Тема 1.2. Экономическая мысль Древнего мира и средневековья

I. Задания для самостоятельной работы

1. Используя рекомендуемую литературу, найти определения следующих понятий: «ойкономия» (Ксенофонт), «идеальное государство» (Платон), экономика и хрематистика (Аристотель), «справедливая цена» (Фома Аквинский). Представить их в письменном виде.

2. Подготовить доклад на тему: «Аристотель: что лежит в основе обмена?».[1]

3. Составить конспект фрагмента из работы Аристотеля «Политика», который содержится в источнике № 1 списка дополнительной литературы на стр. 296-303.

4. Подготовить материал для дискуссии в рамках первого вопроса семинарского занятия на тему: «Почему в современной экономической науке не применяется термин Аристотеля «хрематистика»?

II. План семинарского занятия

(форма обучения очная)

1. Экономическая мысль Древней Греции (Ксенофонт, Платон, Аристотель).

2. Экономическая мысль Древнего Китая и Древней Индии.

3. Экономическая мысль в Древнем Риме.

4. Экономические идеи Фомы Аквинского.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

Для выполнения заданий на самостоятельную работу по данной теме следует обратиться, прежде всего, к изучению источника № 3 в списке основной литературы. В нем содержится наиболее полное изложение взглядов мыслителей Древнего мира и средневековья на проблемы экономического развития их времени. Материал данной темы хорошо изложен также в источниках № 1 и 2 списка основной литературы. Конспектирование первоисточника (задание на самостоятельную работу № 3) следует начинать с внимательного прочтения рекомендованного отрывка из работы Аристотеля, усвоения его главного содержания. Затем можно переходить к краткому, конспективному изложению содержания указанного фрагмента.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература:

1. Бартенев, С. А. История экономических учений /С. А. Бартенев. - М.: 2004. – Гл. 1.

2. История экономических учений /под общ. ред. В. Автономова и др. - М.: 2008. – Гл. 1.

3. Реуэль, А. Л. История экономических учений / А.Л. Реуэль. - М.: 1972. – Гл.1,2.

4. Ядгаров, Я. С. История экономических учений /Я. С. Ядгаров. - М.: 2008. – Гл. 3.

5. Пайда, Г. В. История экономических учений. Модуль 1 : учеб. пособие. - Ростов н/Д: 2009.

Дополнительная литература:

1. Белоусов, В. М. История экономических учений /В.М. Белоусов, Т.В. Ершова. - Ростов н/Д, 1999.

2. Майбурд, Е. М. Введение в историю экономической мысли. М.: 1996.

3. Аристотель. Политика. - М.: Мысль, 1997.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Почему мыслители Древней Греции отстаивали приоритет натурального хозяйства и осуждали развитие товарно-денежных отношений?

2. Почему невозможно на практике осуществить проект Платона об идеальном государстве?

3. В чем суть концепции Аристотеля о различиях между экономикой и хрематистикой?

4. Какая цена представлялась Ф. Аквинскому «справедливой»?

5. Какой принцип кладет в основу своей теории об источниках обогащения хозяйства Ксенофонт?

6. Кто первым в истории экономической мысли понял значение разделения труда для роста его производительности?

Тема 1.3. Меркантилизм и физиократия

I. Задания для самостоятельной работы

1. Используя рекомендованную литературу, найти определения следующих понятий: меркантилизм, активный торговый баланс (Т. Мэн), нормальные цены (П. Буагильбер), чистый продукт (Ф. Кенэ). Представить их в письменном виде.

2. Подготовить доклад на тему: «Ф. Кенэ и его «Экономическая таблица».

3. Заполните таблицу, используя следующие данные

Автор Годы жизни Произведение Страна
Томас Мэн      
П. Буагильбер      
А. де Монкретьен      
Томас Мор      

Варианты ответов:

Годы жизни: а) 1575-1622; б) 1571-1641; в) 1478-1532; г) 1646-1714.

Стана: Англия, Франция.

Названия основных произведений:

А) Утопия; б) Трактат политической экономии; в) Богатство Англии во внешней торговле; г) Рассуждение о природе богатства, денег и податей.

II. План семинарского занятия

(форма обучения очная)

1. Утопический социализм Т. Мора и Т. Компанеллы.

2. Меркантилизм в Англии и во Франции.

3. 3. Экономические взгляды П. Буагильбера.

4. Ф. Кенэ – глава школы французских физиократов.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

При изучении данной темы следует обратить особое внимание на принципиальную разницу объяснения источников общественного богатства между меркантилистами и физиократами. Последние сделали важный шаг вперед, признав, что таким источником является вовсе не внешняя торговля, а сфера сельскохозяйственного производства. Тем самым физиократы подготовили почву для классиков политической экономии, которые главное внимание уделяли не сфере обращения, а сфере производства в целом. Это предопределило переход экономической науки на качественно новый уровень развития. При подготовке доклада об «Экономической таблице» Ф. Кенэ необходимо не только уяснить революционную суть его макроэкономического подхода, но и постараться показать своим слушателям какую роль сыграл этот подход в развитии современной экономической теории.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература:

1. История экономических учений /под общ. ред. В. Автономова и др. - М.: 2008. – Гл. 2.

2. Синельник, Л. В. История экономических учений /Л.В. Синельник. - М.: 2010. – Гл. 2,3,4.

3. Фомишин, С. В. История экономических учений /С.В. Фомишин. - Ростов н/Д: 2008. – С. 75-84.

4. Экономическая история мира. Европа. Том 1. /под ред. М. В. Конотопова. - М.: 2006. – Гл. 12.

5. Ядгаров, Я. С. История экономических учений /Я. С. Ядгаров. - М.: 2008. – Гл. 4,6,7.

6. Пайда, Г. В. История экономических учений. Модуль 1 : учеб. пособие. - Ростов н/Д: 2009.

Дополнительная литература

1. Аникин, А. В. Юность науки / А.В. Аникин. - М.: 1985.

2. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе /М. Блауг. - М.: 1994.

3. Майбурд, Е. М. Введение в историю экономической мысли /Е. М. Майбурд. - М.: 1996.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем заключается различие во взглядах меркантилистов и физиократов на источники общественного богатства?

2. Что такое активный торговый баланс?

3. Какую роль в экономической жизни должно согласно теории меркантилистов играть государство?

4. Какую роль в теории Ф. Кенэ играет категория «чистый продукт»?

5. Каковы особенности воззрений Ф. Кенэ о сущности капитала, производительном труде и классовой структуре общества?

6. В чем состоит историко-экономическое значение «Экономической таблицы» Ф. Кенэ?

Наши рекомендации