Формы и методы обучения и воспитания
Макроэкономика
Учебная программа для специальности:
( рабочий вариант)
1250104 «Финансы и кредит», 1250107 «Экономика и управление на предприятии», 1250110 «Коммерческая деятельность»
Факультет экономики и управления
Кафедра коммерческой деятельности и международных экономических отношений
Курс (курсы) ___1, 2_____________________________________________________
Семестр (семестры) __2, 3_______________________________________________
Лекции ___10________ Экзамен ______3______
(количество часов) (семестр)
Практические (семинарские)
занятия ___10 ______ Зачёт ___-___________
(количество часов) (семестр)
Лабораторные
занятия _____-____ Курсовой проект (работа) __3___
(количество часов) (семестр)
Всего аудиторных часов Форма получения
по дисциплине ___20______ высшего образования заочная (сокращенная)
Составила Т.В.Морская
Г.
Учебная программа (рабочий вариант) составлена на основе
Типовой программы по курсу “Макроэкономика”, утвержденной Министерством образования РБ 8.06.2005 г. (№ТД-Е.020/тип)
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры коммерческой деятельности и международных экономических отношений
«____»_____________200__г., протокол N°__
Заведующий кафедрой
____________________ _А.Л.Белоусов____
(И.О.Фамилия)
Одобрена и рекомендована к утверждению на заседании Методической комиссии по специальности (ям) ________________________________________
«____»_____________200__г., протокол N°__
Председатель
___________________ _________________
(И.О.Фамилия)
Одобрена и рекомендована к утверждению на заседании Совета факультета экономики и управления
«____»_____________200__г., протокол N°__
Учёный секретарь
____________________ _________________
(И.О.Фамилия)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Цели и задачи учебной дисциплины
· сформировать у студентов современный стиль экономического мышления;
· углубить представления о фундаментальных основах и важнейших механизмах функционирования национальной экономики в целом;
· позволить будущим специалистам принимать наиболее эффективные управленческие решения с учетом осуществляемой в стране макроэкономической политики.
Формы и методы обучения и воспитания
Среди основных форм обучения дисциплине «Макроэкономика» следует выделить чтение лекций, проведение практических занятий, проведение индивидуальных консультаций, выполнение студентами курсовой работы по предмету. Итоговой формой контроля знаний студентов выступает сдача экзамена.
1.3. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
_В целях организации полноценной и эффективной самостоятельной работы студентов предусматривается ознакомление первокурсников с основам самостоятельной работы с учебной литературой, периодическими изданиями, а также методикой написания курсовой работы по предмету.
1.4. Требования к компетентности (согласно образовательного стандарта специальности)
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
– знать:
- основные законы (принципы) функционирования национальной экономики в целом;
- причины появления и последствия основных макроэкономических проблем (спады производства, безработица, инфляция, внешнеэкономическая несбалансированность);
- важнейшие факторы, определяющие величину национального дохода, занятость, уровень цен и возможность экономического роста страны;
– уметь:
- анализировать основные макроэкономические проблемы (циклические спады производства, безработица, инфляция, несбалансированность внешней торговли);
-формулировать суждения и выводы по макроэкономическим проблемам;
– овладеть навыками: по применению экономических понятий и категорий при анализе системы функционирования национальной экономики и возможность прогнозирования развития макроэкономических процессов.
