Рейтинг стран мира по количеству трудовых ресурсов
(по состоянию на начало 2011 г.).
Место в рейтинге | Страна | Трудовые ресурсы |
Весь Мир | 3,131,000,000 | |
Китай | 803,300,000 | |
Индия | 516,400,000 | |
Европейский Союз | 222,500,000 | |
США | 153,100,000 | |
Индонезия | 109,900,000 | |
Бразилия | 99,470,000 | |
Россия | 75,100,000 | |
Бангладеш | 69,400,000 | |
Япония | 66,690,000 | |
Нигерия | 50,130,000 | |
Пакистан | 49,180,000 | |
Вьетнам | 46,420,000 | |
Мексика | 44,710,000 | |
Германия | 43,510,000 | |
Таиланд | 36,900,000 | |
Филиппины | 36,220,000 | |
Соединенное Королевство | 30,870,000 | |
Бирма | 29,260,000 | |
Иран | 28,700,000 |
Уровень образования трудовых ресурсов
Одним из главных элементов качественных характеристик рабочей силы выступает уровень общего развития и специального образования, т.к. люди, а не машины являются движущей силой экономического роста (К. Маркс). Например, последние 40-50 лет ВВП США увеличивался ежегодно в среднем на 3,2%, 16% этого роста были достигнуты благодаря повышению образовательного уровня рабочей силы, 34% - в результате технических нововведений и «ноу-хау» (что тоже связано с образованием) и только 12% определялись ростом затрат на оборудование. Образование повышает производительность труда, что обеспечивает рост доходов. Как показали исследования увеличение обучения рабочей силы на 1 год может привести к 3%-ному увеличению ВВП.
Хотя развитые и с переходной экономикой страны уступают развивающимся государствам по численности трудовых ресурсов, они опережают последние по качеству рабочей силы − общеобразовательному уровню. Уровень образования трудоспособного населения России высокий: в основных рабочих возрастах (от 25 до 50 лет) в середине 1990-х гг. более 50% имели высшее, незаконченное высшее и среднее специальное образование.
В развивающихся странах качество трудовых ресурсов определяется не столько наличием высшего или среднего образования, сколько уровнем грамотности (умение писать, читать, считать). В этих странах высока доля неграмотных. Низкий уровень образования населения во многих развивающихся странах определяет низкую производительность труда, ведет к консервации устаревших форм хозяйствования, блокирует технический прогресс.
Получение общего и специального образования невозможно без грамотности. В начале 90-х годов в мире насчитывалось 948 млн. неграмотных (1970 − 90 млн.). 917 млн. приходится на страны «третьего мира», что составляет 1/3 всего взрослого населения. Более 55% неграмотных приходится на Индию (50% населения) и Китай (21% населения). По уровню неграмотности выделяются Южная Азия (63% женщин и 37% мужчин) и Тропическая Африка (53% женщин и 33% мужчин), а также арабские страны (56% и 32%). В Джибути и Буркина Фасо 80% населения неграмотно.
В промышленно развитых странах уровень грамотности высокий, но и здесь 31,5 млн. неграмотных взрослых, в основном в Южной Европе.
Эффективность использования рабочей силы в стране определяется показателями: уровень открытой безработицы; количество часов работы одного занятого в год и объемом производства на одного занятого. Уровень безработицы определяется как отношение числа лиц, имеющих статус безработного, к численности экономически активного населения. Второй показатель определяется отношением суммы часов отработанных всеми занятыми к числу занятых. Этот показатель в Южной Корее − 2447 часов, в Японии – 1815 ч., в США – 1845 ч., Великобритании − 1715, России − 1736ч. Сравнительно низкое значение этого показателя в России объясняется высокой скрытой безработицей (люди числятся занятыми, но работы нет). В 2010 году число безработных на планете достигло 186 млн. человек, или 7,8% всей мировой рабочей силы. В составе резервной армии труда – 108 млн. мужчин и 78 млн. женщин. Среди молодежи показатель безработицы более чем в два раза выше среднего – 14,4%.
Главным показателем, характеризующим эффективность использования рабочей силы является уровень производительности труда, определяемый как объем производства на одного занятого. Лидерами по этому показателю являются индустриальные страны мира: США (60, 7 тыс. долл.), Бельгия (54, 3 тыс. долл.), Ирландия и Франция (по 52 тыс. долл.). В России этот показатель составляет 16,9 тыс. долл., что составляет только 28% от показателя США и 40% от показателя Японии.
Отраслевая структура занятости
В развитых странах сдвиги в отраслевой структуре занятости происходят по трем направлениям.
1.Удельный вес населения, занятого в сельском и лесном хозяйстве, достиг, вероятно, минимального уровня и в 2000г. составлял %: Испания − 15;Япония − 10; Франция − 8;Германия − 5,6; Канада − 4,7; США − 3,1; Англия − 2,5.
2. Постепенно снижается доля занятых в промышленности и строительстве. В 2000 г. она составляла % : Франция − 32; США − 27,9; Канада − 26.
