Понятие совокупного предложения (кейнсианская и классическая версии). Неценовые факторы совокупного предложения

Общее макроэкономическое равновесие. Эффект храповика.

Тема 11. Модель совокупных доходов и расходов

Совокупное потребление и совокупные сбережения.

Инвестиции.

11.3 Модель «доходы-расходы».

Мультипликатор совокупных расходов.

Дефляционный и инфляционный разрывы.

Тема 12. Финансовая система и фискальная политика

государства

12.1. Финансовая система: принципы построения и структура

12.2. Государственный бюджет: принципы построения, функции, формирование доходов и направление расходов.

Структура доходов и расходов государственного бюджета.

Дефицит бюджет и государственный долг.

Государственный долг его виды, последствия

Теория налогов. Налогообложение и его принципы. Классификация налогов. Кривая Лаффера.

12.5. Бюджетно-налоговая политика: сущность виды.

Тема 13. Денежный рынок. Денежно-кредитная система и

денежно-кредитная политика

Сущность и функции денег

13.2. Денежная система: понятие, структура, типы

Денежный рынок и его элементы

Кредитная и банковская системы. Банки и их виды

13.5. Денежно – кредитная политика. Типы денежно – кредитной политики

Тема 14. Макроэкономическое равновесие на товарном и

денежном рынках: модель IS-LM

14.1. Равновесие на реальном рынке. Построение линии IS.

14.2. Равновесие на денежном рынке. Построение линии LM.

14.3. Совместное равновесие на реальном и денежном рынках IS– LM.

14.4. Взаимодействие фискальной и денежно-кредитной политики. Использование модели IS– LM для анализа последствий стабилизационной политики.

Тема 15. Социальная политика государства

15.1. Социальная политика: понятие, цели, функции, принципы и направления.

Уровень жизни населения.

Качество жизни населения.

Доходы населения, распределение и перераспределение в рыночной экономике.

Проблема неравенства в распределении доходов и обеспечение социальной справедливости.

Тема 16. Экономический рост

Понятие и измерение экономического роста.

Факторы, источники и типы экономического роста

Модели экономического роста.

Государственное регулирование, проблемы и перспективы экономического роста

Раздел IV. Основы международной экономики

Тема 17. Современное мировое хозяйство и его структура

17.1. Понятие «мировое хозяйство». Субъекты мировой экономики и уровни их взаимодействия.

Международное разделение труда как основа формирования и развития мирового хозяйства.

Современные тенденции развития мирового хозяйства.

Тема 18. Формы международных экономических отношений. Платежный баланс страны и его структура

Международная торговля товарами и услугами. Технология как товар на мировом рынке.

Международные валютно-кредитные отношения.

Международная миграция рабочей силы.

Платежный баланс как обобщающий показатель внешнеэкономических связей страны.

предисловие

«Нравится это или нет, но основные проблемы современной политики действительно являются чисто экономическими и не могут быть поняты без знания экономической теории. Только человек, разбирающийся в основных вопросах экономической теории, в состоянии выработать независимое мнение по рассматриваемым проблемам»

Людвиг фон Мизес.

Стратегия развития экономики Республики Беларусь, произошедшие за последние годы изменения в социально-экономическом развитии страны обусловливают необходимость конкретизировать и придать большую значимость при совершенствовании образования гуманитарным наукам. На это ориентирует новое поколение образовательных стандартов, учебные планы, структурная тематика типовых программ, широко внедряемые инновационные образовательные технологии.

Видя свои задачи и цели по активному участию в педагогическом процессе, преподавателями кафедры подготовлен учебно-методический комплекс «Экономическая теория» для студентов не экономических специальностей. Особое внимание при подготовке комплекса уделено на тематическую структуру его, развитие и углубление социально-личностных компетенций у студентов, основанных на гуманитарных знаниях, развивающих социально-творческое начало в понимании и выполнении гражданских, профессиональных и личностных функций.

В современном быстроменяющимся мире экономическое образование направляется на усвоение не абстрактных теоретических истин, построение моделей, графиков, а на получение экономических знаний, необходимых для понимания основных закономерностей экономической организации и деятельности фирмы, компании, экономической системы страны, для овладения объективными экономическими законами, понятиями, категориями, которые отражают реальные экономические процессы и формируют аналитическое мышление, профессиональные навыки при выборе эффективного менеджмента.

Экономическое образование, как важнейший элемент социально-гуманитарного образования и составная часть общего мировоззрения, призвано на основе изучения достижений мировой экономической мысли формировать и развивать у студентов умение анализировать состояние и тенденции социального и экономического развития субъектов хозяйствования, отраслей, народного хозяйства, уметь выявлять специфику экономических отношений в Республике Беларусь, принимаемых социально-экономических программ и осуществления экономической политики.

В качестве учебного пособия выбран учебно-методический комплекс, как наиболее эффективная форма образовательной технологии. В основу структуры и содержания дисциплины положен принцип модульного подхода, который предполагает разбивку учебного материала на относительно самостоятельные учебные модули (разделы): 1. Введение в курс; 2. Основы микроэкономики; 3. Основы макроэкономики; 4. Основы международной экономики.

Авторами учебно-методического комплекса являются:

Бичанин В. В.(предисловие, темы 12,13,15);

Наши рекомендации