит к увеличению как реального объема производства, так и уровня цен.

Как показано на рис. II-8, конкретные послед­ствия увеличения совокупного спроса зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного предложе­ния — горизонтальном, промежуточном или вер­тикальном — находится в данный момент эконо­мика.

На горизонтальном отрезке (рис. П-8а), для которого характерны высокий уровень безработи­цы и значительная недогрузка производственных мощностей, расширение совокупного спроса (от/Ш, до ADj) приведет к существенному увеличению ре­ального объема производства (от Qx до Q2) и заня­тости без повышения уровня цен (он останется на уровне Р{).

На вертикальном отрезке (рис. П-86), где тру­довые ресурсы и капитал используются полностью, увеличение совокупного спроса (от AD5 до АОв) ока­жет воздействие только на уровень цен, повысив его от Р5 до Р6. Реальный объем производства останется на уровне Qc.

На промежуточном отрезке (рис. И-8в) расши­рение совокупного спроса (от аЬъ до ADa) повлечет за собой и увеличение реального объема производ­ства (от 0Ъ до QA), и повышение уровня иен (от Л до Р4).

Повышение уровня иен, связанное с увеличени­ем совокупного спроса как на вертикальном, так и промежуточном отрезках кривой совокупного пред­ложения (рис. 11-86, в), приводит к инфляции спро­са. Это происходит, когда смещения кривой сово­купного спроса <<тянут за собой» вверх уровень иен. (Ключевой вопрос 4.)

Мультипликатор и изменения уровня цен3

Хорошенько подумав, мы поймем, что реальный ВВП на рис. II-8в не увеличивается в той же степени, как на рис. 11-8а, даже если совокупный спрос воз­растает на одинаковую величину. Рисунок II-9, на котором фактически совмещены рис. II-8а, б, по­казывает сдвиг кривой совокупного спроса от AD{ до AD2 по горизонтальному отрезку кривой сово­купного предложения. Иными словами, здесь пред­ставлена экономика в состоянии спада, страдающая от избытка незагруженных производственных мощ­ностей и высокого уровня безработицы. Предпри­нимательский сектор готов производить больший объем продукта при сложившемся уровне цен. Любое исходное изменение величины расходов и вызван­ное им изменение совокупного спроса, усиленное действием мультипликатора, воплотится в измене­нии реального ВВП и уровня занятости, и при этом уровень иен останется неизменным. На горизон­тальном отрезке кривой совокупного предложения мультипликатор действует «в полную силу».

Если же экономика находится на промежуточ­ном либо вертикальном отрезке кривой совокупного предложения, любое исходное изменение совокуп­ного спроса частично или полностью поглощается инфляцией и в силу этого не проявляется в увели­чении реального объема производства и занятости. На рис. П-9 сдвиг кривой совокупного спроса от

3 Преподаватели, не включившие в курс обучения главы 9 и 10, могут использовать этот раздел как удобный повод для введения понятий ПСП [МРС], ПСС [MPS], мультипликатор.

AD2 до AD} равнозначен сдвигу от AD\ до AD2. Но посмотрим, что происходит. Поскольку теперь мы на­ходимся на промежуточном отрезке кривой совокуп­ного предложения, увеличение совокупного спроса отчасти «съедает» инфляция по мере роста уровня цен от Рх до Р2. Реальный объем ВВП вырастает лишь до ВВП'. Если бы кривая совокупного предложения оставалась горизонтальной, то сдвиг от AD2 до AD-, вызвал бы рост реального объема производства до ВВП,. Но инфляция сдерживает действие мультипли­катора, ограничивая фактический рост производства точкой ВВП', то есть почти вдвое.

Из этого можно заключить, что при любом исход­ном увеличении совокупного спроса вызванное им уве­личение реального ВВП будет тем меньше, чем выше рост уровня цен. Повышение уровня псы ослабляет действие мультипликатора.

Проследите за увеличением совокупного спроса на вертикальном отрезке (соответствующем сдвигу от ЯД ДО AD%)4 и вы убедитесь, что это увеличение расходов полностью поглощается инфляцией. Муль­типликатор в этом случае равен нулю, так как ре­альный ВВП остается неизменным.

