Товары - совершенные заменители
К данной группе товаров относятся все предметы и услуги, которые потребитель готов заменить один на другой в постоянном соотношении, т.е. MRS = const(например, конкурирующие марки практически одинаковых продуктов питания - молока, йогурта, сахара и т.д.). Проанализируем наиболее простую ситуацию, когда товары замещаются в пропорции 1:1 (MRS = 1), например выбор между синими и черными маркерами. Потребителю необходимо приобрести 4 маркера, и ему безразлично, какого они цвета
Кривые безразличия более высокого порядка будут располагаться на параллельных прямых выше и правее начальной (рис. 31), но MRSбудет прежней.
количество U3
товара А U2
U1
Количество товара В
Рис. 31. Кривая безразличия для товаров – совершенных заменителей
2. Товары, совершенно дополняющие друг друга.
В эту группу входят товары и услуги, потребляющиеся всегда вместе и в строго фиксированных пропорциях, например перчатки - правая и левая. Если потребитель выбирает потребительскую корзину, состоящую из одной правой (А) и одной левой перчатки (В), то прибавление к ней любого количества только правых или только левых перчаток не увеличит совокупную полезность данного набора. Следовательно, все потребительские корзины типа (1; 2), (1; 3), ..., (1;n )или (2;1), (3;1), .", (n;l) будут находиться на одной кривой безразличия с потребительским набором (1;1), а сама кривая будет иметь вид латинской буквы L (рис. 32).
U1 U2 U3
количество
товара А
Количество товара В
Рис. 32. Кривая безразличия для совершенно дополняющих товаров
Товары, нежелательные для потребителя.
К нежелательным относятся товары, которые потребитель активно не любит, но без которых в силу каких-либо причин не может обойтись. Так, маленькие дети стараются избежать приема горького лекарства, но охотно потребляют при этом сладкий сироп, которым это лекарство запивается. Степень удовлетворения потребителя и его оценка полезности будут тем выше, чем в меньших количествах нежелательный товар будет присутствовать в наборе. Кривая безразличия в этом случае будет иметь вид прямой с положительным углом наклона (рис. 33).
U1
количество
товара А
U2
U3
количество
товара В
Рис. 33. Кривые безразличия для товаров, нежелательных для потребителей
Нейтральные товары.
Подобная ситуация может возникнуть, когда нам продают нужный товар с абсолютно бесполезной, с нашей точки зрения, но бесплатной нагрузкой. В этом случае количество нагрузки не будет оказывать влияния на покупку основного товара и кривые безразличия будут иметь вид вертикальных прямых, параллельных друг другу ( рис. 34). Более высокому уровню удовлетворения соответствуют кривые, лежащие правее по оси Ql.
Количество U1 U2 U3
товара А
. количество товара В
Рис. 34. Кривые безразличия для нейтральных товаров
Бюджетное ограничение и оптимальный выбор потребителя.
Анализ кривых безразличия позволяет выявить наборы благ, предпочтительные для данного потребителя, возможность взаимозамены этих благ, однако, они не показывают, какой именно из этих наборов является наиболее рациональным. Для дальнейшего анализа потребительского выбора необходимо ввести понятие бюджетного ограничения.
Всякий потребитель предпочел бы приобрести тот набор товаров, который на карте кривых безразличия наиболее удален от начала координат. Однако не всякому потребителю это удастся, поскольку потребители ограничены в средствах. Линия, показывающая доступный данному потребителю набор товаров, называется бюджетной линией (линией цен) (рис. 35).
Y
I/PY
I/PX X
Рис. 35. Бюджетная линия.
Любая точка на бюджетной линии отражает максимальный объем товаров, который при данном уровне цен потребитель может приобрести в рамках своего бюджета.
Для того, чтобы получить уравнение бюджетной линии предположим, что
I – доход потребителя, который он расходует на покупку товаров X и Y;
PX и PY - цены товаров X и Y.