3. Продолжает расти доля занятых в сфере услуг. В 2000 г. она составила %: США − 59; Канада и Англия − 57; Франция − 52; Япония − 50; Италия − 44.
В отраслевой структуре занятости стран с переходной экономикой просматриваются следующие тенденции:
1) быстрый рост доли занятых в сфере услуг − с 37% до 48% (Россия);
2) сокращение доли занятых в промышленности и строительстве - с 42,3% до 37,9% (Россия);
3) сохранение довольно высокой доли занятых в сельском и лесном хозяйстве − 14,9% (Россия), 28% (Польша), 15% (Венгрия)
В развивающихся странах преобладающая часть занятого населения сосредоточена в сельском и лесном хозяйстве − 56% (Индонезия). Доля занятых в промышленности и строительстве невысока. Так, она составила в Египте и Пакистане − 20%, Индонезии − 13%.
В новых индустриальных странах доля занятых в сельском и лесном хозяйстве близка к показателям стран с переходной экономикой (Южная Корея − 18%, Бразилия − 25, Тайвань − 16%). В промышленности и строительстве в Южной Корее занято − 35%, в Бразилии − 23%.
Занятость работников сферы услуг возрастает абсолютно и относительно во всех группах стран. В сельском хозяйстве, промышленности и строительстве происходит относительное сокращение численности занятых, а нередко сокращается и абсолютная численность занятых в этих сферах. Работники из этих сфер перемещаются в сферу услуг. Увеличивается доля работников умственного труда (специалистов и служащих).
В США в результате структурной перестройки экономики из промышленности и сельского хозяйства ежегодно вытесняется от 1 до 2 млн. работников. Рабочая сила переходит в сферу услуг. В России также происходит перемещение работников из промышленности в сферу услуг. Относительная численность (доля) занятых в сельском хозяйстве России медленно сокращается.
Усложнение системы хозяйственных и социальных связей, увеличение информационных потоков, научно-технический прогресс вызвали рост спроса на работников со следующими качествами: а) способных работать с информацией (человек-знак); б) способных работать с людьми (человек-человек); в) способных работать с современной техникой (человек-техника); г) способных жить в гармонии с природой (человек-природа).
В связи с происходившими в 1990-е гг. изменениями в отраслевой структуре экономики России имели место значительные сдвиги в распределении занятого населения:
1) снизилась доля занятого населения в промышленности, строительстве, науке;
2) увеличилась доля занятого населения в торговле, общественном питании, кредитовании, финансах и страховании и др.;
3) в отраслях сферы услуг.
Выводы
В качестве основных ресурсных компонентов мирового хозяйства можно выделить природные ресурсы и человеческие ресурсы.
Природные ресурсы − это элементы природы, используемые в хозяйстве, являющиеся средствами существования человеческого общества: почвенный покров, полезные дикие растения, животные, полезные ископаемые, вода (для водоснабжения, орошения, промышленности, энергетики, транспорта), благоприятные климатические условия (главным образом, тепло и влага осадков), энергия ветра.
Природные ресурсы − пространственно - временная категория; их объем разный в различных районах земного шара и на разных стадиях социально-экономического развития общества.
Природные ресурсы распределены между странами неравномерно. Только 20 стран располагают более 5% мировых запасов какого-либо одного вида минерального ресурса. Лишь несколько стран мира (Россия, США, Канада, Китай, ЮАР и Австралия) обладают большинством его видов. В различных странах сложились различия между имеющимися минеральными ресурсами и объемами их потребления.
Под человеческими (трудовыми) ресурсамипонимают часть населения, которая достигла необходимого физического развития, умственных способностей и знаний для работы в народном хозяйстве. Масштабы трудовых ресурсов характеризуют потенциальную массу живого труда, или «запас» рабочей силы, которым владеет общество для удовлетворения своих потребностей.
Главным показателем, характеризующим эффективность использования рабочей силы является уровень производительности труда, определяемый как объем производства на одного занятого. Лидерами по этому показателю являются индустриальные страны мира: США (60, 7 тыс. долл.), Бельгия (54, 3 тыс. долл.), Ирландия и Франция (по 52 тыс. долл.). В России этот показатель составляет 16,9 тыс. долл., что составляет только 28% от показателя США и 40% от показателя Японии.
Вопросы для повторения
1. Что понимается под природно-ресурсным потенциалом мировой экономики?
2. Почему природные ресурсы − это пространственно - временная категория?
3. Обозначьте основные подходы к классификации природных ресурсов по происхождению.
4. Какие виды природных ресурсов относят к относительно возобновляемым? Почему?
5. Какие виды природных ресурсов относят к невозобновляемым?
6. Поясните роль основных видов природных ресурсов в развитии мирового хозяйства.
7. Что входит в понятие человеческих (трудовых) ресурсов мировой экономики?
8. Назовите основные факторы, влияющие на размещение населения.
9. Укажите количественные и качественные аспекты развития трудовые ресурсов мира.