Тема 5. Экономика информации и неопределенности

Неопределенность рыночной экономики.

Асимметричная информация.

Модель конкурентного рынка подразумевает, что информация на таком рынке распределена симметрично, т.е. все участники рынка обладают равным доступом к ней. Неопределенность отсутствует, а это позволяет использовать ресурсы и средства наиболее эффективным образом.

Однако в действительности модель совершенной конкуренции нарушается и возникает асимметричностьинформации, под которой следует понимать ситуацию, когда отдельные участники рынка имеют доступ к важной информации, которого не имеют остальные заинтересованные лица. Возникает явление неопределенности— недостатка информации о вероятных буду­щих событиях.

В экономической теории существуют различные точки зре­ния относительно явления неопределенности [3, c. 188-189; 10, с. 224] .

Неоклассики полагают, что она мешает экономическим субъектам вести себя рациональным образом и является барье­ром на пути эффективного использования ресурсов.

Однако существует и другая точка зрения, согласно кото­рой сила рынка как раз заключается в умении использовать информацию, которая первоначально доступна немногим. Такой точки зрения, в частности, придерживался Ф.А. Хайек, не­смотря на его явно рыночные взгляды. Выгода, по мнению Хайека, возникает лишь в том случае, если информация первоначально доступна не каждому; предприниматель, обладаю­щий информацией, получаст возможность извлекать прибыль в течение периода времени, пока доступ к информации не по­лучат остальные агенты на рынке.

С точки зрения неоклассиков, асимметричность информа­ции — одна из причин фиаско, или несостоятельности, рынка. С чем это связано?

В результате асимметричной информации возникают интерналии (внутренние эффекты), т.е. издержки или выгоды, получаемые участниками данной сделки, которые не были ого­ворены при заключении этой сделки (в отличие от экстерналий, или внешних эффектов, когда выгоды или издержки пада­ют на «третьих» лиц). Примеров интерналий множество: потребитель купил товар, который оказался некачественным; од­на из сторон безнаказанно нарушила договор; наниматель по­лучил выгоду от работника, повысившего свою квалификацию путем самообразования, и т.д.

В чем же причина возникновения внутренних эффектов? Дело в том, что экономические издержки по сбору 100-про-центной информации могут оказаться очень высокими и пере­кроют ожидаемую выгоду от обладания полной информацией.

Таким образом, в результате асимметричности информа­ции нарушается сам принцип действия рыночного механизма, поскольку ценовые сигналы перестают отражать реальное по­ложение дел.

Классический пример, вошедший во многие учебники по экономике, изложен в статье американского экономиста лау­реата Нобелевской премии по экономике Джорджа Акерлофа «Рынок «лимонов» (1970), описывающей ситуацию на рынке подержанных автомобилей [7, c. 394-395; 10, с. 225].

На рынке предлагаются два типа автомобилей: подержан­ные автомобили, находящиеся в хорошем состоянии, и так на­зываемые «лимоны», или дефектные автомобили (па амери­канском жаргоне). За автомобиль первого типа покупатель со­гласен уплатить 6000 долл., а продавец согласен на любую цену выше 5000 долл. Для второго типа машин цены находятся в диапазоне 2000—3000 долл.

Если бы информация распределялась симметрично, суще­ствовали бы рынки и для тех, и для других машин, а на каждом из рынков — своя цепа.

Но в том-то и дело, что симметрия отсутствует. Только продавец знает о своей машине все. Покупатель же не знает о ней ничего. В результате устанавливается средняя цена: 4500 долл. = (3000 долл. + 6000 долл.) / 2. По такой цене про­давцы хороших машин просто не будут их сбывать, а «лимоны» пойдут по цене, превышающей их реальную ценность. «Лимо­ны» вытеснят качественный товар с рынка, что в терминах экономической теории называется отрицательной селекцией (неблагоприятным отбором).

Типичным примером отрицательной селекции, или небла­гоприятного отбора, стал рынок страховых услуг. Ситуация развивается по тому же сценарию, что и на рынке «лимонов». Это происходит, из-за асимметричности информации.

Таким образом, одним из негативных последствий наличия асимметрич­ной информации на рынке становится отрицательная селекция.

С явлением отрицательной селекции тесно связано нега­тивное последствие асимметричности информации — возник­новение морального риска [7, c. 395; 3, с. 190]. Лица, имеющие договор со страхо­вой компанией о страховании здоровья, могут начать редко об­ращаться к врачам и менее внимательно относиться к своему здоровью. Тс, кто застраховал от угона свои автомобили, пере­стают запирать их двери, не ставят систему сигнализации.

Компании, которая занимается страховой деятельностью, сложно предугадать все подобные формы поведения, и, таким образом, она несет дополнительные издержки, связанные с моральным риском — отсутствием стимулов к мерам предосто­рожности.

Следует отметить проблему «прин­ципал — агент» с точки зрения асимметричности информации [3, c. 190-191]. Собственник акций компании (принципал) и менеджер ком­пании (агент) могут преследовать разные цели. Конечно, менед­жер заинтересован в процветании фирмы, как и ее владелец, но у менеджера могут быть и свои собственные цели, типичны­ми среди которых обычно называют разрастание управленче­ского персонала и сокращение рабочего дня.

Принципал не имеет полной информации о целях своих управляющих, поэтому в принципе деятельность фирмы мо­жет быть далеко не всегда направлена на максимизацию при­были, как это принято считать в неоклассической теории.

Наши рекомендации