Бюджетное ограничение имеет вид:
I = PXX + PYY – доход потребителя равен сумме расходов на приобретение товаров X и Y.
При помощи математических преобразований получим уравнение бюджетной линии:
Y = (I / PY) – (PX / PY) • X;
X = (I / PX) – (PY / PX) • Y.
Если весь доход потребителя будет затрачен на товар Х, то он сможет купить его в количестве I / PX, соответственно, если весь доход будет затрачен на товар Y, он может приобрести I / PY товара Y. Угол наклона бюджетной линии определяется отношением цены единицы товара Х к цене единицы товара Y.
Наборы товаров, расположенные выше и правее бюджетной линии, недоступны потребителю, т.к. стоят дороже, чем составляет его доход. Рост дохода потребителя означает на графике смещение бюджетной линии вправо. Соотвественно, смещение бюджетной линии влево означает сокращение доходов и уровня потребления. Это может происходить вследствии:
1. роста/сокращения номинального дохода при неизменных ценах;
2. роста/снижения цен товаров при неизменном уровне дохода;
3. изменения и дохода и цен.
Если перенести линию бюджетного ограничения на карту кривых безразличия, то мы получим модель равновесия (оптимума) потребителя (рис. 36).
Точка Е на полученном графике – точка равновесия потребителя, в которой бюджетная линия касается соответствующей кривой безразличия. Точки А и В не удовлетворяют условию равновесия, т.к. они предлагают наборы, неоптимальные по структуре. Оптимальный для потребителя набор, доступный его бюджету, содержит ХЕ единиц товара Х и YЕ единиц товара Y. Углы наклона кривой безразличия и бюджетной линии в точке Е совпадают. Поскольку наклон бюджетной линии равен РХ / РY, а наклон кривой безразличия равен MRSXY, то условием равновесия потребителя является:
РХ / РY = MRSXY.
Предельная норма замещения двух благ характеризует субъективную оценку эквивалентности этих благ для конкретного потребителя, а соотношение их цен - объективную (рыночную) оценку. Когда обе эти оценки совпадают, потребитель достигает максимальной удовлетворенности при своем бюджете, т.е. оказывается в состоянии равновесия. Необходимо отметить, что условие: РХ / РY = MRSXY эквивалентно второму закону Госсена: MUх/Pх=MUу/Pу.
Вопросы для самопроверки:
1. Как изменяется предельная полезность при увеличении объема потребления?
2. Что происходит с совокупной полезностью по мере увеличения объема потребления того или иного блага?
3. В чем суть первого и второго законов Госсена?
4. В чем суть закона убывающей предельной полезности?
5. Что показывает функция полезности?
6. При каком условии потребитель находится в состоянии равновесия?
7. В чем отличие кардиналистской и ординалистской теории потребления?
8. Почему вода, обладая высокой полезностью для человека, имеет низкую цену, а алмазы, менее полезные для человека, - высокую цену?
9. Какую полезность стремится максимизировать потребитель - совокупную или предельную?
10. Что такое кривая безразличия? Почему она так называется?
11. Какие из основных постулатов теории потребительского поведения носят абсолютный, а какие - относительный, временный характер?
12. Почему кривые безразличия не пересекаются?
13. Что представляет собой карта кривых безразличия?
14. На каких кривых безразличия в рамках карты кривых безразличия предпочитает выбирать наборы товаров потребитель и почему?
15. Что такое бюджетное ограничение и как оно определяется?
16. Что показывает бюджетная линия?
17. От чего зависит наклон бюджетной линии?
18. Что показывает предельная норма замещения? Как она определяется?
19. Какой точке на графике соответствует оптимальный набор потребителя?
20. Что представляют собой кривые безразличия для товаров - заменителей и товаров, дополняющих друг друга.
Список рекомендованной литературы:
1. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учебник. М.: Дело, 2000 г.
2. Станковская И.К. Экономическая теория для бизнес- школ: Учебник. М.: Эксмо, 2005 г.