Принципы, формы и методы обучения и воспитания

Дети – это особая категория пешеходов и пассажиров к ним нельзя подходить с той же меркой , как ко взрослым, а потому дословная трактовка правил для них неприемлема .Нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной младшим школьникам дорожной лексике , требующей от них абстрактного мышления, затрудняет их обучение и воспитание. Для обучения школьников правилам дорожного движения реализуются следующие принципы:

v развивающего обучения,

v преемственности,

v последовательности,

v постепенности,

v доступности,

v наглядности,

v единства воспитания и обучения.

При обучении наиболее целесообразны следующие формы проведения занятий:

v традиционный урок в классе,

v интегрированный урок,

v урок-игра(игры-упражнения, сюжетно-ролевые игры и т. Д.)

v экскурсия

v самостоятельная работа с наглядными средствами обучения –плакатами, иллюстрациями в учебных рабочих тетрадях

v практические занятия на специально оборудованных для детей школьных автоплощадках, автодромах, автогородках, тренажерах.

Целесообразно использование устных методов изложения материала:

v рассказ,

v рассказ-объяснение,

v беседа,

v лекция.

При ведении учебных занятий я применяю все известные мне педагогические технологии и инновационные методы обучения. От моей инициативы и профессионального мастерства во многом зависит эффективность обучения правилам дорожного движения. Я как педагог должна знать их и уметь преломлять содержания правил, не искажая сути, на доступный и понятный детям язык, дозируя необходимую информацию в соответствии с возрастом учащихся. Особенность обучения правилам дорожного движения состоит в том, что в отличие от других учебных наук, учащиеся должны быть заинтересованы не столько получить хорошую оценку знаний, сколько научиться правильно и безопасно вести себя на улицах и дорогах.

Воспитание применительно к сфере дорожного движения - это формирование, развитие и совершенствование системы знаний, умений и, навыков ,взглядов, убеждений, качеств личности , устойчивых привычек правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и транспорте. Целью воспитания и обучения правилам дорожного движения является сохранение жизни и здоровья детей и подростков, приучение их к установленному порядку в области дорожного движения. (1)

Младшие школьники еще не вполне осознают , что такое вообще опасность. Потому их надо обучать безопасному поведению .Тогда у них сформируется умение прогнозировать опасность и ее последствия , способность правильно оценить свои возможности. Обучающимся необходимо прививать психологическую устойчивость к опасным ситуациям, дисциплинированность , осторожность, наблюдательность -личностные качества, которые помогут ему адаптироваться в дорожной среде.

Культура поведения детей на улице, дороге и транспорте во много зависит от ближайшего окружения и нравственной атмосферы в семье. Воспитание, как психолого – педагогическое воздействие направлено на обеспечение дорожной безопасности ребенка и должно осуществляться одновременно в семье и школе. Чтобы достичь положительных результатов в воспитании , необходимо учитывать педагогические закономерности.

Эффективность воспитания зависит от интенсивности обратных связей между педагогом обучающимся, величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на их поведение. Если педагог поддерживает правильные действия и вовремя устраняет ошибки, ребенок быстро научится безопасно вести себя на улицах и дорогах. Чтобы правила прочно усваивались , необходимо использовать в учебно-воспитательном процессе эмоции, разум и действие. Если ребенок равнодушен , пассивен, не переживает того , что хочет привить ему педагог, то и результатов не будет. Понимание и сознание безопасных действий надо проверять в реальных условиях. Возможности школьников не всегда совпадают с требованиями преподавателя. Бывает так , что, свободно владея знаниями правил , ребенок неловок и неуклюж при выполнении определенных элементарных действий.

Таким образом, закономерности отражают главные связи между условиями дорожной среды и результатами воспитания. В процессе обучения дети усваивают стереотипы безопасного поведения.

Организация воспитательного процесса и проведение учебных занятий по безопасности дорожного движения строится на основе принципов и методов воспитания. Принципы воспитания - это основа действенного решения воспитательных задач.

Принципы, формы и методы обучения и воспитания - student2.ru

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития, Так, у младших школьников недостаточно развито целостное восприятие дорожной среды и неустойчивое внимание. Реакция на резкие звуковые и световые сигналы бывает неадекватной. Неожиданное появление автомобиля далеко не всегда вызывает быструю двигательную реакцию, бывает и наоборот -приближение опасности порождает растерянность, беспомощность и заторможенность.

Увидев машину, ребенок не может определить, как быстро она приблизится к нему, Заметив один автомобиль, он не видит другой, Дети 7 лет замечают на дороге только то , что им известно, Если ребенок не знает особенностей движения транспорта, то ни как не реагирует на его появление.

На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся , изучения черт их характера, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине и культуре поведения в сфере дорожного движения.

При этом преподаватель в большей мере использует свой авторитет. Воспитание требует отношение к каждому ребенку, как к личности наделенной собственными чувствами, взглядами, мыслями и волей. Отношение к нему как к маленькому, постоянная и назойливая опека лишь тормозит его психическое развитие.

Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность их нервной системы позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д. При этом следует иметь в виду, что дети слабо ориентируются в дорожных условиях, поскольку неспособны в полной мере оценить изменения формы и положения движущегося автомобиля – скорость и расстояние до него. Кроме того у ребенка недостаточно развито боковое зрение. Поэтому воспитывая 7 летних детей, нельзя требовать от них осознанных и четких, безопасных действий на дороге. В этом ошибка стандартного подхода к ним, как к 10 летним. Даже хорошо зная правила перехода улиц и дорог и сигналы светофора, ребенок не может вполне безопасно вести себя, так как часто падает из-за несовершенства координации движений. Не рекомендуется приучать младших школьников самостоятельно переходить дороги с интенсивным движением и стоять посередине на осевой линии, где шаг назад или вперед может стоить жизни.

Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом и в процессе обучения и воспитания.

Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно - транспортного происшествия. Учащиеся должны знать какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде. Вместе с тем нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом. Внушая страх перед улицей и дорогой, можно вызвать обратную реакцию. Во- первых это искушение рискнуть, перебегая дорогу. Во – вторых , внушение страха может сделать ребенка неуверенным и беспомощным и обычная ситуация на дороге покажется ему опасной. И тогда он может растеряться и испугаться.

Преподаватель должен не только воспитывать детей, но и проводить профилактическую работу с родителями. То есть постоянно объяснять, что они обязаны сопровождать своих детей по улицам и дорогам с интенсивным движением транспорта. Даже хорошо зная правила, дети попадают в ДТП именно в силу возрастных и психофизиологических особенностей поведения.

Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляются стремление самостоятельно ходить в школу, гулять по улице. С одной стороны это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребенка, С другой - необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения. Важно иметь в виду, что у младших школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется , как правило, легкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлеченностью чем – либо, когда они находятся на дороге. С раннего детства, еще до школы ребенку необходимо разъяснять суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов, показывать, например. Что машина не может сразу остановиться перед пешеходом. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.

Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать , что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребенка на улице и дороге опасны и для него самого и для окружающих.

Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками , замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому преподаватель доложен воспитывать вместе со школьниками и их родителей. (1)

Методы воспитания - это способы психолого–педагогического воздействия на сознание , волю, чувства, поведение обучающих. Я в своей работе стараюсь применять следующие методы:

Принципы, формы и методы обучения и воспитания - student2.ru (3)

Наши рекомендации