Инерционный эффект

А что будет, если совокупный спрос уменьшается] Наша модель предполагает, что па горизонтальном отрезке совокупного предложения объем реального ВВП уменьшается, а уровень цен остается неизмен-

Попный эффект мультиппикатора

AS

Реапьный внутренний продукт, ВВП

Рисунок 11-9. Инфляция и мультипликатор

Модель совокупного спроса и совокупного предложения по­казывает, как инфляция уменьшает эффект мультипликатора. При увеличении совокупного спроса от AD^ до AD? уровень цен остается неизменным и мультипликатор действует в полную силу, уровень выпуска растет с ВВП1 до ВВПг, Хотя совокупный спрос при сдвиге от ADP до AD3 увеличивается на такую же величину, это увеличение отчасти «сьедается» инфляцией (рос­том цен от Ру до Р2) и реальный обьем производства возрастает с ВВП2 лишь до ВВП1,

О

Q2 Я,

Q

Реальный внутренний продукт, ВВП

Рисунок 11-10, Инерционный эффект

При увеличении совокупного спроса от AD^ до AD2 равно­весное положение сместится из точки а в точку Ьг причем реальный обьем внутреннего продукта возрастет от Qy до Qc, а уровень цен - от Рл до Р3, Но поскольку цены понижаются очень «неохотно», уменьшение совокупного спроса от AD2 до АОу не возвратит экономику в исходное состояние равнове­сия в точке а, возникнет новая точка равновесия с, в которой цены останутся на уровне Р2, а реальный обьем производства упадет ниже своего первоначального уровня до Q2. Инерци­онный эффект храповика изменяет вид кривой совокупного предложения от P^abAS до P2cAS.

ным. На вертикальном отрезке цены падают, а ре­альный объем производства держится на уровне полной занятости. На промежуточном отрезке в нашей модели и реальный объем производства, и уровень цен уменьшаются.

Но есть один важный, осложняющий ситуацию фактор, который вызывает серьезные сомнения в достоверности наших предположений о последстви­ях сокращения совокупного спроса на вертикальном и промежуточном отрезках. Обратное движение со­вокупного спроса — от АОь до AD* на рис. П-86 и от ADA до ADy на рис. П-8в — может не восстано­вить первоначальное равновесие, по крайней мере за короткий период времени. Сложность состоит в том, что цены на многие товары — как на продук­ты, так и на ресурсы — быстро растут, но рост обна­руживается не сразу; цены становятся «нерешитель­ными», или негибкими, в направлении понижения. Некоторые экономисты называют это явление инер­ционным эффектом, или эффектом храповика (хра­повик — это механизм, который позволяет крутить колесо вперед, но не назад).

Графическая иллюстрация. Действие инерционно­го эффекта описывает рис. Н-Ю. Если совокупный спрос увеличивается от ADt до АОъ то экономика движется от равновесного состояния PXQX в точке а на горизонтальном отрезке к новому равновесному состоянию P2QC в точке b на вертикальном отрезке. Рост совокупного спроса способствовал росту уров­ня цен. Чем выше уровень цен, тем выше рост зара­ботной платы и стоимости других ресурсов, а это влечет за собой повышение затрат на производство единицы продукции при каждом уровне цен полу­ченного ВВП. Исходная кривая совокупного пред­ложения переместится из положения P{abAS в но­вое положение — P2cAS.

Но, однажды легко повысившись, цены на все продукты, цены на ресурсы и затраты на единицу продукции не смогут также легко снизиться. Если совокупный спрос будет двигаться в обратном на­правлении и уменьшится от AD2 до ADU экономика не возвратится в первоначальное состояние равно­весия в точке а. Скорее сохранится новый, более высокий уровень производственных затрат на единицу продукции, а это означает, что кривая со­вокупного предложения останется на прежнем ме­сте - PtcAS. Так, первоначальное увеличение сово­купного спроса и неэластичность цен в сторону понижения привели в действие инерционный эф­фект, сдвинувший горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения вверх от уровня цеп Рх до уровня Р2. Всякое последующее снижение сово­купного спроса (с AD2 до AD{) будет снижать реаль­ный объем производства (в нашем примере с Qe до Q2), но не будет снижать уровня иен.

Причины неэластичности снижения уровня ней. От­сутствие у цен гибкости при понижении объясняет­ся множеством взаимосвязанных причин.

1. Договоры о заработной плате. Зарплата часто проявляет неэластичность к снижению, по крайней мере в рамках некоторого временного периода. По­этому компаниям обычно бывает невыгодно снижать цены, если они не могут одновременно сократить уровень оплаты труда и таким образом снизить про­изводственные затраты па единицу продукции. Но почему заработная плата неэластична к снижению? Одна из причин состоит в том. что часть работников охвачена коллективными трудовыми соглашениями, в соответствии с которыми снижение зарплаты до истечения срока действия такого договора запреще­но. (Нередко подобные трудовые соглашения в ос­новных отраслях промышленности заключаются на три года.) А зарплата рабочих и служащих, не входя­щих в профсоюзы, обычно изменяется раз в год, а не поквартально или ежемесячно.

2. Моральный дух и производительность труда. Неэластичность заработной платы при снижении может даже усилиться, если предприниматели не захот<

Наши рекомендации