Понятие совокупного предложения (кейнсианская и классическая версии). Неценовые факторы совокупного предложения

Совокупное предложение (aggregate supply – AS) представляет собой стоимость того количества конечных товаров и услуг, которые предлагают на рынок (к продаже) все производители (частные фирмы и государственные предприятия). Как и при анализе совокупного спроса, речь идет не о фактическом объеме производства, а о той величине совокупного выпуска, которую все производители готовы(намерены) произвести и предложить к продаже на рынке при определенном уровне цен. Зависимость величины совокупного предложения (совокупного выпуска) от уровня цен в краткосрочном периоде прямая. Чем выше уровень цен, т. е. чем по более высоким ценам производители могут продать свою продукцию, тем величина совокупного предложения больше. Поэтому можно построить кривую совокупного предложения (кривую AS), каждая точка которой показывает величину совокупного предложения при каждом данном уровне цен. Таким образом, ценовые факторы (общий уровень цен) влияют навеличину совокупного предложения и объясняют движение вдоль кривой AS.

Что касается понятия совокупного предложения и факторов, которые оказывают на него влияние, то у представителей разных школ в макроэкономике не существует единства взглядов. Разногласия касаются трактовки вида кривой совокупного предложения. К решению этой проблемы выделяются два подхода: классический и кейнсианский.

 
Понятие совокупного предложения (кейнсианская и классическая версии). Неценовые факторы совокупного предложения - student2.ru

В краткосрочном периоде, согласно кейнсианскому подходу, кривая совокупного предложения (SRAS – short-run aggregate supply), если в экономике имеется большое количество незанятых ресурсов, имеетгоризонтальный вид. Это так называемый «крайний кейнсианский случай» (рис.10.2 (отрезок I)). Когда ресурсы не ограничены, цены на них не меняются, поэтому не меняются издержки, и нет предпосылок для изменения уровня цен на товары.

Однако в современных условиях экономика имеет инфляционный характер, рост цен на товары происходит не одновременно с ростом цен на ресурсы (как правило, имеет место запаздывание, т. е. временнойлаг, поэтому рост цен на ресурсы происходит непропорционально росту общего уровня цен) и все большее значение приобретают ожидания экономических агентов, то в макроэкономических моделях криваякраткосрочного совокупного предложения (SRAS) графически изображается как кривая, имеющая положительный наклон (рис.10.2 (отрезок II)).

Долгосрочная кривая совокупного предложения (LRAS – long-run aggregate supply) изображается как вертикальная кривая (классическая модель), поскольку в долгосрочном периоде рынки приходят во взаимное равновесие, цены на товары и цены на ресурсы изменяются пропорционально друг другу (они гибкие), меняются ожидания агентов, и экономика стремится к потенциальному объему производства (рис.10.2 (отрезок III)). При этом реальный объем выпуска не зависит от уровня цен и определяется производственным потенциалом страны, количеством имеющихся ресурсов. Объем производства при этом называется потенциальным (максимально возможным – Y*).

Поскольку при изменении уровня цен величина совокупного предложения не меняется, то ценовые факторы не оказывают влияния на величину совокупного предложения в долгосрочном периоде (движениевдоль вертикальной кривой долгосрочного совокупного предложения из точки А в точку В (рис.10.3(а)). При росте уровня цен от Р1 до Р2 величина выпуска остается на своем потенциальном уровне.

Неценовыми факторами, которые воздействуют на само совокупное предложение и сдвигают кривую AS, выступают все факторы, изменяющие издержки на единицу продукции. Если издержки растут, совокупное предложение сокращается, и кривая AS сдвигается влево-вверх. Если издержки снижаются, то совокупное предложение увеличивается, и кривая AS сдвигается вправо-вниз. Большинство неценовых факторов воздействуют на совокупное предложение в краткосрочном периоде, но некоторые факторы изменяют совокупное предложение в долгосрочном периоде.

К неценовым факторам совокупного предложения относятся:

· цены на ресурсы (Рресурсов). Чем цены на ресурсы выше, тем издержки больше, и тем совокупное предложение меньше. Основными компонентами издержек выступают: 1) цены на сырье и материалы, 2) ставка заработной платы (цена труда), 3) ставка процента (плата за капитал, т. е. цена аренды капитала). Таким образом, ставка процента является неценовым фактором и совокупного спроса, и совокупного предложения. Рост цен на ресурсы приводит к сдвигу кривой AS влево – вверх, а их снижение – к сдвигу кривой AS вправо-вниз. На величину цен на ресурсы оказывает влияние:

А) количество ресурсов, которыми располагает страна (количество труда, капитала, земли и предпринимательских способностей). Чем большими запасами ресурсов обладает страна, тем ниже цены на ресурсы.

Б) цены на импортные ресурсы. Поскольку ресурсы, особенно природные, распределены между странами неравномерно, то изменение цен на импортные ресурсы для ресурсоимпортирующей страны может оказать существенное влияние на совокупное предложение. Рост цен на импортные ресурсы увеличивает издержки, сокращая совокупное предложение. Кривая AS сдвигается влево-вверх.

В) степень монополизма на рынке ресурсов. Чем выше степень монополизации на ресурсных рынках, тем выше цены на ресурсы, а поэтому издержки, и тем, следовательно, меньше совокупное предложение.

· производительность ресурсов (t ). Под производительностью понимают отношение общего объема производства к затратам. Т. е. это величина, обратная издержкам на единицу продукции. Чем выше производительность ресурсов, тем меньше издержки и больше совокупное предложение. Рост производительности происходит, если: а) либо увеличивается объем выпуска при тех же затратах; б) либо при том же объема выпуска сокращаются затраты; в) либо происходит и то, и другое. Главной причиной роста производительности является научно-технический прогресс, обеспечивающий появление и использования в производстве новых, более совершенных и производительных технологий, более производительного оборудования, и требующий роста уровня квалификации и профессиональной подготовки рабочих. Поэтому этот фактор оказывает влияние на совокупное предложение не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде, приводя к сдвигу долгосрочной кривой AS и обеспечивая экономический рост. Технологии (t) (технологический прогресс) влияют и на совокупный спрос, и на совокупное предложение.

· налоги на бизнес (Tx). Фирмы рассматривают налоги на предпринимательство (особенно косвенные) как часть издержек, поэтому рост налогов на бизнес ведет к сокращению совокупного предложения. (Вспомним, что изменение налогов на бизнес является также неценовым фактором совокупного спроса). Изменение же налогов, например, на заработную плату, оказывая влияние на совокупный спрос, непосредственно не воздействует на совокупное предложение, поскольку не меняет издержки фирмы.

· трансферты (субсидии) фирмам (Tr). Трансферты фирмам, можно рассматривать как антиналоги. Их воздействие на совокупное предложение положительное.

· государственное регулирование экономики (Gmanagement).Степень государственного регулирования экономики в экономику также оказывает серьезное воздействие на совокупное предложение. Чем в большей степени государство вмешивается в экономику, чем большее число регулирующих экономику учреждений и организаций оно создает, тем больше бремя содержания государственного аппарата, и, следовательно, тем больше средств уходит из производственного сектора экономики, что ведет к сокращению совокупного предложения.

Функцию совокупного предложения можно записать:

AS = AS (Р, Рресурсов,t, Тх, Тr, Gmanagement)

+ – + – + –

Наши рекомендации