Государство в процессе преодоления системного кризиса
Ни Россию, ни ее экономику уничтожить невозможно. Нынешнее смутное время — не первое в истории нашей страны. И всегда трудности преодолевались, народ оживал, и все шло своим чередом.
Как это ни странно звучит, но все экономические задачи — типовые. Как правило, они уже где-то когда-то решались. Наша национальная «особость» не распространяется столь далеко, чтобы и кризисные явления у нас были особыми, русскими.
Большинство экономистов высокого класса склоняются к тому, что единственным выходом из сложившейся ситуации является возврат государства в экономику в качестве активной экономической силы. Когда об этом говорят «провинциальные» российские экономисты, к их голосу можно не прислушиваться. Но давайте посмотрим, что по этому поводу писали признанные авторитеты. 1 июля 1996 г. «Независимая газета» опубликовала обращение 11 выдающихся экономистов, российских и американских, трое из которых — лауреаты Нобелевской премии. Позволим себе несколько обширных выписок: «Российское правительство должно играть значительно более важную роль при переходе к рыночной экономике. Политика невмешательства государства, являющаяся частью "шоковой терапии", не оправдала себя... Основной упор "шоковой терапии" был сделан на частный сектор, но сегодня внимание должно сместиться на государственный сектор, активную деятельность правительства по перестройке промышленности, учреждению рыночных институтов и созданию условий для конкуренции... Многие из текущих проблем российской экономики возникли прямо или косвенно из-за того, что государство не сыграло надлежащей роли в организации рыночных отношений... Серьезные правительственные меры должны быть приняты для предотвращения процесса криминализации экономики. Пользуясь невмешательством правительства, уголовные элементы заполняют вакуум... Таким образом произошел переход не к рыночной, а к криминализированной экономике... Государственные меры необходимы для преодоления депрессии... Стабилизация российской экономики, восполнение ее серьезных потерь не могут произойти сами по себе, для этого государство должно возродить потребительский спрос, увеличив пенсии и зарплаты, а также возвратив по крайней мере часть сбережений, потерянных в результате инфляции, которая снизила покупательную способность рубля. Государству предстоит также обеспечить создание производственного капитала, изъяв для этого инвестиции из непродуктивной сферы... Государство должно признать, что если и существует "секрет" рыночной экономики, то он состоит не в частной собственности, а в конкуренции. И, следовательно, на федеральном и местном уровнях оно должно способствовать созданию новых конкурирующих предприятий...»
К сожалению, призыв ученых с мировыми именами не был услышан. Экономика России пока не вышла на трассу посткризисного развития.
Как было бы хорошо, если бы все экономические проблемы можно было решать просто и быстро. В свое время К. Маркс предполагал, что противоречия капиталистической экономики будут разрешены, если уничтожить частную собственность. Нынешние реформаторы — «марксисты со знаком минус» — думали, что все сегодняшние задачи решатся с помощью введения частной собственности. Когда-то И. Сталин считал, что дело строительства социализма обеспечивается количеством огосударствленных средств производства. Нынешние сталинисты со знаком минус считают, что «строительство капитализма» обеспечивается количеством разгосударствленных средств производства. Россия остается страной традиций.
Когда-то выдающийся немецкий экономист Людвиг Эрхард, став министром экономики Западной Германии, задался целью обеспечить благосостояние граждан этой страны. При этом он имел в виду немцев не будущих поколений, а тех немцев, которые именно тогда, в конце 1940-х гг., жили в разбомбленной стране, проигравшей войну с Советским Союзом. Способом достижения этой цели он избрал формирование либерализированного рынка. Целью было благосостояние граждан, способом достижения цели — рынок. В России происходит все наоборот: у нас целью является рынок, а способом достижения этой цели — социальные жертвы. Пока это положение сохранится, трудно ожидать формирования развитой рыночной системы.
Рыночные преобразования пока не привели к высокому уровню благосостояния граждан, социальные результаты не могут удовлетворить основную массу населения страны. Но есть еще один вопрос, на который надо ответить: достаточны ли наши достижения для того, чтобы быть достойным членом сообщества развитых стран мира, на самом ли деле мы с полным основанием можем считать себя по крайней мере равноправным членом «большой восьмерки»? Нелегкие, болезненные вопросы. Во всяком случае, однозначных ответов пока нет. Но есть любопытные явления, показывающие, что «руководство» глобализирующегося мира нас, Россию, пока не считает составной частью «своей цивилизации». Западные страны считают, что Россию пока нельзя принять в ОЭСР из-за несоответствия критериям развитых стран мира. А конгресс США все еще отказывается отменить дискриминационную поправку Джексона—Вэника.
Собственно, претендовать на «товарищескую близость» с ведущими странами мира мы пока и не должны. ВВП на душу населения в России пока не превышает 24% от уровня США и приближается к 50% от уровня Португалии, самой бедной страны из всех богатых (стран ОЭСР). Сегодня многие наши ученые, публицисты и даже правительственные чиновники высказывают мнение о том, что хорошо бы к 2015 г. добиться показателей, характерных для Португалии. Что ж, было бы неплохо. Только вряд ли Португалия будет ждать нас.
Однако нельзя терять надежд на лучшую участь. Потенциальные возможности России отнюдь не исчерпаны.
Основные понятия
Хозяйственный расчет
Либерализация цен
Приватизация государственной собственности
Криминализированная экономика
Контрольные вопросы
1. Рыночные реформы происходят не только в России. Почему в странах Балтии, в Польше, Чехии, Словении, Китае, Вьетнаме удается то, чего не удается нам?
2. Можно ли назвать сегодняшнюю экономику России рыночной?
3. Покупательная способность граждан России растет с 2000 г.
4. Почему значительная часть населения не удовлетворена результатами рыночных реформ?