Тема 2.2. Экономическая теория марксизма

I. Задания для самостоятельной работы

1. Используя рекомендованную литературу, найти определение следующих понятий теории марксизма: материалистическое понимание истории, производительные силы и производственные отношения, способ производства, общественно-экономическая формация, абстрактный и конкретный труд, общественно-необходимые затраты труда, товар, простое и капиталистическое товарное производство, капитал, рабочая сила, прибавочная стоимость, постоянный и переменный капитал, всеобщий закон капиталистического накопления. Представить их в письменной форме.

2. Подготовить доклад на тему: «К. Маркс – создатель политической экономии труда».

3. Составить конспект фрагмента следующего произведения К. Маркса: «Капитал» Т. 1. Послесловие ко второму изданию. (этот фрагмент содержится в хрестоматии учебника: Белоусов В.М., Ершова Т.В. История экономических учений. - Ростов-на-Дону: 1999.)

4. Принять участие в дискуссии: «Почему с точки зрения русских экономистов М.И. Туган-Барановского, П.Б. Струве, С.Н. Булгакова не сбылось предсказание Маркса об абсолютном и относительном обнищании рабочего класса при капитализме»?

II. План семинарского занятия

(форма обучения очная)

1. Особенности предмета и метода изучения К. Маркса.

2. Материалистическое понимание истории.

3. Теоретические положения о стоимости и капитале.

4. Теория прибавочной стоимости К. Маркса.

5. Всеобщий закон капиталистического накопления.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

Для достаточно глубокого усвоения сути и духа учения великого немецкого мыслителя К. Маркса необходимо, прежде всего, понять особенности метода диалектического материализма, которым он пользовался при исследовании предмета политической экономии. Лучше всего это сделать путем внимательного изучения и конспектирования рекомендованного отрывка из послесловия ко второму изданию «Капитала». Именно здесь содержится краткая и достаточно емкая характеристика методологии Маркса, которая существенно отличается от методологии его предшественников, и которая позволила, как считал сам мыслитель, раскрыть главную тайну современного ему общества – тайну механизма эксплуатации наемного труда капиталом. Поэтому указанный отрывок целесообразно изучить и законспектировать до того как студент приступит к выполнению других заданий на самостоятельную работу.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература:

1. Бейтон, А. 25 ключевых книг по экономике /А. Бейтон. – «Урал LTD»: 1999. – С. 175-201.

2. История экономических учений /под ред. В. Автономова и др. - М.: 2008. – Гл. 7.

3. Маркс, К. Предисловие к критике политической экономии. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - М.: 1971. – Т. 13. - С. 6-8.

4. Экономическая история мира. Европа. Т. 3. - М.: 2006. – Раздел I

5. Ядгаров, Я. С. История экономических учений /Я. С. Ядгаров. - М.: 2008. – Гл. 10.

6. Пайда, Г. В. История экономических учений. Модуль 2 : учеб. пособие. - Ростов н/Д: 2010.

Дополнительная литература:

1. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе /М. Блауг. - М.: 1994.

2. Жид, Ш. История экономических учений /Ш. Жид, Ш. Рист. - М.: 1995.

3. Фомишин, С. История экономических учений /С. Фомишин. - Ростов н/Д: 2008.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что принял К. Маркс в качестве научных источников для своих социально-экономических исследований?

2. В чем суть учения Маркса о базисе и надстройке?

3. Как трактует Маркс категории товара, стоимости, денег?

4. Какое значение имеет в теории Маркса концепция двойственного характера труда в условиях товарного производства?

5. Раскройте механизм возникновения прибавочной стоимости по Марксу.

6.В чем особенности взглядов Маркса на теорию классов и классовой борьбы?

7. В чем суть категории марксистской теории «органическое строение капитала»?

Тема 2.3. Маржинализм и формирование неоклассического направления

Экономической теории

I. Задания для самостоятельной работы

1. Используя рекомендованную литературу, найти определения следующих понятий: полезность, предельная полезность, законы Госсена, ценность, субъективно-психологический подход, ординализм и кардинализм в теории предельной полезности, модель частичного равновесия по А. Маршаллу, эластичность спроса по цене и ее разновидности. Представить их в письменном виде.

2. Подготовить доклад на тему: «Принцип предельной полезности в интерпретации О. Бём-Баверка».

3. Составить конспект фрагмента следующего произведения Бём-Баверка: «Основы теории ценности хозяйственных благ».

4. Подготовить материал для анализа конкретной ситуации («кейс-метод»), связанной со сравнительным анализом проблемы стоимости в классической и маржиналистской трактовке.

II. План семинарского занятия

(форма обучения очная)

1. Общая характеристика неоклассического направления экономической теории.

2. К. Менгер – родоначальник австрийской школы предельной полезности (маржинализма).

3. Маржиналистские концепции О. Бём-Баверка и Ф. Визера.

4. А. Маршалл о взаимосвязи рыночной цены, спроса и предложения.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

При выполнении заданий по самостоятельной работе и подготовке к семинарскому занятию основное внимание следует уделить принципиальному различию методологических принципов маржинализма и классической политической экономии (включая марксизм). Необходимо понять, что в случае маржинального подхода мы имеем дело субъективной школой экономической мысли, для которой основные виды экономических отношений представляют собой следствие не объективных законов, действующих независимо от воли и сознания людей, а следствие субъективных оценок хозяйствующих субъектов. Они озабочены, прежде всего, проблемой альтернативного использования ограниченных благ в целях максимального удовлетворения своих потребностей. Причем каждый из субъектов имеет свою шкалу этих потребностей и этим определяется тип его экономического поведения.

При подготовке доклада на предложенную тему в числе прочих источников следует воспользоваться предисловием Автономова В.С. к книге «Австрийская школа политической экономии. К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер. М., 1992 – С. 5-30

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература:

1. Бартенев, С. А. Экономические теории и школы / С. А. Бартенев. - М.: 2004. – Гл. 17.

2. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе /М. Блауг. - М.: 1994. – Гл. 8, 9, 10.

3. История экономических учений /под ред. В. Автономова и др. - М.: 2010. – Гл.10, 11, 15.

4. Маршалл, А. Принципы экономической науки /А. Маршалл. - М.: 1993. – Гл. 1,2,3.

5. Ядгаров, Я. С. История экономических учений /Я. С. Ядгаров. - М.: 2008. – Гл. 14, 15, 16.

6. Пайда, Г. В. История экономических учений. Модуль 2 : учеб. пособие. - Ростов н/Д: 2010.

Дополнительная литература:

1. Бейтон, А. 25 ключевых книг по экономике /А. Бейтон. - «Урал LTD»: 1999.

2. Белоусов, В. М. История экономических учений / В.М. Белоусов, Т. В. Ершова. Ростов н/Д: 1999.

3. История экономических учений /под ред. А.Г. Худокормова. - М.: 2004.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем заключается основная идея маржинализма?

2. Сформулируйте «законы Госсена».

3. Какие методы экономического анализа характеризуют сущность «маржинальной революции»?

4. Раскройте суть деления Менгером благ на блага низшего и высшего порядка по принципу комплементарности.

5. Как О. Бём-Баверк трактует категорию ценность и принцип убывающей полезности, исходя из своего примера об одиноком поселенце?

6. В чем новизна характеристики рыночной цены в трактовке А. Маршалла?

7. Какими факторами обусловлена эластичность спроса?

Наши рекомендации