Распределение общих и аудиторных часов по семестрам
2 семестр: лекции - 10 ч., практические занятия - 8 ч.;
3 семестр: практические занятия - 2 ч., курсовая работа, экзамен
.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
№ п/п | Наименование раздела, темы дисциплины | Содержание в соответствии с типовой учебной программой (учебной программой) |
1. | Введение в макроэкономику | Понятие макроэкономики. Особенности макроэкономического анализа. Микро- и макроэкономика. Основные макроэкономические проблемы и цели макроэкономического регулирования. Макроэкономическая политика. Макроэкономические модели. Экзогенные и эндогенные переменные. Реальные и номинальные величины. Потоки и запасы. Закрытая и открытая экономика. Основные агрегированные макроэкономические переменные. Роль ожиданий в экономике. Модель круговых потоков. Субъекты кругооборота. Рынки товаров, ресурсов финансовый рынок. Государственный сектор. Внешнеэкономический сектор. Основные макроэкономические тождества с учетом государственного и внешнеэкономического секторов. |
2. | Макроэкономическое равновесие в классической модели | Методологические основы классической теории. Товарный рынок в классической модели. Рынок труда в классической модели. Агрегированная производственная функция. Денежный рынок в классической модели. Количественная теория денег и общий уровень цен. Классическая модель в целом. Макроэкономическая роль государства. |
3. | Макроэкономическое равновесие на товарном рынке в модели совокупных доходов и расходов | Методологические основы кейнсианского подхода. Несоответствие инвестиционных планов и планов сбережений. Мотивы сбережений домашних хозяйств. Мотивы инвестиций фирм. Компоненты совокупного спроса в кейнсианской модели. Кейнсианская функция потребления. Автономное потребление. График функции потребления. Средняя и предельная склонность к портеблению. Функция сбережения. график функции сбережений. Средняя и предельная склонность к сбережению. Факторы, определяющие динамику потребления и сбережений. Альтернативные модели потребления. Инвестиции. Функция спроса на инвестиции. Структура инвестиционного спроса. Автономные инвестиции. Планируемые и фактические инвестиции. Факторы, определяющие объем инвестиций. Нестабильность инвестиций. Понятие мультипликатора инвестиций. Инвестиции и доход. Равновесный объем национального производтсва в кейнсианской модели. Фактические и планируемые расходы. Определение равновесного объема производства методом сопоставления совокупных расходов и доходов. Определение равновесного объема производства методом сопоставления инвестиций и сбережений. Мультипликатор автономных расходов. Парадокс бережливости. Равновесие и ВВП в условиях полной занятости. Рецессионный и инфляционный разрывы. Государство в кейнсианской модели. Взаимосвязь модели AD-AS и кейнсианской модели доходов и расходов. |
4. | Бюджетно-налоговая политика | Краткосрочные и долгосрочные цели БНП и ее инструменты. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика. Дискреционная фискальная политика. Недискреционная фискальная политика. Эффективность фискальной политики. Финансирование бюджетного дефицита. Внутренний и внешний государственный долг. Особенности бюджетно-налоговой политики РБ. |
5. | Денежно-кредитная политика | Понятие и цели ДКП. Создание банковской системой “новых денег”. Обязательные и избыточные резервы. Норма обязательных резервов и банковский мультипликатор. Денежная база. Денежный мультипликатор. Инструменты ДКП. Прямые и косвенные инструменты. Операции на открытом рынке. Регулирование учетной ставки процента. Манипулирование нормой обязательных резеровов. Передаточный механизм ДКП. Жесткая, мягкая и эластичная ДКП. Политика “дешевых” и “дорогих” денег. Эффективность ДКП. Особенности ДКП в РБ. |
6. | Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках: модель IS-LM | Кривая IS: равновесие на рынке товаров. Понятие кривой IS. Графический вывод кривой IS. Основные выводы по модели IS. Кривая LM: равновесие на денежном рынке (рынке финансовых активов) Понятие кривой LM. Графический вывод кривой LM. Основные выводы относительно кривой LM. Взаимодействие реального и денежного секторов экономики. Модель IS-LM. Взаимодействие фискальной и денежно-кредитной политики. Использование IS-LM модели для анализа последствий стабилизационной политики. Относительная эффективность фискальной и денежно-кредитной политики. Эффект вытеснения. Стимулирующий эффект. Ловушка ликвидности. Модель IS-LM как теория совокупного спроса: построение кривой совокупного спроса. |
7. | Совокупное предложение и кривая Филлипса | Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах. Взаимосвязь инфляции и безработцы. Кривые Филлипса. Основное уравение монетаризма. Стабильность скорости обращения денег в монетаристской модели. Адаптивные ожидания. Теория рациональных ожиданий. Долгосрочная кривая Филлипса в теории рациональных ожиданий. Экономика предложения и кривая Лаффера. Шоки совокупного предложения. Стагфляция. Стабилизационная политика. Особенности государственной политики занятости и антиинфляционной политики в РБ. |
8. | Экономический рост | Деловые циклы: полнятие, модели. Понятие, показатели и факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный экономический рост. Неокейнсианские модели экономического роста. Модель роста Е.Домара и ее основные положения. Модель экономического роста Р. Харрода и ее основные постулаты. Модель мультипликатора-акселератора. «Гарантированный», «естественный» и фактический темпы экономического роста. Объединенная модель Харрода-Домара. Ограниченность кейнсианских моделей экономического роста. Неоклассические теории экономического роста. Производственная функция Кобба-Дугласа и расчет факторов экономического роста. Модель Солоу. Предпосылки анализа в модели Р. Солоу. Устойчивый уровень капиталовооруженности. «Золотое правило» Фелпса. Устойчивый уровень капиталовооруженности при росте населения и при технологическом прогрессе. Институциональные теории экономического роста. проблемы и перспективы экономического роста в РБ. |
9. | Социальная политика государства | Социальная политика: содержание, направление, принципы, уровни. Уровень и качество жизни. Минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума. Доходы населения и проблемы их распределения. Факторы, опредлеяющие доходы населения. Номинальные и реальные доходы. Проблема неравенства в распределении доходов. Проблема бедности. Обеспечение социальной справедливости. Модели социальной политики. Государственная политика перераспределения доходов и ее направления. Механизм и основные направления социальной защиты. |
10. | Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая политика в открытой экономике | Основные взаимосвязи в открытой экономике. Платежный баланс и валютный курс. Взаимосвязь валютного курса с процентными ставками, темпами инфляции, уровнем выпуска. Фиксированные и плавающие валютные курсы. Понятие и модели внутреннего и внешнего равновесия. Адаптация открытой экономики к экзогенным шокам. Макроэкономическая политика в открытой экономике. Инструменты макроэкономической корректировки. Макроэкономическая политика при фиксированном валютном курсе. Макроэкономическая политика при плавающем валютном курсе. |
11. | Трансформационная экономика | Необходимость перехода к рыночной экономике. Понятие трансформационной экономики, ее основные черты и особенности. Концепции перехода к рыночной экономике и их реализация в отдельных странах. Белорусская модель социально-экономического развития. Основные направления рыночных преобразований. Реформирование отношений собственности, либерализаци экономики, структурная перестройка национальной экономики. Институциональные преобразования. Роль государства в трансформационной экономике. Антимонопольное регулировние. Трансформационный кризис и его особенности. Инфляция и антиинфляционная политика в трансформационной экономике. Политика макроэкономической стабилизации. Социальная политика в трансформационной экономике. |
ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ (ПРОЕКТУ)
3.1. Цель курсовой работы (проекта) по дисциплины
· закрепление, углубление и расширение теоретических знаний в области макроэкономики;
· овладение навыками самостоятельной исследовательской работы в области макроэкономического анализа;
· выработка умения формулировать суждения и выводы по макроэкономическим проблемам;
· выработка умения логически последовательно и доказательно излагать основные положения курсовой работы;
· подготовка к более сложной задаче – выполнению курсовой работы по специализации.
3.2. Примерная тематика курсовых работ (проектов)
1. Предмет, объект и методы исследования современной макроэкономики
2. Национальная экономика: цели функционирования и структура
3. Основные макроэкономические проблемы и результаты развития национальной экономики Республики Беларусь
4. Модели национальной экономики
5. Система национальных счетов
6. Совокупный спрос
7. Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах
8. Макроэкономическое равновесие в классической модели
9. Равновесие на товарном рынке в кейнсианской модели
10. Инвестиции
11. Инвестиции в основной капитал
12. Экономический цикл
13. Экономический рост и экономическое развитие
14. Модели экономического роста
15. Занятость населения и безработица
16. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса
17. Инфляция и антиинфляционная политика государства
18. Финансовая система и государственный бюджет
19. Дефицит государственного бюджета и государственный долг
20. Налоговая система и фискальная политика
21. Бюджетно-налоговая политика
22. Денежное обращение и национальная денежная система
23. Спрос и предложение денег
24. Теории спроса на деньги
25. Национальная банковская система
26. Денежно-кредитная политика
27. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках: модель IS-LM
28. Социальная политика государства
29. Формирование рыночной экономики
30. Проблемы развития предпринимательства в Республике Беларусь
31. Структурная трансформация переходной экономики
32. Экономическая роль государства в Республике Беларусь
33. Стабилизационная политика в национальной экономике
34. Система планирования и прогнозирования национальной экономики
35. Проблема экономической безопасности страны
36. Экономический потенциал Республики Беларусь
37. Отраслевая структура экономики Республики Беларусь
38. Динамика и структура внешней торговли Республики Беларусь
39. Макроэкономическая политика в открытой экономике
40. Макроэкономическое равновесие в открытой экономике
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
Номер раздела, темы, занятия | Название раздела,темы, занятия; перечень изучаемых вопросов | Количество аудиторных часов | Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.) | Литература | Формы контроля знаний | ||||
лекции | практические (семинарские) занятия | лабораторные занятия | управляемая самостоятельная работа студентов | ||||||
1. Введение в макроэкономику 1.1.Предмет макроэкономического анализа. 1.2. Методологические особенности макроэкономики. 1.3. Основные макроэкономические показатели 1.4. Национальная экономика: содержание и структура | [8-10] | [1, 2, 3, 8, 10, 13] | устный опрос | ||||||
2. Макроэкономическое равновесие в классической модели 2.1. Методологические основы классической теории. 2.2. Товарный рынок в классической модели. 2.3. Рынок труда в классической модели. 2.4. Денежный рынок в классической модели. Количественная теория денег и общий уровень цен. | [8-10] | [2, 10] | устный опрос | ||||||
3. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке в модели совокупных доходов и расходов 3.1. Методы определения равновесного уровня производства в кейнсианской модели 3.2. Модель автономного спроса и равновесный объем производства 3.3. Равновесное производство в модели с функцией потребления. Мультипликатор автономных расходов. 3.4 Кейнсианская модель с включение государственного сектора. Мультипликационные эффекты, индуцированные государством. | [8-10] | [1, 2, 10, 13] | устный опрос | ||||||
4. Бюджетно-налоговая политика 4.1. Бюджетно-налоговая политика и ее инструменты. 4.2. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. 4.3. Бюджетный дефицит и государственный долг. | [8-10] | [1, 3, 8, 9] | устный опрос | ||||||
5. Денежно-кредитная политика 5.1. Цели и задачи денежно-кредитной политики. 5.2. Инструменты денежно-кредитной политики 5.3. Виды денежно-кредитной политики. 5.4. Особенности денежно-кредитной политики в условиях Республики Беларусь | [8-10] | [1, 3, 8, 9] | устный опрос | ||||||
6. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках: модель IS-LM 6.1. Особенности модели IS-LM. 6.2. Кривая IS: равновесие на рынке товаров. 6.3. Кривая LM: равновесие на денежном рынке (рынке финансовых активов). 6.4. Равновесие на рынке товаров и денег. | - | - | [8-10] | [2, 3, 10] | |||||
7. Совокупное предложение и кривая Филлипса 7.1. Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах. 7.2. Взаимосвязь инфляциии и безработицы. Кривая Филлипса. 7.3. Экономика предложения и кривая Лаффера. 7.4. Государственная политика занятости и антиинфляционная политика. | - | - | [8-10] | [1, 8, 10, 12] | |||||
8. Экономический рост 8.1. Понятие и факторы экономического роста. 8.2. Экономический рост и экономическая теория предложения. 8.3. Модели экономического роста. | - | - | [8-10] | [3, 5, 13, 10] | |||||
9. Социальная политика государства 9.1. Цели и задачи социальной политики 9.2. Качество и уровень жизни населения. Основные показатели социального развития. 9.3. Система социальной защиты населения 9.4. Социальная политика в РБ | - | - | [8-10] | [3, 9] | |||||
10. Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая политика в открытой экономике 10.1. Основные взаимосвязи в открытой экономике. 10.2. Валютный курс, факторы его определяющие. Разновидности вавлютного курса. 10.3. Модели внутреннего и внешнего равновесия. 10.4. Макроэкономическая политика в открытой экономике при фиксированном и плавающем валютном курсе | - | - | [8-10] | [1, 2, 8, 9, 12, 13] | |||||
11. Трансформационная экономика 11.1. Трансформационная экономика: понятие, основные черты и особенности. 11.2. Основные направления рыночных преобразований. Роль государства в трансформационной экономике. 11.3. Белорусская модель социально-экономического развития. | - | - | [8-10] | [3, 9] | |||||
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Название дисциплины, с которой требуется согласование | Название кафедры | Предложения об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой учебной дисциплине | Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера протокола) 1 |
1.экономическая теория | Кафедра ЭУП | ||
2.микроэкономика | Кафедра ЭУП | ||
3. мировая экономика | Кафедра КД и МЭО | ||
1 При наличии предложений об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой учебной дисциплине
ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
на ____ / _____ учебный год
№ п/п | Дополнения и изменения | Основание |
Макроэкономика
Учебная программа для специальности:
( рабочий вариант)
1250104 «Финансы и кредит», 1250107 «Экономика и управление на предприятии», 1250110 «Коммерческая деятельность»
Факультет экономики и управления
Кафедра коммерческой деятельности и международных экономических отношений
Курс (курсы) ___1, 2_____________________________________________________
Семестр (семестры) __2, 3_______________________________________________
Лекции ___10________ Экзамен ______3______
(количество часов) (семестр)
Практические (семинарские)
занятия ___10 ______ Зачёт ___-___________
(количество часов) (семестр)
Лабораторные
занятия _____-____ Курсовой проект (работа) __3___
(количество часов) (семестр)
Всего аудиторных часов Форма получения
по дисциплине ___20______ высшего образования заочная (сокращенная)
Составила Т.В.Морская
Г.
Учебная программа (рабочий вариант) составлена на основе
Типовой программы по курсу “Макроэкономика”, утвержденной Министерством образования РБ 8.06.2005 г. (№ТД-Е.020/тип)
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры коммерческой деятельности и международных экономических отношений
«____»_____________200__г., протокол N°__
Заведующий кафедрой
____________________ _А.Л.Белоусов____
(И.О.Фамилия)
Одобрена и рекомендована к утверждению на заседании Методической комиссии по специальности (ям) ________________________________________
«____»_____________200__г., протокол N°__
Председатель
___________________ _________________
(И.О.Фамилия)
Одобрена и рекомендована к утверждению на заседании Совета факультета экономики и управления
«____»_____________200__г., протокол N°__
Учёный секретарь
____________________ _________________
(И.О.Фамилия)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Цели и задачи учебной дисциплины
· сформировать у студентов современный стиль экономического мышления;
· углубить представления о фундаментальных основах и важнейших механизмах функционирования национальной экономики в целом;
· позволить будущим специалистам принимать наиболее эффективные управленческие решения с учетом осуществляемой в стране макроэкономической политики.
Формы и методы обучения и воспитания
Среди основных форм обучения дисциплине «Макроэкономика» следует выделить чтение лекций, проведение практических занятий, проведение индивидуальных консультаций, выполнение студентами курсовой работы по предмету. Итоговой формой контроля знаний студентов выступает сдача экзамена.
1.3. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
_В целях организации полноценной и эффективной самостоятельной работы студентов предусматривается ознакомление первокурсников с основам самостоятельной работы с учебной литературой, периодическими изданиями, а также методикой написания курсовой работы по предмету.
1.4. Требования к компетентности (согласно образовательного стандарта специальности)
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
– знать:
- основные законы (принципы) функционирования национальной экономики в целом;
- причины появления и последствия основных макроэкономических проблем (спады производства, безработица, инфляция, внешнеэкономическая несбалансированность);
- важнейшие факторы, определяющие величину национального дохода, занятость, уровень цен и возможность экономического роста страны;
– уметь:
- анализировать основные макроэкономические проблемы (циклические спады производства, безработица, инфляция, несбалансированность внешней торговли);
-формулировать суждения и выводы по макроэкономическим проблемам;
– овладеть навыками: по применению экономических понятий и категорий при анализе системы функционирования национальной экономики и возможность прогнозирования развития макроэкономических процессов.